Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Система профессиональной подготовки социального работника
) помощь семье; б) работа в экстремальных ситуациях и с "группами риска"; в) работа в здравоохранении; г) работа в сфере образования; д) работа в службах занятости.Будучи сотрудниками соответствующих служб, социальные работники и социальные педагоги должны чувствовать себя в первую очередь защитниками социально уязвимых групп населения. Для того чтобы профессионально реализовать свое призвание, им необходимо знать, как люди развиваются, взаимодействуют, изменяются, учатся, реагируют на трудности и проблемы, как общественные условия влияют на жизнь отдельных людей, а также уметь тонко сочетать методы убеждения и принуждения со стимулированием их собственной активности.Для того чтобы помочь оказавшимся в трудном положении людям высказать свои чувства, найти возможные пути выхода из кризиса, принять соответствующее решение и провести его в жизнь, требуется не только отказ от авторитарных методов работы, но и подлинная вера в то, что каждый человек имеет право и способен сам достаточно успешно строить свою жизнь во всем многообразии ее проявлений.Самодвижение личности к вершинам профессионализма включает пять основных стадий (по Э. Зееру) [2;307]:1) оптация -- формирование профессиональных и личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей;2) профессиональная подготовка -- формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач;3) профессиональная адаптация -- вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности;4) профессионализация -- формирование профессиональной позиции, интеграция личностных и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые образования, квалифицированное выполнение профессиональной деятельности;5) профессиональное мастерство -- полная реализация, самоосуществление личности в профессиональной деятельности. В настоящее время в большинстве стран мира выделяются следующие профессиональные роли социального работника [3;209]:-- определитель клиента: устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности или находящихся в состоянии риска. Цель -- обнаружить, выявить условия окружения, создающие проблемы;-- оцениватель: собирает информацию, оценивает проблемы людей, сообществ. Цель -- сбор и обработка информации;-- менеджер информации: классифицирует и анализирует полученные о клиенте данные. Цель -- помощь в принятии решений для действия;-- брокер: направляет людей в службы, решающие проблемы клиента. Цель -- скоординировать работу социальных служб, дать возможность людям использовать их потенциал;-- посредник, буфер: находится между конфликтующими сторонами: двумя людьми, человеком и группой или двумя группами. Цель -- снять разногласия и научить людей работать вместе продуктивно;-- мобилизатор: организует действие групп людей для решения проблем. Цель -- объединение усилий клиентов в решении проблем;-- адвокат, защитник: борется за права людей, нуждающихся в помощи. Цель -- повысить качественное обслуживание, помощь клиентам, внесение изменений в законы и сложившуюся практику социальной работы;-- учитель: передает людям информацию и знания. Цель -- помощь людям в развитии умения самостоятельно решать свои проблемы;-- корректор поведения: вносит изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп. Цель -- психолого-педагогическая поддержка клиента;-- проектант сообществ: помогает в планировании групп, агентств, служб, правительств; разработке и реализации программ их деятельности. Цель -- программирование социальной работы;-- консультант: оказывает помощь другим социальным работникам или службам. Цель -- помощь в улучшении умения профессионалов социальной работы решать проблемы клиентов; -- администратор: обеспечивает организационную и финансовую помощь учреждению или сообществу. Цель -- принятие управленческих решений.
2 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Наука и учебная дисциплина могут иметь одинаковое наименование, однако это не означает их схожесть, так как они решают различные задачи. Основные задачи науки -- познание той области, которая не исследована или недостаточно исследована, выработка стратегии и тактики преобразования действительности. Основная задача учебной дисциплины -- донести добытые наукой знания до обучаемых в наиболее приемлемой и доступной уровню их подготовке форме.Наука всегда шире, богаче по содержанию, чем учебная дисциплина. И развивается она по отношению к учебной дисциплине с опережением. Это обязывает каждого социального работника следить за научными свинками и исследованиями в области социальной работы и в соответствии с научными достижениями обогащать содержание своей деятельности.Перед любой учебной дисциплиной ставится вопрос: каковы будут результаты у обучающихся после ее прохождения? Чаще всего целевая установка предстает как модель будущего специалиста, включающая перечень требований к объему знаний, умений, навыков и качеств, которые должен приобрести и выработать обучаемый.Сегодня ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях. Социальные работники профессионально помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни, в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане (пожилым людям, инвалидам, детям, лишенным нормального семейного воспитания, лицам с психическими расстройствами, алкоголикам, наркоманам, больным СПИДом, семьям из "групп риска", лицам с девиантным поведением). Они не только снимают социальную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов, призванных более полно выразить интересы различных слоев населения.