Реферат
Данное исследование предполагает реализацию в несколько этапов:
1. Сбор материалов -- непосредственная работа в сети, изучение имеющихся точек зрения по проблеме и составление их классификации.
2. Аналитическая работа -- сравнение и анализ сайтов, посвященных вопросам религиозного образования, а также виртуальной и реальной статистики по данной проблеме;
3. Изложение и оформление результатов исследования -- в текстовой форме (формат Word).
4. Создание приложения -- каталога веб-ресурсов по теме работы.
Данное исследование является частью большого исследовательского проекта, посвященного изучению Интернета как нового социокультурного пространства современного общества.
1 ТОЧКИ ЗРЕНИЯ И ИНИЦИАТИВЫ «СВЕРХУ»
Прежде, чем начинать исследование, необходимо определиться в терминах. Само выражение «религиозное образование в школе» в нашей стране звучит как нонсенс, поскольку, как известно, с 1917 года Россия - светское государство, в котором церковь отделена от школы, и менять в этом направлении Конституцию вряд ли кто собирается По Конституции (1993 год) Россия является светским государством, и во второй статье Закона РФ «Об образовании» закреплен принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Данный принцип, однако, вовсе не налагает запрета на религиозное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, в том числе в школах. В пункте 4 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится, что «по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы». . Речь, естественно, идет скорее о введении в образовательный процесс элементов религиозной культуры и этики, знакомстве с историей религии и основами религиозной морали. Однако и в такой, вроде бы вполне «безобидной» трактовке, сразу же возникает целый ряд трудностей.
Первое затруднение происходит из-за того, что с каждым годом Россия становится страной все более многонациональной и многоконфессиональной, и поэтому не совсем ясно, как и в какой мере проводить отбор образовательного материала, чтобы не задеть религиозные чувства верующих и угодить всем - и православным, и католикам, и буддистам, и мусульманам, и т.п.
Вторая сложность - в совершенном отсутствии опыта такого преподавания в школе. До революции, когда подобная практика была обязательной и понятной, поскольку православие являлось официальной государственной религией, такой проблемы не существовало. Функции религиозного образования и воспитания полностью брала на себя церковь с ее тысячелетней образовательной традицией. В советское время также все было просто - проблема отсутствовала, так как религия в масштабе государства была фактически запрещена.
Третья проблема сокрыта в причинах такого резкого поворота официальной политики в области образования в сторону религии с ее образовательной практикой. Многим до сих пор не понятно, зачем в светской стране да еще в начале XXI века внедрять в систему образования какие-то религиозные элементы. Со стороны это может кому-то даже показаться ретроградством и мракобесием: Россия ведь не Иран или Саудовская Аравия, это европейская страна, массовое сознание в которой давно и достаточно секуляризовано. Ответ на вопрос кроется в нашей истории последних лет. С распадом СССР и стремительным развитием в России практически незнакомых народу жестких капиталистических отношений, с присущими им хищнической моралью, произошел резкий упадок нравов, особенно среди молодежи. Пьянство, преступность, разврат, наркомания стали повседневным и повсеместным явлением подростковой жизни. Общество в 1991 году так ждавшее перемен, оказалось к ним абсолютно не готово - отсюда растерянность и деморализация, приведшая к идеологическому вакууму. Школа так же, как и все население страны, оказалась лишенной четких нравственных ориентиров. Мало того, выросло целое поколение, лишенное элементарных представлений о морали, озабоченное в своей массе только получением прибыли. Попытки выйти из этого тупика в основном провалились, поиски новой национальной идеи результатов не дали, и тогда, чтобы не изобретать велосипед, правительство решился вернуться к давно забытому и освещенному авторитетом веков - религии. Может быть уже от отчаяния.
