Раздел III. Констатирующий этап экспериментальной работы по исследованию состояния лексико-грамматического строя речи у детей группы ОНР.
3.1. Организация и задачи проводимого исследования.
Исследовательская работа проводилась в МДОУ детский сад комбинированного вида №12 «Солнышко» станицы Выселки, в группе ОНР с детьми I года обучения с 1.09.2006года по 25.05.2007 года. Основные задачи проводимого исследования:
- отбор и анализ специальной методической литературы;
- изучение приемов формирования лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи;
- прослеживание последовательности формирования лексико-грамматических конструкций у детей в норме;
- определение роли воспитателей и родителей в коррекционном процессе;
- проведение сравнительного анализа результатов исследования.
В МДОУ №12 созданы все условия для проведения коррекционно-педагогической работы с дошкольниками.
На первом этапе организации эксперимента мы изучили необходимую литературу по данному вопросу, обратили внимание на нарушение лексико-грамматических конструкций у дошкольников и способы их устранения, ознакомились с приемами коррекционной работы разных авторов. Коррекционно-развивающая работа строится на основании программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада (I год обучения)». Данная программа учитывает все особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи. В ней описаны приемы и последовательность формирования лексико-грамматических конструкций у дошкольников.
Логопедический кабинет в детском саду оборудован согласно требованиям.
Для проведения исследования и коррекционной работы в кабинете систематизированы наглядные пособия, игрушки, дидактический и раздаточный материал, который представлен в картотеке.
Логопедический кабинет оснащен картинками, игрушками, играми, разрезными картинками, наборами для изучения состояния мелкой моторики рук, красочными пособиями И. Светловой «Логика», «Внимание», «Мышление», «Память», «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой.
К началу проведения эксперимента подобраны картинки:
- на все группы звуков;
- разрезные;
- сюжетные и серии сюжетных картинок;
- для составления предложений, рассказов;
- на обобщение предметов;
- с изображением предметов (слова сложной слоговой структуры);
- с близкими по значению словами, словами-паронимами;
- для выявления понимания детьми предлогов;
- с различными действиями.
Для подгрупповых и индивидуальных занятий подготовлены карточки:
- на автоматизацию и дифференциацию звуков;
- с чистоговорками, скороговорками, стихотворениями;
- для формирования лексико-грамматического строя речи;
- для развития звукового анализа и синтеза;
- для определения количества предметов;
- на выделение четвертого лишнего предмета.
Затем мы перешли к изучению документации. Ознакомившись с заключениями МППК и медицинскими картами, мы выяснили, что в логопедической группе находятся 12 детей с диагнозом: общее недоразвитие речи, II и III уровня. Для проведения эксперимента была выбрана подгруппа детей в количестве шесть человек с III уровнем общего недоразвития речи. Экспериментальная подгруппа в процессе исследовательской работы будет сравниваться с контрольной подгруппой в таком же составе с аналогичными диагнозами, где эксперимент не проводился.
После тщательной подготовки организации эксперимента, логопед приступил к обследованию детей экспериментальной подгруппы. В нее вошли дошкольники, направленные по заключению МППК в логопедическую группу с диагнозами общее недоразвитие речи II и III уровня.
3.2. Методика обследования.
Для постановки правильного диагноза и выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка, а в дальнейшем определения направлений коррекционной работы, необходимо провести полное обследование речи и невербальных процессов дошкольников.
Для изучения речи детей была выбрана методика обследования, предложенная в работе Л.Ф. Спировой «Приемы выявления речевых нарушений у детей» [45].
Обследование лексико-грамматического строя речи наиболее полно представлено в методике Т.П. Горюновой, В.С. Минашиной, Н.И. Серебровой [7].
В данной методике описывается обследование речевых возможностей детей.
Важно исследовать понимание речи ребенком. Отмечается объем пассивного словаря и точность понимания значений слов. Проверяется умение различать грамматические формы словоизменения и словообразования, а также понимание словосочетаний и простых предложений.
