Рефераты. Система лабораторно-практических работ по MS Word

недостаткам системы относится ориентация на среднего ученика; трудность учета индивидуальных особенностей детей; одинаковый темп и ритм работы; ограниченное общение между ученикам; частая смена в расписании учебных предметов, не позволяющая ученикам доводить начатые дела до конца; жесткая организационная структура, создающая зачастую формальный подход к уроку.

Е.В. Огородников. С.Г. Григорьев и другие предлагают современные типы и виды уроков информатики [40]:

* уроки вузовского типа (урок-лекция, урок-семинар, урок-практическое занятие, урок-коллоквиум, урок-консультация, урок-зачет);

* уроки специального назначения (урок-практикум, урок-самостоятельная работа, урок-контрольная работа, урок-фронтальная лабораторная работа, урок-экскурсия, межпредметный урок):

Уроки игрового типа (урок-ролевая игра, урок-конкурс, урок-викторина, урок-конференция, урок-встреча, урок-проект):

* уроки на основе содержательных структур (урок работы с книгой, урок на основе электронной рабочей тетради, урок на основе динамических опорных сигналов, урок на основе обобщающих таблиц, урок-диктант, урок на основе типовой программной структуры).

Метод (от гр. methndos - «исследование») - это прием, способ или образ действия; способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность: совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

В литературе существуют различные подходы к определению понятия метода обучения: 1) способ деятельности учителя и учащихся; 2) совокупность приемов работы; 3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию: 4) система действий учителя и учащихся и т.д.

§ 2. Анализ содержания учебного материала

Содержание курса информатики сегодня претерпевает изменения, продиктованные, прежде всего, расширением его целей и задач. Начиная с 1985 года, основной целью курса «Основ информатики и вычислительной техники» было обеспечение «компьютерной грамотности» в ее различном понимании. Однако в дальнейшем произошла постепенная подмена общеобразовательного содержания курса информатики его прикладным аспектом.

Современный взгляд на предмет информатики во многом отличается от представлений об этой науке, сложившейся к моменту ее формирования как отрасли научного знания и практической деятельности человека.

Информатика - это наука не об «около компьютерной деятельности», а фундаментальная наука о закономерностях информационных процессов в системах различной природы.
«Информатика … буквально на наших глазах из технической дисциплины о методах и средствах обработки данных при помощи средств вычислительной техники превращается в фундаментальную естественную науку об информации и информационных процессах в природе и обществе» - отмечает академик Н.Н. Моисеев [35].

Это понимание предмета информатики говорит о том, что современную информационную подготовку школьников целесообразно строить из двух основных взаимосвязных компонентов:

1. Изучение информационных процессов в системах различной природы, что формирует адекватное представление о современном мире и способах действия в мировой инфраструктуре, при этом одной из важнейших задач выступает формирование системно-информационного мышления и умения управлять информационными системами;

2. Изучение средств информатизации и информационных технологий.

К сожалению, большинство учителей и руководителей образовательных учреждений искренне считают, что основной смысл информатики в изучении программирования, так как именно эта сфера является почти единственным средством завоевания призовых мест на олимпиадах и количество учащихся поступивших в ВУЗ. Но только программированием информатика не ограничивается. Ученика необходимо адаптировать к жизни в «информационном обществе», а это требует знаний и практических навыков информационных технологий.

В настоящее время, работая в системе начального профессионального образования, я сталкиваюсь со следующими трудностями:

1. Учащиеся переходят из разных школ, где обучаются по разным программам и учебникам.

2. Выпускники школ имеют, как правило, слабую подготовку по предмету «Информатика» в отдельных группах до 50% учащихся не оправдывают школьных оценок «3» и «4».

3. Смена обстановки, условий обучения и изменения социального положения учащихся является причиной психологической перестройки личности. Возникают трудности адаптации к новому коллективу и новым педагогическим требованиям.

Для решения этих проблем я ставлю перед собой следующие педагогические задачи:

1. Установление преемственности с содержанием информатики в неполной школе;

2. Создание теоретического фундамента для общетехнической и социальной подготовки учащихся;

3. Формирование у учащихся информационной компетентности и информационной культуры (осознание значимости информации и информационных технологий для общества, для себя лично в настоящее время и в будущем);

4. Формирование положительных мотивов изучения информатики -- основа для формирования и развития ключевых образовательных компетенций;

5. Формирование умения решать разнообразные проблемы, применять на практике полученные знания;

6. Формирование навыков работы совместно, в сотрудничестве, проявляя определенные коммуникационные умения;

7. Формирование у учащихся самостоятельности мышления, умения логически мыслить и умения планировать.

Одним из решений вышеизложенных задач и является разработанная мною система лабораторно-практических работ.

