Рефераты. Школьный интернет-сайт

овлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Подростки обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Школьный сайт будет содержать лучшие эталонные исследовательские проекты который послужат основой новым работам. Кроме того, проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса:

Если школа не предложит подростку способов реализации его чувства взрослости, оно может проявиться рискованным поведением, уверенностью в несправедливости и необъективности взрослых; таким образом, проектная деятельность удовлетворяет желание подростка почувствовать себя взрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых;

Если в ходе учебы оценивается только результат работы и не находится места для оценки оригинальности замысла и для творческого подхода, то процесс учения теряет в глазах подростка свою привлекательность; таким образом, проектная деятельность удовлетворяет склонность подростка к фантазированию, когда результат действия становится второстепенным по сравнению с собственным авторским замыслом;

Если подросток не получает приемлемых форм для реализации потребности экспериментировать, она реализуется в экспериментах со своей внешностью, а в худших случаях - и с психоактивными веществами, и здесь проектная деятельность удовлетворяет стремление к эксперименту, которое проявляется в попытках определить границы своих возможностей, физических и интеллектуальных.

Именно работа над проектом позволяет задумать и поставить оригинальный опыт или провести опрос среди одноклассников, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие (новое учебное пособие, "шпаргалку" по трудной теме, фильм, литературное или художественное произведение, творческий вечер, спектакль и т.п.) через школьный сайт. Таким образом проектная деятельность важна сама по себе, так как способствует в ходе ее реализации формированию ключевых компетенций - лингвистическая, коммуникативная, креативная, критическая, а с применением информационных технологий добавляется еще и информационная.

Применяемый метод проектов на уроках позволяет говорить о проблемном типе обучения, который обеспечивает не только достижение результата (усвоение системы знаний), но и овладение учениками процессом получения этого результата (усвоение способов деятельности по овладению знаниями).

Выделяют четыре уровня проблемного обучения:

I уровень - несамостоятельная (обычная) активность. Для него характерно, что учитель сам организует проблемную ситуацию, вычленяет учебную проблему и излагает факты, приводящие к ее решению. Учащиеся воспринимают объяснение учителя, усваивают образец умозаключения в условиях проблемной ситуации, выполняют самостоятельные работы, упражнения воспроизводящего характера, осуществляют устное воспроизведение изученного материала.

II уровень - полусамостоятельная активность. Характеризуется применением прежних знаний в новой учебной ситуации. Учитель сам организует проблемную ситуацию, а далее уже совместно с учащимися формулирует проблему, вместе они выдвигают гипотезы, останавливаются на единственно верной, намечают пути решения, обсуждают факты.

III уровень - самостоятельная активность. Характеризуется тем, что проблемную ситуацию создает учитель, а решают проблему учащиеся. Данному уровню присуще выполнение работ репродуктивно-поискового типа, когда ученик сам работает по тексту учебника, применяет прежние знания в новой ситуации, конструирует, решает задачи среднего уровня сложности, доказывает гипотезы с незначительной помощью учителя.

IV уровень - творческая активность. Ему присуще выполнение самостоятельных работ, требующих творчества, воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения учебной проблемы, самостоятельного доказательства. Этот уровень предполагает, что на основе материалов, рекомендованных педагогом, учащиеся сами определяют проблемы, намечают пути их решения с последующей самостоятельной реализацией, делают выводы, необходимые обобщения.

Согласно проекту учителя активно включаются в собственную проектную деятельность и способствуют учащимся в овладении ими технологии проектов. Выполняют роль наставников, направляют и подсказывают учащимся в каком направлении стоит двигаться, помогает с выбором литературы и источниковой базы, заранее устанавливают критерии оценки. С критериями оценивания учащиеся знакомятся заранее, в самом начале работы над проектом. Более того, они могут сами предложить какие-либо дополнительные критерии. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, зная заранее, как именно его работа будет оцениваться, автор проекта может, улучшая отдельные характеристики своего проекта, повысить свой результат или, не имея такой возможности, быть готовым к более низкой оценке. В любом случае структура полученного балла будет понятна учащемуся. Составляют индивидуальный план работы над проектом (подготовка, планирование, исследование, формулирование результатов и выводов, защита проекта, оценка результатов и процесса проектной деятельности) и предлагают лучшие работы печатать на страницах интернет-сайта, готовят учеников к школьной конференции.