В процессе обследования словарного запаса выясняется объем предметного (объяснение значения слов; показ и называние частей предметов, уровень обобщений) и глагольного словаря (называние профессиональных и других различных действий), а также словаря признаков (называние цвета и формы; подбор определений к слову).
При обследовании грамматического строя речи проверяется умение детей использовать в самостоятельных высказываниях существительные и глаголы единственного и множественного лица, изменять существительные по родам, падежам, согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже. Особое внимание уделяется употреблению простых и сложных предлогов.
Для обследования состояния связной речи ребенку предлагается пересказ текста, составление рассказа по сюжетной картине и серии сюжетных картин.
Познакомившись с методикой обследования, мы приступили непосредственно к проведению логопедического обследования детей экспериментальной группы.
3.3. Логопедическое обследование детей в группе ОНР.
Изучив методики обследования различных авторов и выбрав за основу методику Л.Ф. Спировой, мы приступили к логопедическому обследованию детей в группе ОНР, которое проводилось с 1 по 15 сентября.
Логопедическое обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком по 15-20 минут в течение 2-3 дней в просторном, изолированном от шума помещении. В ходе обследования все результаты были зафиксированы в речевой карте. Логопед начал обследование с изучения специальной документации: заключения медико-психолого-педагогической комиссии и медицинской карты ребенка. На этом же этапе логопед изучил анамнестические данные ребенка, которые выяснил из беседы с родителями. Сведения, сообщенные родителями, помогли логопеду разобраться в причине недоразвития речи у каждого ребенка. Из беседы с родителями логопед выяснил особенности раннего физического, психического и речевого развития ребенка. При опросе родителей он предлагал следующие вопросы:
- Когда у ребенка появились гуление, лепет, первые слова и фразы?
- Не прерывалось ли речевое развитие?
- Как протекало физическое развитие ребенка (когда стал держать голову, сидеть, вставать, ходить)?
- Обращались ли они ранее к логопеду?
- Если обращались, то, как долго длились занятия? Их результативность.
Для того, чтобы выявить особенности речевой деятельности ребенка, установить контакт с ним, выяснить его интересы и особенности личности, логопед провел беседу:
- Как зовут тебя?
- Сколько тебе лет?
- Есть ли у тебя брат, сестра? Расскажи о них.
- Где ты живешь? Назови свой адрес.
- Где и как ты отдыхал (а) летом?
- Какая твоя любимая сказка? О чем она?
Все дети вступили в контакт с логопедом. Он обратил внимание на ответы детей. Саша, Игорь и Дима отвечали однословными предложениями. Денис, Рома и Вова пользовались простой фразовой речью.
Для определения общего звучания речи, он предложил ребенку рассказать любимое стихотворение или составить небольшой устный рассказ по картине «Лето в лесу». Во время рассказывания стихотворения логопед установил у детей отклонения, имеющиеся в произношении звуков, общую внятность их речи, ее темп, плавность. Он отметил, что у всех детей нарушено звукопроизношение, речь недостаточно внятная.
Обследование строения и функций артикуляционного аппарата имеет важное значение для определения возможных причин дефекта звуковой стороны речи детей. Логопед провел осмотр органов артикуляции (губ, зубов, челюстей, прикуса, языка, подъязычной связки, твердого и мягкого неба). Он не обнаружил у детей сложных аномалий в строении.
Артикуляционную моторику у детей логопед обследовал, предлагая им следующие задания для:
- нижней челюсти (открыть широко рот; закрыть рот; попеременно открыть - закрыть рот; подвигать нижней челюстью из стороны в сторону);
- губ («Улыбка» с оскалом резцов; попеременно «Трубочка» и «Заборчик» под счет);
- языка (высунуть язык, удержать по средней линии; сделать язык широким («Лопатка»), узким («Иголочка»), попеременно широким - узким; поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы; узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта);
- мягкого неба (покашлять с открытым ртом; произнести звук А с широко открытым ртом).
