Классные руководители (кураторы), опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:
- составляют для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
- организуют индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
- ведут психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
- помогают обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
- организуют посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
- организуют тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия; [5, с. 48]
- оказывают помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
- проводят родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
- организуют встречи учащихся с выпускниками школы - студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Система профориентационной работы классного руководителя также включает взаимосвязанную деятельность педагогического коллектива общеобразовательного учреждения с родителями учащихся и другими социальными партнерами: управлениями образования и молодежной политики; учреждениями дополнительного образования; учебными заведениями профессионального образования; управлениями и учреждениями социальной защиты; управлениями и учреждениями культуры и спорта, общественными объединениями; территориальными отделами и службами занятости; городскими и районными военкоматами, ГУВД, ОВД; межшкольными учебными комбинатами; центрами профориентации; средствами массовой информации. [5, с. 50]
ГЛАВА ЙЙ. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ
Большое значение в работе классного руководителя сельской школы по профориентации имеет профессиональное воспитание, основная цель которого - воспитание определенных профессиональных качеств, необходимых для выбора конкретной профессии.
Главным в содержании профессиональной ориентации является воспитание у школьников в процессе повседневной учебной и внеклассной работы устойчивых профессиональных интересов к сельскому хозяйству, к его научным основам и перспективам, любви к земле, к природе родного края, уважительного отношения к сельскохозяйственному труду, чувства ответственности за свою повседневную работу, порученное дело. Без этого невозможно психологически подготовить юношу или девушку к правильному выбору профессии. Интерес к сельскому хозяйству являемся важным стимулом раннего выбора профессии, залогом скорейшего ее освоения, а впоследствии - плодотворной работы в сельскохозяйственном производстве. [11, с. 7]
Формируя интерес к сельскому хозяйству, сельскохозяйственным профессиям, классный руководитель учитывает, что в основе будущей специальности учащегося должна лежать любовь к земле, к родному селу. Увлеченность земледелием, любовь к родному краю, к родной природе прививаются школьникам с первого класса. Вся учебная и внеклассная воспитательная работа с учащимися строится учителями, классными руководителями в основном по сельской тематике. Экскурсии, направление детского творчества, шефская работа - все это используется для привития любви к селу, к родным местам, к труду на фермах и полях.
Только словесными формами трудно воспитать, у детей любовь к земле. Надо, чтобы классный руководитель сам любил работу на земле, хорошо понимал психологию сельчанина, обладал конкретными знаниями основ сельскохозяйственного производства, его экономики, соответствующими трудовыми умениями и навыками.
Следовательно, классным руководителям необходимо помочь учащимся понять героизм будничной работы сельского труженика, воспитать у школьников чувство уважения к людям, которые выращивают хлеб, работают на животноводческих фермах. И здесь одними словесными формами воспитания учащихся не обойтись. Нужно, чтобы ребята вместе с сельскими тружениками отвечали за урожай хлеба, овощей на полях хозяйства, вместе с ними участвовали в выполнении Продовольственной программы страны.
Таким образом, содружество школьного и трудового коллектива хозяйства должно обеспечить выполнение главной педагогической задачи профессионального воспитания - формирование развитой личности, обладающей необходимыми профессиональными качествами, готовой к жизни и труду. Оно помогает повысить эффективность работы по профориентации, решающим образом влияет на выбор выпускниками своего жизненного пути, профессии. [11, с. 8]
Там, где классные руководители проводят профессиональное воспитание систематически, педагогически целенаправленно, с учетом личных качеств школьников, уделяют должное внимание воспитанию у учащихся таких качеств, как устойчивый профессиональный интерес к сельскому хозяйству, любовь к земле, к природе родного края, уважительное отношение к сельскохозяйственному труду, ответственность за свою повседневную работу, порученное дело, успехи бесспорны.
Одним из звеньев в системе деятельности классного руководителя является воспитание готовности учащихся к сельскохозяйственному труду. Здесь очень важна тесная связь между воспитательной работой в школе и практическими делами учащихся в колхозе. Работая на колхозных полях и фермах, школьники получают конкретные представления о приемах передовой агротехники, зоотехники, приобретают трудовые навыки, закрепляют и углубляют знания по ботанике, зоологии, основам дарвинизма, растениеводству, животноводству.