Часть III. Ученический совет

За последние годы в стране произошли серьезные изменения. Россия стала страной, открытой миру, демократическим обществом, строящим рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и ответственности. Важными целями образования должны стать: развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства); готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Так родилась идея об Ученическом совете который по форме устройства напоминает правовые институты российского государства. Например ежегодно избираемый президент, формируемый из представителей классов палаты: большая - из старшеклассников и малая - из учащихся средних классов. Организация действует согласно общеразработанному уставу, утвержденному директором школы, в которым определены цели и задачи организации, порядок ее образования, функции и обязанности структур. Участие школьников в работе Ученического совета безусловно будет способствовать их организации и формированию ключевых компетенций - психологическая, диагностическая, управленческая, лингвистическая, коммуникативная, критическая, креативная, гражданская, информационная и конечно же толерантная. Таким образом именно в этой структуре сконцентрированы наибольшее количество ключевых компетенций ведь любое государство даже такое маленькое - это сложный социальный организм. В соответствии с внедрением проекта "Школьный интернет-сайт" устав организации дополниться новыми правомочиями:

Осуществлять обработку и поду информации для сайта, которыми могут быть школьные новости, фотографии, различные публикации и статьи, расписание занятий, доска почета и прочая информация;

Вносить свои предложения по поводу структуры, оформления и содержания сайта;

Доступ к интернету по перенятию опыта других школ и учреждений, обмен опытом и идеями;

Информирование учащихся по образовательным программам,

Различная помощь учащимся по любым вопросам.

Этот список можно продолжать и дальше, но нас прежде всего интересует работа Ученического совета, его ресурсность, вклад в развитие проекта "Школьный интернет-сайт".

Всеобщий охват проектом, энтузиазм и энергия которого высвобождается при реализации, заинтересованность дела, даст импульс новым проектам на базе существующих. Это может быть стихотворное творчество, возможностью своего самовыражения через странички сайта, открытие тематических блогов, знакомство учащихся друг с другом по интересам, фоторепортажи школьных событий и многое другое к чему будет способствовать творческое мышление учащихся и учителей в процесс реализаций проекта, жизнь будет веселой и многообразной, школа станет местом где есть место радости, а не только монотонному обучению и зубрежке. Коллектив станет дружнее и обстановка в целом доверительной и благоприятной школьному образовательному процессу, личный интерес станет залогом формирования ключевых компетенций.

Заключение

Качественные структурные и социально-экономические изменения последних десятилетий называют переходом к постиндустриальному обществу. Они ведут к смене традиционной парадигмы общего образования. Жизнь требует от выпускников школ интеллектуального и нравственного развития, формирования критического и творческого мышления, умения работать с информацией, ответственности, инициативности, коммуникативности, самостоятельности мышления.

Опыт сотрудничества с педагогическим сообществом наглядно доказывает, что интеграция с информационными технологиями открывает следующие возможности для образовательного процесса: эффективный свободный доступ к самой разнообразной информации; возможности использовать различные источники информации; возможности повышения квалификации через Internet; использование компьютера как средства для подготовки, печати, и поиска информации; возможность моделирования для проведения эксперимента; отработка определенных навыков и умений; контроль знаний; организация исследовательской деятельности обучающихся; повышение мотивации обучения; увлекательное объяснение нового материала; визуализация.

