Рефераты. Система профориентационной работы во вспомогательной школе

p align="left">На каждый вопрос можно было дать один из четырех вариантов ответов (категоричные "Да", "Нет"; более свободные "Скорее всего, да", "Скорее всего, нет"). Непосредственное выполнение методики начиналось только после небольшой тренировки по выполнению и получения подтверждения, что процедура выполнения понятна ученикам. Следующий этап исследования предусматривал изучение уровня притязаний и самооценки умственно отсталых учащихся. Для этого использовалась специально разработанная анкета, применяемая в исследованиях Н. И. Букуна, А. И. Иваницкого и др. [4; 76]. Выполнение методики проводилось в три этапа. На первом этапе, при выявлении интереса к профессии, учащимся было предложено в первом столбце написать название той профессии, кем они хотят стать в будущем. Во втором столбце следовало отметить, чему дети хотят научиться, при этом, если в списке не было нужных умений, то можно было дописать внизу. В третьем столбике предлагалось отметить название специальностей, по которым ученик мог бы работать. В этом столбике предлагались только доступные для учащихся специальности, но, как и во втором столбике, можно было дописать внизу свой вариант.

2.2 Результаты исследования

При анализе результатов, полученных с помощью индивидуальных бесед и примененных методик подтвердились данные, полученные различными исследователями.

У учащихся 10-го класса наибольшую выраженность имеют интересы, направленные, в основном, на прикладные виды труда, к которым относятся доступные умственно отсталым подросткам профессии.(схема 1)

Данные анкеты "Хочу. Могу." позволяют выявить несоответствие между приобретенными умениями и выбором будущей профессии. Так ученики, обучающиеся швейному делу в центре профессиональной реабилитации инвалидов, хотят стать поварами и каменщиками; в третьем пункте анкеты также указывают, что могут работать по специальности каменщика, и ни один не указал на специальность швеи.

Из учеников, которые осваивают профессию плотника только один выбрал ее для себя, остальные хотят стать водителями и один директором. Этот учащийся аргументировал свой выбор тем, что "директору ничего не надо делать, только командовать". В анкете он указал, что может работать по всем предложенным специальностям, при беседе аргументируя свой выбор ответом "Я все могу", хотя и указал, что хочет многому научиться. Остальные адекватно оценили свои умения и навыки и выбрали специальности, которыми их обучают в школе. У них, высокий уровень притязаний вступает в противоречие с уже ставшей адекватной оценкой собственных возможностей. Также надо отметить, что ни один ученик на вопрос "Кем я мог бы работать?"не дописал в пустой графе свой вариант.

У учащихся диапазон интересов охватывает известные им профессии или те, о которых они имеют более конкретное представление. В основном это профессии материального производства, сферы обслуживания. Но и в этой группе только 14% тех, кто выбирал будущую профессию, исходя из приобретенных знаний, умений и навыков.

Старшеклассники, начинают задумываться над своей будущей специальностью, соотносить свои мечты со своими возможностями - 21% старшеклассников дали неопределенные ответы о своей будущей профессии.

Одна из трудностей приспособления выпускников вспомогательной школы к жизни заключается в несоответствии их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они себе дают, их притязаниям. В подобном случае можно говорить о неадекватности этих личностных качеств действительному положению вещей. Как правило, учащиеся с завышенной самооценкой имеют и завышенный, неадекватный своим возможностям уровень притязаний, что сказывается на выборе будущей профессии.

Слабоуспевающий подросток, как показали проведенные исследования, в ряде случаев считает себя намного сильнее, чем это есть на самом деле, и у него возникает негативное отношение к заниженным, с его точки зрения, заданиям. У части хорошо успевающих школьников наблюдается обратное явление, если они не уверены в своих силах, то иногда робеют перед любыми трудностями.

Если говорить об уровне притязаний, касающихся будущей профессии, то исследования показали, что у подавляющего большинства школьников среднего звена мечты о будущей профессии не основываются на реальных возможностях, дети уверены, что они могут многое, даже с уже имеющимся запасом знаний и умений. Одна из причин этого - отсутствие работы по профессиональной ориентации среди учащихся среднего звена вспомогательной школы. Их знания о различных специальностях ограничены и часто случайны.

Анализируя результаты, полученные с помощью индивидуальных бесед и примененных методик можно сказать, что у учащихся 10-го класса сохраняется достаточно высокий уровень притязаний, но самооценка более приближена к адекватной, что порождает противоречие между желаниями и возможностями, и как следствие, сомнения в своих силах.

Делается вывод о том, что профессиональные интересы школьников с умственной отсталостью односторонние, недостаточно развит круг профессий, избираемый испытуемыми, ограничивается теми профессиями, с которыми их знакомят на уроках, рассказывали родители, наиболее доступные им. Многие испытуемые не строят определенных планов на будущее, в отличие от нормально развивающихся сверстников, которые положительно оценивают свои возможности в выбираемой ими профессии. На этом этапе особую важность приобретает профессиональная консультация и индивидуальный подход со стороны учителя труда. Занятия по трудовому обучению способствуют выработке правильной самооценки и определяют, в известной мере, уровень притязаний умственно отсталых детей.

В результате бесед с педагогами и учащимися установлено, что на характер трудоустройства и обучения после школы в определенной мере оказывают влияние семейные традиции, профессии родителей.