При выполнении различных артикуляционных упражнений, логопед наблюдал у детей некоторые трудности. В переключении с одного движения на другое затруднялись Саша, Рома, Вова, Дима. Неполный объем движений был у Игоря, Дениса, Вовы. У всех детей снижен темп и плавность выполняемых артикуляционных движений.
В момент обследования общей моторики логопед обращал внимание на общий вид детей, их осанку, походку, особенности бега, выполнение упражнений с мячом. Он проверил умение детей сохранять равновесие (постоять на левой, затем на правой ноге); выполнять упражнение на переключаемость движений (правую руку к плечу, левую на затылок; левую руку на пояс, правую за спину). При обследовании логопед следил за точностью выполнения упражнений, темпом, координацией, переключаемостью движений с одного на другое. Почти все дети неточно выполняли движения. Логопед отметил у них моторную неловкость, слабую переключаемость, неумение ориентироваться в собственном теле и пространстве.
Особенности мелкой моторики у детей логопед выявлял при помощи следующих заданий и упражнений:
- собрать палочки в коробку левой и правой рукой, мозаику, фасоль, пуговицы разного размера;
- сжать пальцы в кулак и разжать;
- зашнуровать «ботинок», нанизать бусинки на леску;
- обвести трафареты животных, геометрических фигур;
- вырезать по контуру домики, цветы, бабочки;
- выполнить пальчиковые упражнения («Коза», «Зайчик», «Пальчики здороваются», «Замочек», «Игра на рояле»).
Денис, Дима и Игорь испытывали трудности при нанизывании бусинок и вырезывании бабочек и цветов ножницами. Практически у всех детей наблюдается нечеткость выполняемых заданий и сниженный темп, а также медленное переключение от одного движения к другому.
Далее логопед обследовал общее развитие каждого ребенка. Он проверил:
- счет прямой и обратный в пределах 10 на материале счетных палочек;
- знание геометрических фигур - квадрат, треугольник, прямоугольник, круг (геометрическое «Лото», «Почтовый ящик»);
- называние детьми основных и оттеночных цветов, предложенных на карточке;
- выделение четвертого лишнего предмета по картинкам;
- ориентацию в пространстве: покажи правый, левый глаз; правое, левое ухо; назови предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади от тебя;
- ориентацию во времени: назови части суток, времена года (по картинкам);
- способность к логическому мышлению (игра «Бывает, не бывает», сравнение предметов (солнце и лампа)).
Дети неодинаково справились с заданием. У Саши, Ромы и Вовы возникли затруднения при назывании частей суток. Дима и Игорь путали левую и правую руку. Денис неуверенно и медленно считал палочки. Это говорит о том, что общее развитие детей отстает от возрастной нормы.
Для обследования психических функций детей логопед использовал различные игры и задания. Он предложил дошкольникам внимательно посмотреть, назвать и запомнить игрушки (заяц, лиса, медведь, петух, собака, кошка), которые стоят на столе. Затем он убрал игрушки, а дети перечислили их по памяти.
В игре «Найди отличие на картинке» логопед выявлял уровень внимания дошкольников. Дети сравнивали две картинки и находили несколько отличий.
Логопед отметил, что у всех детей снижено восприятие, внимание неустойчивое, ограниченный объем памяти.
Затем логопед обследовал у детей понимание речи. Он просил ребенка выполнить ряд словесных инструкций: «Подойди к шкафу. Возьми с нижней полки красный кубик. Положи его на стол рядом с карандашами». Логопед отметил, что Дима и Денис медленно выполняли задание, а остальные дети с ним справились.
Обследуя состояние связной речи детей, логопед предлагал каждому ребенку пересказать небольшой текст, чтобы выяснить, понимает ли ребенок смысл рассказа, может ли пересказать его в логической последовательности:
Лев и мышь.