Анализ научных работ и педагогической литературы показал усиление личностной направленности образования: необходимость обеспечивать активность школьника в образовательном процессе, увеличив возможности выбора у ученика вариативной образовательной системы и формирование обобщенных способностей. А это сопряжено с проблемами контроля и оценки ключевых компетенций, так как подавляющее их большинство не поддаются точному диагностированию, измерению, оцениванию. О формирование ключевых компетенций и общем уровне развития учащихся, свидетельством их успешности в образовании мы можем судить по победам учеников на конкурсах, конференциях, олимпиадах разных уровней, результатом считается составление методических пособий и сборников, результат - уровень обученности и качество образования, результат - отношение школьников к предмету и учителю. Результат - это сопоставление желаемого в начале пути с конечным итогом. А итог всего этого - дети в достаточной степени обладают навыками мыслительной деятельности, у них развито логическое мышление, они успешны и любят творить.

Без компетентной помощи учащихся не было бы проекта. Школа без реализации нашего проекта не смогла бы вознести ключевые компетенции на более высокий взрослый уровень. В начале проекта мы поставили гипотезу, которая звучала следующим образом - организация школьного сайта, его функционирование будет способствовать формированию ключевых компетенций учащихся через активизацию проектной деятельности по школьным предметам и работу Ученического совета, внедрению информационных инноваций в деятельность школы.

Безусловно, на протяжении всего проекта мы видели какие ключевые компетенции формируются у учащихся. Действительно при организации школьного интернет сайта ресурсами администрации, учителей, самих учащихся, возможности бесплатного хостинга сайта www.edusite.ru, на серверах которого и будет располагаться интернет-страничка школы у учащихся шло формирование ключевых компетенций:

1. Психологическая компетенция: понимание собственной ценности и ценности других людей; способность концентрировать сознание на себе, своем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими; овладение рефлексией как средством самопознания.

2. Диагностическая компетенция: умение понимать и описывать собственные эмоциональные состояния и состояния других людей, не причиняя вреда другим; осознание причин и последствий, как своего поведения, так и поведения окружающих.

3. Управленческая компетентность (потребность в саморазвитии): нахождение самостоятельных решений; умение принимать решения; готовность к целеполаганию; умение принимать на себя ответственность за собственную жизнь, здоровье, своё развитие.

4. Лингвистическая и коммуникативная компетенция: владение психологическими навыками общения; умение организовать общение; владение различными способами общения; умение взять ответственность на себя; умение правильно, грамотно и доступно выражать свои мысли.

5. Компетенция критического и креативного мышления: постоянная осознанная готовность к изменениям, поиску новых нестандартных решений; критичность к себе, своей деятельности, ее результатам.

6. Гражданская компетенция: способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.

7. Информационная компетенция: владение компьютерными технологиями; изучение и учёт различных источников информации; знание приемов работы с источниками; умение выбирать, находить информацию, необходимую для конкретной ситуации; умение обрабатывать информацию, использовать и хранить.

8. Толерантность: способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств; терпимость к индивидуальным особенностям других людей; умение принимать на себя ответственность за собственную жизнь, своё здоровье.

Список использованной литературы

Алексеев Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф. Филиппова. - http://www.researcher.ru/teor/teot 0001. esp

Алексеев Н.Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности /Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович. - http://www.researcher.ru/teor/teor_0004. esp

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. История для завтрашнего дня. - М. 1999.

Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. - М., Народное образование, 2001. - С.24-34.

Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование №4, 2004г. - с.136-137.

Журавлева О.Н. Формирование навыков компьютерного пользователя в системе повышения квалификации учителей истории. // Преподавание истории и обществознания в школе №5, 2003г. - с.66-69.

Ксензова Т.Ю. Перспективные школьные технологии. М.: Педагогическое общество России, 2000г. - 224с.

Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: 1987.

Новик М. Современные технологии в образовании // Новые знания, 1999, №3, с.17-21.

Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. - М., 2002.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под. ред. Полат Е.С. М.: “Академия”, 2002г. - 272с.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998г. - 256с.

Сергев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ, 2003г. - 80с.

Тюляева Т.И. Настольная книга учителя история. М.: “Издательство Астрель”, 2003г. - 523 с.

Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование №2, 2003г. - с.58-65.

Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности. - http://www.researcher.ru/practice/a 15107m. esp

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.