Наблюдатели предполагают, что премьер-министр Доминик де Вильпен озаботился проблемой трудоустройства молодежи совсем не случайно, так как он собирается в 2007 году выдвинуть свою кандидатуру на пост президента Франции. Лоббируя новый закон, он, по всей видимости, хотел заручиться голосами молодых избирателей, но просчитался. Студентам не нужна работа, которую они могут потерять в любой момент.
Основными видами организации профессионального обучения во Франции являются аудиторная работа, самостоятельная работа студентов, контролируемая самостоятельная работа студентов, практическое обучение, обучение в дистанционном режиме.
Аудиторная работа - работа под руководством преподавателя в учебных помещениях. Основными видами аудиторных занятий на магистерских программах являются лекции, семинарские занятия и иные занятия, контролируемая самостоятельная работа (тьюторат, индивидуальное консультирование). К аудиторной работе приравниваются отдельные учебные курсы (разделы учебных курсов), проводимые в дистанционном режиме.
Контролируемая самостоятельная работа представляет собой работу в малых группах либо индивидуальное консультирование, на которых осуществляется текущая помощь в освоении тем, вызывающих трудности у данных студентов, общее содержание предмета связывается с индивидуальными интересами студентов, осуществляется контроль за самостоятельной работой.
Продолжительность аудиторной работы устанавливается в академических часах: 1 академический час равен 45 минутам. Продолжительность учебного занятия без перерыва составляет не более 1 час. 30 мин.
Самостоятельная работа студентов включает: самостоятельное изучение студентами отдельных тем учебного курса, анализ рекомендованной литературы, выполнение письменных контрольных работ, подготовку итоговых рефератов либо эссе по изученному курсу и др.
Виды самостоятельной работы и формы контроля ее выполнения определяются каждой магистерской программой и подробно излагаются в рабочей программе учебного курса.
Практическое обучение - это обучение под руководством преподавателя либо преподавателя и руководителя практики, во время которого знания и умения студентов проверяются на практике. Порядок прохождения практики устанавливается отдельным Положением, утверждаемым Сенатом Университета по представлению Академического совета.
Обучение в дистанционном режиме - особая образовательная технология, позволяющая ввести в образовательный процесс современные средства коммуникации и обработки информации и обеспечивающая взаимодействие между преподавателем и обучающимся, между обучающимися, а также между обучающимися и образовательными ресурсами преимущественно посредством современных коммуникационных средств и сетей.
Интересным фактом является функционирование во Франции систем E.N. (в которых происходит подготовка учителей). Эта система существовала во Франции с конца XIX века, она предполагала раздельное обучение юношей и девушек и позволяла обеспечить учительскими кадрами в основном начальную и неполную среднюю школу. Что касается старших классов средней школы (лицеев), в них работали в основном выпускники университетов соответствующей специальности. Их педагогическая подготовка была либо очень низкой, либо отсутствовала вовсе.
Вновь созданные Институты подготовки учителей унаследовали материальную базу E.N., мощную педагогическую ориентацию, традиции доверительных, почти семейных отношений между преподавателями и студентами и начали привлекать к работе преподавателей университетов, проводить часть занятий на базе различных факультетов университетов и других учебных заведений, устанавливать связи со всеми учебными заведениями департаментов, а также с центрами документации и библиотеками.
В настоящее время Институты подготовки учителей обеспечивают кадрами дошкольные заведения, начальную и среднюю школу, включая старшие классы лицеев, профессиональные лицеи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Думаю, все цели, поставленные перед началом исследования, были выполнены. Остается сделать выводы.
С точки зрения французов, образование все еще слишком теоретично, а техническое образования, долгое время, остававшееся в забвении, плохо развито. Условия обучения также имеют свои недостатки: нехватка преподавательского состава и материалов для обучения, слишком быстрая смена программ и методов обучения, деградация имиджа и роли преподавателя в обществе. Сложно сравнивать Францию с нашей страной, но образовательные проблемы у нас во многом общие.
Существует также классовое (социальное) неравенство. Посудите сами: сдавших экзамен бакалавра стало в десять раз больше, но социальные группы неравномерно представлены среди бакалавров: 56,8% среди них это дети из семей с высоким уровнем доходов (лица свободных профессий, руководители предприятий, сотрудники аппарата управления предприятий), в то время как эта социальная категория составляет лишь 7,7% активного населения.
Так что проблемы существуют и во Франции, с той только разницей, что правительство этой страны пытается реформировать систему образования и увеличить дотации на ее развитие.
Несмотря на все имеющиеся сложности, эта система образования считается одной из лучших в Европе. Об этом свидетельствуют следующие факты, говорящие в пользу системы образования Франции.
Образование во Франции - условно бесплатное. Ежегодно студент вносит лишь регистрационный сбор (в среднем - 400 евро). Однако в вузах Парижа расходы учащихся возрастают до 1000 евро. Причина - университеты тратят огромные деньги на развитие и поддержание «студенческой» инфраструктуры - общежитий, столовых, библиотек. Часть издержек оплачивают студенты.
Выбор среди образовательных учреждений очень велик, качество образования также превосходит все ожидания. Интересно то, что обучение во Франции не делает никаких различий между гражданами страны и иностранцами, поэтому люди, приезжающие за образованием, не испытывают никакого дискомфорта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Оконь В. В. Введение в общую дидактику. - М.: Высш. Шк., 1990.
2. Хуторский А.В. Современная дидактика. - Спб.: Питер, 2001.
3. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М., 1996. - 306 с.
4. Образование за рубежом. Справочник. - М., 2002.
5. Жуковский Н. К. Профобразование взрослых
во Франции//Профессионал.-№3. - 2003.
6. Клеман К. Что происходит в Париже? //Корреспондент. -
№ 10.- 2007.
7. Луи Вебер Проблемы образовательной системы во Франции//Профессионал.-№7. - 2004.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ССЫЛКИ
1. Официальный сайт министерства образования Франции [электронный ресурс] - режим доступа: http://www.education.gouv.fr - свободный. - Загл. с экрана. - франц. яз.
2. Всё о Франции [электронный ресурс] - режим доступа: http://fr.org.ua - свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., укр.
3. «Википедия - свободная энциклопедия» [электронный ресурс] - режим доступа: http://ru.wicipedia.org - свободный.
4. Нормативные документы высшего профессионального образования [электронный ресурс] - режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/ -свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
http://www.education.gouv.fr - официальный сайт министерства образования Франции (на французском языке)
Страницы: 1, 2, 3, 4