Итак, целью системы лабораторно-практических работ является:

1. Развитие и отслеживание динамики изменения уровня образованности учащихся за счет повышения прочности, глубины и системности знаний и умение применять их на практике (от понимания к переносу);

2. Помочь учащимся адаптироваться к стилю и условиям жизни в современном обществе и деятельности учащихся в новом коллективе (учебном заведении);

3. Развитие у учащихся самостоятельности мышления (способность к логике, анализу, осознанию, обобщению, планированию, синтезу).

Современный квалифицированный специалист в своей профессиональной деятельности постоянно сталкивается с проблемой создания качественного, оформленного в соответствии с требованиями ГОСТа текстового документа. Текстовые редакторы и процессоры предоставляют широкий спектр возможностей при создании текстового документа. Наиболее широко распространенным тестовым процессором является Word, почти каждый домашний ПК, да и компьютерный класс в нашем ОУ снабжен офисным комплектом Microsoft.

Производя отбор учебного материала, мною были проанализированы все учебные пособия и практикумы, рекомендованные и допущенные Министерством образования и науки, связанные с практической работой в прикладных программах. Каждый автор предлагает свой подход и систему освоения знаний, практических умений и навыков. Учитывая основной минус данных учебников - это подача материала урывками, без детальной проработки различный опций и функций, что в дальнейшем затрудняет усвоение более широких функций, мною разработан комплекс лабораторно-практических занятий, где в основу положен принцип пошаговой детализации действий.

§ 3. Теоретическая разработка
на основе деятельностно-коммуникативного подхода

Учитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в рамках школьного образования осветить весь спектр ее на-правлений, актуальной представляется разработка такой концепции
преподавания, где наиболее ярко выделены те направления, которые могут сформировать их системное мировоззрение и позво-лят им овладеть современными информационными техно-логиями

При этом акцент делается на разви-тии мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обосно-ванные решения. Следует заметить: развитие мышления яв-ляется целью преподавания любого школьного предмета, но ни в одном из них не применяется системный подход. Ин-форматика, позволяющая аккумулировать знания из разных предметных областей, -- это именно та дисциплина, в кото-рой реально можно воплотить идею развития системного мышления у каждого учащегося [32].

Новый Государственный стандарт образования обязывает включать в учебный план лабораторно-практические работы на персональных компьютерах с использованием пакетов прикладных программ. Навыки, приобретенные при выполнении этих работ, включают в себя: способность к ведению исследовательской работы, абстрактному логическому мышлению, использованию методов индукции и дедукции, умению выявлять и преодолевать неструктурированные проблемы, строить работу с соблюдением жесткого графика. То есть деятельностно-коммуникативный подход, учитывающий самые различные целевые установки в обучении.

Выстраивая специальным образом их деятельность на уроке, мы, получаем возможность не сдерживая развития каждого, а, корректируя его, постепенно повышать уровень владения материалом: от репродуктивного до творческого. Одним из путей решения этой задачи является использование эффективных методов обучения. Несомненно, необходима методика проведения компьютерных уроков в условиях дефицита компьютерной техники. Основная функция, которую выполняют лабораторные работы, - практическое овладение учащимися обобщенными навыками в сфере информационных технологий.

Основные достоинства лабораторно-практических занятий:

· Большая самостоятельность деятельности учащихся, которая регламентируется с помощью инструкционной карты;

· Выполнение одной лабораторной работы либо один на один с компьютером, либо бригадой учащихся (2 человека);

· Управление деятельностью учащихся преподавателем осуществляется посредством инструктирования и консультирования;

· Результатом деятельности учащихся является проверка закономерностей, изученных на уроках формирования теоретических знаний [49];

· Возможность учащихся осмыслить и обобщить собственную деятельность (рефлексия).

Система лабораторно-практических работ по теме «Освоение среды текстового процессора Word» состоит из последовательности технологических карт, каждая из которых является продолжением предыдущей. Каждая практическая работа планируется по принципу «от простого к сложному».

Технологическая карта лабораторно-практической работы содержит:

1. Тему из программы по предмету «Информатика и ИКТ»;

2. Цель лабораторной работы (То, чему научатся учащиеся, выполнив данную практическую работу);

3. Краткие теоретические положения и понятия;

4. Порядок выполнения, краткое описание приемов деятельности учащихся, формы представления результатов (образец);

5. Выводы по работе;

6. Контрольные вопросы или задания.

В предложенной мною системе контрольные вопросы и задания, в силу ограниченности времени, учащиеся получают в качестве домашней работы, которая предполагает как компьютерный вариант (при наличии домашнего ПК), так и бескомпьютерный.

§3. Технологические карты по теме:
«Освоение среды текстового процессора Word»

Лабораторно-практическая работа №1
Настройка пользовательского интерфейса

Выполнив практические задания данной темы, вы научитесь:

· Запускать программу всеми известными способами, в том числе быстрым - создание ярлыка на рабочем столе;

· Настраивать окно программы текстового процессора для удобной и эффективной работы пользователя;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.