Рефераты. Система образования в Республике Казахстан

p align="left">- предоставить объективную информацию обществу о соответствии качества подготовки специалистов в отечественных вузах современным требованиям.

В рамках проекта разработки системы обеспечения качества высшего образования в Республике Казахстан определены пилотные вузы:

1. Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина (г. Астана);

2. Казахский национальный технический университет им. К.И. Сатпаева (г. Алматы);

3. Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза (г. Караганда);

4. Инновационный Евразийский университет (г. Павлодар);

5. Академия бизнеса моды «Сымбат» (г. Алматы).

Основные цели внедрения аккредитации:

- внедрение международной модели аккредитации в контексте Болонского процесса (Стандарты и руководящие принципы);

- повышение конкурентоспособности национальной системы высшего образования;

- оказание помощи и поддержки вузам в разработке собственных систем обеспечения качества;

- содействие совершенствованию качества подготовки студентов;

- учет и защита интересов общества и прав потребителей, путем предоставления достоверной информации о качестве образовательных услуг;

- публичное распространение информации о высших учебных заведениях, прошедших независимую экспертизу - аккредитацию.

Принципы аккредитации: добровольность, независимость; объективность; гласность и прозрачность. Для коллегиального и гласного рассмотрения вопросов сертификации аккредитационного органа в области образования планируется создание Национального совета по аккредитации. В состав Национального совета по аккредитации будут входить представители МОН РК, аккредитационных агентств, вузов, неправительственных организаций, студенческих организаций. НАЦ разработал стандарты и критерии оценки деятельности организации образования, в которой принимали участие вузы Казахстана, студенты и другие заинтересованные лица. Проведена экспертиза стандартов и критериев международными экспертами проекта ТАСИС «Поддержка развития и мониторинга системы обеспечения качества в сфере высшего образования в Казахстане». Стандарты институциональной аккредитации разработаны в соответствии с международной моделью на основе стандартов и руководящих принципов ЕПВО и стандартов американских региональных агентств:

1. Общий стандарт - Основные положения по институциональной аккредитации.

2. Стандарт 1 - Миссия, цели и задачи.

3. Стандарт 2 - Планирование и эффективность.

4. Стандарт 3 - Руководство и менеджмент.

5. Стандарт 4 - Образовательные программы и их эффективность.

6. Стандарт 5 - Профессорско-преподавательский состав и эффективность преподавания.

7. Стандарт 6 - Студенты.

8. Стандарт 7 - Научно-исследовательская работа.

9. Стандарт 8 - Финансирование и финансовая устойчивость.

10. Стандарт 9 - Ресурсы: материально-технические, библиотечные и информационные.

Аккредитации вузов осуществляется по следующим этапам:

- подача заявления;

- заключение двухстороннего контракта;

- процедура самооценки организации образования с составлением отчета;

- представление отчета о самооценке в аккредитационный орган;

- рассмотрение отчета о самооценке в аккредитационном центре;

- разработка рекомендаций аккредитационным центром по представленному отчету о самооценке;

- процедура внешней оценки - посещение вуза и отчет экспертов;

- рассмотрение аккредитационным центром отчета о внешней оценке, рекомендаций экспертов и подготовка материалов для рассмотрения вопроса об аккредитации вуза аккредитационным советом;

- рассмотрение вопроса об аккредитации вуза и принятие окончательного решения аккредитационным советом;

- публикация отчета;

- последующие процедуры для проверки устранения замечаний.

Срок рассмотрения аккредитационным центром отчета о самооценке, посещения вуза экспертами и принятия решений должен составлять не менее одного года. Срок действия аккредитации - 5 лет.

В РК внедрение институциональной аккредитации планируется проводить по следующим шагам:

1. Проведение семинаров для руководителей вузов.

2. Проведение семинаров для представителей вузов с целью подготовки отчетов самооценки в соответствии со стандартами институциональной аккредитации

Подготовка к институциональной аккредитации включает разработку:

- методических пособий к стандартам институциональной аккредитации.

- кодекса этики для эксперта при проведении внешней оценки.

В целом, при аккредитации вузов выполняются следующие задачи:

- проведение консультации признанными зарубежными аккредитационными агентствами для осуществления международной аккредитации ведущих вузов страны в 2008-2010 годах;

- создание научно-методических и правовых основ институциональной и специализированной аккредитации вузов и образовательных программ;

- совершенствование процедуры аккредитации и разработка новых критериев оценки деятельности вуза;

- проведение аккредитации вузов Национальным аккредитационным центром и другими аккредитационными агентствами.

Система обеспечения качества состоит из внутренней и внешней оценки качества. Внутренняя оценка качества основана на аудите, SWOT-анализе, самооценке, мониторинге.