Но тут возникает целый ряд вопросов технического плана - кто и как будет вести подобные предметы? Батюшку в школу уже не пустишь, а тогда где взять нужного специалиста-религиоведа? С какого возраста начинать знакомить с элементами религиозного содержания? Как вычленить из религиозного учения духовно-нравственную составляющую, чтобы, опять же, не обидеть верующих? Нужен ли отдельный предмет, или сделать так, как в советские времена, когда все нравственные вопросы решались на уроках гуманитарных и общественных дисциплин, таких как литература или история. Все эти вопросы, так или иначе, рассматриваются в Интернете. Здесь же мы рассмотрим сначала, что предлагает в этой связи государство.
В настоящее время по инициативе Министерства Образования пока в качестве эксперимента было предложено два подобных образовательных проекта в рамках введения в стандарты образования новой образовательной области «Духовно-нравственная культура». Первый, стартовавший в 2006 году и предполагавший введения в учебный план в качестве обязательного предмета «Основы православной культуры». Он изучается сейчас в 15 регионах России, причем только в двух из них - в качестве обязательного. Второй - курс «Основы религиозных культур и светской этики», который вводится в 19 регионах страны с 1 сентября 2009 года. Последний проект более сложен, поскольку претендует на известную толерантность: он уже предполагает изучение основ не одной, а целого комплекса религий на выбор родителей Для занятий ребенка религией в школе сейчас требуется заявление родителей учащихся только в том случае, если они не достигли 14 лет. В заявлении помимо просьбы родителей фиксируется согласие самого ребенка на обучение религии. В соответствии с законом ребенок старше 14 лет может самостоятельно решать вопрос о своем отношении к вероисповеданию. В связи с этим он вправе оформить свою просьбу о религиозном обучении в виде приложения к заявлению родителей (законных представителей) или в виде самостоятельного заявления. Такие заявления оформляются на имя администрации образовательного учреждения и рассматриваются органом школьного самоуправления (совет школы, попечительский совет или иной орган, записанный в учредительных документах школы). учеников - православия, ислама, буддизма и иудаизма и даже атеизма (под названием «Светской этики»). Обе инициативы (как, впрочем, и все другие начинания нашего правительства) были восприняты крайне неоднозначно в СМИ и вызвали бурную полемику - как в учительской, так и родительской среде. Мнения распределились полярно - от резкого неприятия до восторженного приветствия, но в целом оба проекта получили поддержку двух главных людей в России - В. Путина и Д. Медведева, и поэтому вопрос об их реализации был предрешен.
Таким образом, вопрос этот достаточно злободневный, а в связи с массовым проникновением в нашу страну (и в школу) различных неоконфессиональных, псевдорелигиозных и откровенно сектантских организаций, использующих для вербовки адептов все возможные средства, в том числе и Интернет [1], и объективно назревший: преподавать в школе основы религиоведения необходимо.
2 ШКОЛЬНОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЗЕРКАЛЕ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЕМИКИ
Теперь рассмотрим основные ресурсы сети, посвященные проблемам религиозного образования в школе. Все их можно разделить на три группы: чисто информационные дискуссионные порталы, где обсуждаются все возможные точки на этот счет, сайты сторонников внедрения основ религиозного образования в школу и принципиальных противников подобных экспериментов.
Одним из главных информационных сетевых ресурсов, большая часть которого посвящена вопросам взаимоотношения православной церкви и светского общества (в том числе и системы школьного образования) является сайт «Религия и СМИ». Здесь мы найдем самые разнообразные материалы по интересующей нас проблеме: «Книги», «Опросы», «Документы», «Маниторинг СМИ» и т.д. (все это названия рубрик сайта). Данный ресурс ценен, прежде всего, тем, что в нем освещаются самые разнообразные точки зрения представителей различных религиозных конфессий от официального православия и ислама до раскольников-старообрядцев. Другой не менее информативный сетевой ресурс - информационный портал «Мир религий», освещающий, в том числе, и дискуссию по поводу религиозного образования в школе. Оперативную информацию предоставляют и другие специализированные новостные и общественно-политические сетевые издания (как и их существующие печатные аналоги): «НГ Религии», «Интерфакс. Религия», «Русская линия» и др.
Страницы: 1, 2