Воспитание готовности учащихся сельской школы к труду осуществляется классным руководителем, учителями-предметниками систематически, с первого дня поступления учащихся в школу путем приобщения их к различным трудовым обязанностям. Практическая деятельность ребят требует обязательного контроля и гласности в ее оценке. Классный руководитель формирует у учащихся умение самостоятельно работать, распределять свое время, сосредоточиваться на теме, вести конспекты, делать записи (ежедневная работа на уроках). Он знакомит школьников с организацией и гигиеной умственного и физического труда, с психологическими закономерностями процесса обучения (лекции, беседы учителей и специалистов). Классный руководитель систематически привлекает школьников к общественно полезной деятельности: к трудовым обязанностям в школе и вне ее (дежурство в школе, классе, работа на пришкольном участке, в кабинетах, проведение лабораторных работ и опытов по учебным предметам, изготовление пособий). Вместе с тем учитель воспитывает у школьников стремление добровольно помогать сверстникам, родителям, старшим и младшим по возрасту (шефство, работа пионервожатым, помощь отстающим в учебе, больным, инвалидам и т. д.). Классный руководитель приучает ребят к сознательной дисциплине, учит школьников выполнять распоряжения старших по возрасту и положению, используя для этого беседы, обсуждение художественных произведений, кинофильмов, театральных и телевизионных постановок, пионерские сборы, классные собрания. Формирует у учащихся принятые в обществе нормы общения: культуру спора, уважение к чужому мнению, к собеседнику (диспуты, личный пример учителя, теоретические конференции и т. д.). [11, с.9]
Старшие школьники привлекаются к ремонту школьных помещений, сельскохозяйственных машин. При этом классный руководитель разъясняет учащимся смысл и общественную значимость каждого трудового задания, стимулирует их инициативу и творчество, так как ребятам обычно по душе работа, которую они выбрали сами. Поэтому классный руководитель должен учить детей по-хозяйски приглядываться ко всему окружающему и самим находить полезные, нужные дела в классе, школе, родном колхозе (совхозе).
Здесь очень важно правильное сочетание педагогического руководства сельскохозяйственным трудом с развитием самодеятельности учащихся, их активности и инициативы. Педагогическое руководство сводится прежде всего к неукоснительному выполнению требований в организации и проведении любых сельскохозяйственных работ. Особенно важное значение имеет постоянное и систематическое разъяснение политико-хозяйственной значимости любого труда, соответствие его возрастным, физическим и психологическим особенностям, интересам и склонностям учащихся; правильное нормирование труда; выдвижение трудовых перспектив и обсуждение предстоящих задач с активом и со всем ученическим коллективом; определение конкретного трудового задания и форм его выполнения; организация соревнования; систематический учет труда. [11, с. 10]
Предъявляя к организации сельскохозяйственного труда учащихся определенные требования, классный руководитель постоянно опирается на творческую инициативу и активность самих воспитанников. Очень важно вовремя поддержать в своих питомцах творческое отношение к труду на земле, педагогически целенаправленно развернуть всю воспитательную работу, чтобы у школьников не угасало стремление совершенствовать сельскохозяйственное производство. Классный руководитель учит школьников принимать самостоятельные решения, видеть перспективы, не бояться смелых действий.
Подготовка подрастающего поколения к сельскохозяйственному труду, как уже говорилось, осуществляется разными путями и методами. Эффективным средством приобщения сельских школьников к труду на земле является их активное участие в работе ученических производственных бригад, в школьных лесничествах, в лагерях труда и отдыха, в подготовке и проведении дня птиц, недели сада, месячника леса, участие в работе кружков юннатов. Все эти виды труда рождены жизнью. Они способствуют повышению уровня знаний учащихся по биологии, химии, физике, дают возможность школьникам познать жизнь хлебороба, лесовода, закаляют их характер, помогают приобрести опыт общественной работы, подготовиться к вступлению в самостоятельную жизнь. Ученические производственные бригады во многих школах республики стали своеобразными творческими лабораториями колхозов и совхозов. В этих «зеленых лабораториях» ребята проводят большую опытническую работу. Нередко отсюда новые высокоурожайные сорта овощей, колосовых культур перемещаются на огромные по масштабам поля колхозов и совхозов.
ГЛАВА ЙЙЙ. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Классный руководитель, работающий в сельской школе, призван прививать детям любовь к родной земле, уважение к людям труда. Школа - это, образно говоря, завтрашний день села. И долг учителей - воспитать достойную смену рачительных, трудолюбивых хозяев страны, которым их отцы и матери оставят главное богатство народа - землю.
Страницы: 1, 2, 3, 4