В конце XX века в Украине в условиях экономического кризиса, безработицы, резкого изменения характера и форм социальных отношений, потери для многих людей социальных перспектив возросла опасность социальных конфликтов, депрессии. Все это усиливает значимость профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы.В качестве специальности по дневной, вечерней и заочной формам обучения социальная работа была открыта Приказом Государственного комитета СССР по образованию от 7 августа 1991 г. №376 (2). 25 сентября 1991 г. был утвержден учебный план специальности 03.12 -- "социальная работа", предусматривающий четырехлетний срок обучения с присвоением квалификации "социальный работник".В учебный план включены дисциплины по четырём циклам: - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (философия, история, право, экономика, культурология, политология и др.); - общие математические и естественнонаучные дисциплины (математика, информатика и вычислительная техника, концепции современного естествознания и др.); - общепрофессиональные дисциплины (теория социальной работы, технология социальной работы, история социальной работы в Украине, социальная работа за рубежом, психология, практическая психология и психодиагностика, конфликтология, общая и социальная педагогика, медико-социальные основы здоровья, социология, социальное право, этика социальной работы, экономика социальных служб, менеджмент социальной работы); - дисциплины специализации.В общей стратегии развития социального образования вопрос о специализациях является приоритетным. Один из главных дискутируемых сегодня вопросов социальной работы -- вопрос о принципах и формах обучения специалистов в области социальной работы. Наиболее отчетливо проявляются две тенденции: · первая -- обучающийся получает знания, выбранные преподавателем, который затем контролирует процесс усвоения этих знаний учениками; · вторая -- обучающийся становится участником организации и осуществления процесса обучения. В этом случае важно выработать умение самостоятельно анализировать, творчески подходить к соединению теоретических и практических заданий. Эта тенденция наиболее перспективна, так как она ориентирована на активизацию познавательной и социальной активности учащихся. Она позволяет оптимизировать взаимодействие преподавателей и обучающихся, приблизить обучение к жизни.Подготовка специалистов социальной работы базируется на комплексе предметов. Набор таких дисциплин в разных странах неодинаков. Однако в большинстве из них студенты в обязательном порядке изучают социологию, психологию, педагогику, право, медицину, управление. Кроме этих дисциплин, важная роль отводится изучению философии, экономической теории, истории, культурологии, политологии, иностранных языков, информационных технологий, основ деловой речи, социальной экологии и др. При этом надо подчеркнуть, что каждая из учебных дисциплин так или иначе "работает" на базовую (т. е. социальную работу), углубляя дополняя ее различные разделы и подразделы. Основные задачи в подготовке специалиста:-- диагностика профессиональной пригодности к социальной работе и научно обоснованный отбор будущих специалистов;-- структурное единство системы отбора, допрофессиональной, базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов;-- функциональная наполненность содержания образования, обеспечивающая социальную активность, профессиональную компетентность, широкое мировоззрение, чувство ответственности и достаточный диапазон практических умений;-- взаимосвязь научной, методологической, специальной психолого-педагогической подготовки специалистов;-- формирование стиля мышления, необходимого для профессионального самосовершенствования и роста;-- управление качеством подготовки специалиста.В условиях становления и развития новой для Украины профессии "социальная работа" велик риск ее дискредитации по причинам профессиональной некомпетентности. Первые результаты массового опыта вузовской подготовки социальных работников и социальных педагогов не удовлетворяют запросы практики. В этой связи становится обоснованным требование усилить практическую сторону такой подготовки и пересмотреть учебные планы вузов, в которых подготовка специалистов социальной сферы планируется по образцу и подобию "учительской". Соотношение теории и практики в вузовской подготовке социального педагога ничем не отличается от подготовки учителя географии или математики, а между тем профессия учителя в Украине существует несколько веков и в общих чертах известна каждому человеку, обучавшемуся хотя бы в начальной школе. Что касается социального педагога и социального работника, то далеко не каждый гражданин нашей страны слышал об этих профессиях и уж тем более мало кто представляет себе содержание их труда.
3 ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
3
.
1 Модели подготовки специалистов по социальной работе
Организация подготовки и переподготовки кадров различной квалификации имеет в нашей стране давние и прочные традиции. Начиная с XVIII в. развивается университетское и институтское образование, затем среднее специальное образование. Естественно, что подготовка по новой специальности, а тем более такой многосторонней, как социальная работа, накладывается на уже существующую систему подготовки и иначе, как в ней, существовать не может.В настоящее время в Украине формируется разветвленная система непрерывного образования, включающая довузовское (школьное, среднее специальное в рамках колледжей и училищ), вузовское, реализующее образовательные программы следующих уровней: - незаконченное высшее (два года обучения); - второй уровень высшего профессионального образования -- бакалавриат (не менее четырех лет обучения); - подготовка специалистов (не менее пяти лет обучения);
Страницы:
1
, 2,
3
,
4
,
5
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.