Внешняя оценка качества основана на требованиях аккредитации (национальной и зарубежной), госаттестации, государственного образовательного стандарта РК и международных агентств по стандартизации. В целом, объектами качества выступают: студенты, преподаватели, учебные материалы. В этой связи повышению качества способствует:

- система по работе со студентами (система по изучению мнения студентов);

- работа с выпускниками (трудоустройство, обратная связь);

- работа с работодателями (выявление потребностей, запросов и требований к молодым специалистам).

В то же время связь с индустрией имеет определенные преимущества для вуза:

1. Совместная научная работа с предприятиями.

2. Доступ к современной технике и оборудованиям.

3. Профессиональная ориентированность программ.

4. Возможность трудоустройства выпускников.

5. Консультативная работа для ППС.

6. Возможность переподготовки и повышения квалификации специалистов предприятии в вузе.

7. Совместная работа в реальной научно-технологической среде.

Для индустрии также есть свои преимущества: привлечение консультантов из вузов, подготовка и переподготовка специалистов в вузе, совместная исследовательская работа по развитию бизнес-структуры, хорошо подготовленные выпускники вуза.

Таким образом, для Республики Казахстан развитие науки и образования становится неотъемлемым условиям повышения конкурентоспособности экономической системы, способом занять достойное место на региональном и мировом уровнях, укрепить государственность и развивать национальные интересы.

2.2 Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы

Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы разработана в соответствии с Посланием Президента от 19 марта 2004 года «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации». Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью кардинальных преобразований, направленных на повышение качества образования, решение стратегических задач, стоящих перед казахстанской системой образования в новых экономических и социокультурных условиях.

Программа будет реализовываться в два этапа: первый этап - 2005-2007 годы, второй этап - 2008-2010 годы. Общая сумма расходов, необходимых для реализации Программы, составит 330 812,0 млн. тенге в базовых ценах 2004 года. Однако, самой проблематичной задачей в реализации национальной модели образования Казахстан станет изменение менталитета, сознания педагогов в воспитании индивидуальности личности.

Концепция предполагает переход на пятиступенчатую систему обучения: начальное образование - среднее образование - послесреднее образование - высшее образование - послевысшее образование.

Согласно проекту Концепции, обучаться казахстанские дети будут с шести лет, и при получении полного среднего образования продолжительность обучения составит 12 лет.

Дошкольной подготовкой будут охвачены пятилетние дети, для которых предусматриваются развивающие и игровые формы обучения. Изучение информатики и иностранных языков предлагается ввести со второго класса.

В Казахстане, по сравнению с 2000 годом, количество дошкольных организаций выросло на 12 единиц (1 %), в то время как контингент в них вырос на 25421 ребенка (18,7 %), что свидетельствует о дисбалансе между ростом востребованности в дошкольном воспитании и обучении и возможностями удовлетворить эту востребованность. В результате на 100 мест в дошкольной организации приходится от 105 до 130 детей. В целом по республике около 22 тыс. детей стоят в очереди на устройство в дошкольные организации, 127 тыс. пяти- шестилетних детей должны быть охвачены программами предшколы.

В системе дошкольного воспитания и обучения будут:

· разработаны нормативная правовая база и научно-методические основы по развитию организаций дошкольного образования как социального института, предоставляющего женщинам возможность;

· расширится сеть дошкольных организаций за счет строительства детских садов и создания дошкольных мини-центров на базе организаций образования.

Основная школа (5-10 классы) предполагает получение общеобразовательной подготовки, необходимой для продолжения образования. Развитие наклонностей и способностей школьников будет обеспечиваться через организацию курсов по выбору предпрофильной подготовки. В республике функционируют 3687 (44,6 %) общеобразовательных школ с казахским языком обучения, 2069 (26,1 %) школ с казахским и русским языками обучения. Ежегодно увеличивается контингент учащихся школ с государственным языком обучения. Если в 2000 году на государственном языке обучались 52,1 %, то в настоящее время - 54,8 % школьников. Действуют школы с родными языками обучения - узбекским, уйгурским, немецким, таджикским, украинским и другими. В общеобразовательных школах республики работает более 270 тысяч педагогов.

В среднем образовании будут:

· созданы нормативные правовые и организационные условия перехода на 12-летнее обучение;

· изменены принципы организации обучения и роли ученика в нем от пассивного «получателя» знаний, умений и навыков к активному субъекту образовательного процесса;

· внедрены новые педагогические, информационные и здоровьесберегающие технологии обучения;

· ежегодно будут проходить повышение квалификации 54 тысячи педагогов, в том числе 31 тысяча за счет средств государственного бюджета.

В профессиональном образовании:

· повысятся доступность и престиж профессионального образования;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.