Лев спал. Мышь пробежала по его туловищу. Лев проснулся и поймал мышь. Она стала просить, чтобы он отпустил её. Лев рассмеялся и отпустил. Назавтра охотник поймал льва и привязал его веревкой к дереву. Мышь подкралась, перегрызла веревку и освободила льва.
При составлении рассказа по серии сюжетных картинок, логопед давал ребенку ряд заданий:
1) разложить картинки, определив, что было вначале, а что потом;
2) дать имена действующим лицам;
3) определить время и место действия;
4) закончить рассказ.
Логопед проанализировал, умение детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, по картинке, из личного опыта, и отметил наличие аграмматизмов, затруднения в построении лексико-грамматических конструкций, передаче логической последовательности.
Потом логопед обследовал грамматический строй речи детей и уделили особое внимание грамматическим конструкциям.
Образование детьми множественного числа существительных логопед обследовал при помощи картинок: шарф - шарфы, мяч - мячи, рукав - рукава. Логопед обследовал, как дети употребляют формы родительного падежа множественного числа существительных. Он задавал вопросы: «Много чего? - шар - шаров; береза - берез; чашка - чашек.
Логопед проверял, как дети образовывают существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Он называл большие предметы, а обследуемый ребенок уменьшительную форму этих же слов (стул - стульчик, дом - домик, елка - елочка).
У Саши и Ромы возникли трудности в образовании множественного числа существительных, они вместо слова «мячи» - назвали «мяча». Игорь и Денис не смогли верно образовать уменьшительно-ласкательную форму слова «ухо».
При помощи предъявленных картинок (красный шар, голубое платье, маленькое ведро) логопед выяснял умение детей согласовывать прилагательные с существительными в единственном и множественном числе (новые ботинки).
Затем дети считали предметы (один гриб, два гриба … пять грибов; одно ухо, два уха … пять ушей), а логопед допущенные детьми ошибки в согласовании числительных с существительными фиксировал в речевых картах детей.
При обследовании употребления детьми существительного в разных падежах, логопед предъявлял им картинки с изображением определенных ситуаций и предлагал ответить на вопросы:
- Чем девочка кушает суп? (ложкой)
- Откуда возвращаются дети? (из леса)
- Где сидит собака? (у забора)
Далее логопед обследовал, как дети понимают и употребляют простые и сложные предлоги: «Куда я положил карандаш?( На стол). Откуда я достал кубик? (Из-под стола). Где стоят книги? (В шкафу)».
При обследовании предлогов выявилось, что особые трудности испытывают Денис и Рома. Оказалось, что дети путают некоторые простые предлоги, а сложные предлоги малодоступны дошкольникам.
Для обследования активного словаря у детей, логопед предлагал назвать предметы, изображенные на картинках: крокодил, пылесос, свеча, телевизор, прищепка, перо, сито, лопата.
Затем дети объясняли значение слов: пылесос и холодильник.
В процессе обследования логопед выявлял также наличие в их словарном запасе общих категориальных предметов и предлагал назвать их одним общим словом: свекла, картофель, репа, помидор, огурец, лук, морковь - это … (овощи). Для этого обследования картинки подбирались по следующим темам: игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, дикие и домашние животные, фрукты, транспорт, ягоды, птицы.
При обследовании словаря он проверял, знают ли дети существительные, обозначающие части тела (плечо, подбородок, локоть), части предмета (донышко, носик, крышку у чайника), детенышей животных (ягненок, теленок, поросенок).
Логопед определил, что в словаре детей мало обобщающих слов (транспорт, ягоды, птицы). Они путают диких и домашних животных. При назывании частей чайника Дима и Денис не справились с заданием.
Путем подбора определений к словам, логопед выявлял, как дети пользовались прилагательными. Он разобрал с ними следующие примеры:
Страницы: 1, 2, 3, 4