Некоторые родители неправильно оценивают возможности и способности своих детей и, соответственно, ориентируют их на недоступную деятельность или на другие профессии, не вполне соответствующие специальным способностям ребенка.

Подводя итог данного раздела, можно сказать, что с возрастом профессиональные предпочтения умственно отсталых учащихся становятся более адекватными. В старших классах несколько чаще происходит совпадение профессионального интереса с выбором специальности, что связано с проведением целенаправленной работы по профессиональной ориентации. Но формирование профессионального самоопределения является достаточно долговременным процессом, поэтому направленную работу следует начинать одновременно с началом трудового обучения, не ограничиваясь только формированием умений и навыков. Только тогда умственно отсталый ребенок, опираясь на помощь взрослого, сможет выбрать для себя профессию, отвечающую его интересам и адекватную его возможностям.

Знание профессиональной направленности личности, ее способностей и подготовленности, а также методов изучения личности поможет преподавателям, мастерам трудового обучения и лицам, занимающимся консультацией, в решении главной задачи, состоящей перед ними - воспитанию психологической готовности школьника к труду и выбору профессии.

Схема 1

(Результаты диагностики профессиональных интересов учащихся 10-В класса, школы №45)

Багряков А. Мельник В.

Моргунов А. Крюков А.

Пристинский В. Сулименко А.

Чернов С. Краснова Н.

Распределение интересов по видам профессий у учащихся 10-го класса.

По оси Х - виды профессий (водительские, руководящие, операторские, технические, прикладные); по оси У - значения показателей в стенах

Заключение

По данным многих исследований, число детей, с нарушениями психофизического развития, имеет тенденцию к увеличению. В связи с этим совершенствование форм и методов их реабилитации и социально-трудовой адаптации является одним из актуальных вопросов. Но для указанного совершенствования необходимо предварительное изучение всех особенностей развития таких детей.

Готовность к самостоятельной жизни предполагает, что молодой человек правильно выстраивает свои отношения с окружающими его людьми, имеет соответствующую его возможностям жизненную перспективу, любит и умеет трудиться и т. д. Характерная черта ранней юности - выстраивание жизненных планов. Жизненный план, в прямом смысле этого слова, возникает только тогда, когда предметом размышлений становятся не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. То есть это план жизненного самоопределения, план того, чего человек хочет достигнуть, и профессиональное самоопределение играет в этом ключевую роль.

Одной из важнейших проблем в подготовке умственно отсталых детей к самостоятельной трудовой деятельности является формирование профессионального самоопределения, адекватного трудовым возможностям данной категории граждан.

Приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа, растянувшаяся на годы. Причем правильно ориентировать надо не только детей, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. Конечно, не все выпускники выберут профессии, по которым их обучали в школе. На это есть много объективных причин. Но не надо считать свои усилия в профориентировании напрасными. От педагогов зависит, что явится результатом трудового обучения и воспитания: стойкий интерес к предмету, а затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к ней. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти качества необходимы в любой профессии.

Выводы

При проведении исследования цель была достигнута, т.е. были изучены особенности профессиональных предпочтений у подростков 10-го класса вспомогательной школы, что позволило сделать следующий вывод: неадекватность профессиональных предпочтений тем существеннее, чем больше нарушение познавательной и эмоционально-волевой сферы. Из этого следует, что введение направленных профориентационных занятий способствуют более адекватному самоопределению умственно отсталых подростков.

При анализе исследования было выявлено, что учащиеся вспомогательной школы сталкиваются со значительными трудностями в профессиональном самоопределении. Успешное преодоление этих трудностей требует комплексного подхода, предусматривающего совершенствование всей системы, профессиональной ориентации и профессионально-трудового обучения и воспитания во вспомогательных школах, а также использование эффективных форм и методов активной адаптации выпускников школ в условиях современного производства. В связи с этим необходимо решить следующие основные задачи:

Обеспечение специальных школ квалифицированными кадрами учителей трудового обучения (олигофренопедагогами);

Привлечение родителей к работе по профориентации;

Расширение числа видов труда в учебно-производственных мастерских;

Улучшение профессионально-трудовой подготовки учащихся, осуществляемой в школе;

Улучшение оборудования учебных мастерских;

Приближение трудового обучения к конкретным условиям производства;

Увеличение сроков производственной практики и проведение ее на будущих местах работы, что позволит ориентировать производственные коллективы на правильное отношение к выпускникам вспомогательных школ, поможет создать благоприятный для них производственный микроклимат;

Литература

1. Барановский А.Б., Потапенко Г.М., Щекин Г.В. Система методов профессиональной ориентации.-К., 1991.

2. Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников.//Вопросы теории и методики. - М., 1981.

3. Бондарь В. И., Еременко И. Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду.//Дефектология, 1990. - № 3.

4. Букун Н. И., Даний А. И., Иваницкий А. И. Совершенствование процессов социально-трудовой адаптации учащихся и выпускников вспомогательных школ. - Кишинев, 1990.

5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - К., 1989.

6. Взаимодействие школы, семьи и общественности в подготовке школьников к выбору профессии./Под ред. С.Н. Чистяковой. - М., 1989.

7. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/Под ред. В.В. Воронковой. - М.,1994.

8. Гнатюк А.А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду//Дефектология, 1986. - №6.

9. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - К., 1988.

10. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. - М., 1999.

11. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе.- М., 1969.

12. Дьяченко Н. Н. Профессиональное воспитание молодежи. - М., 1978.

13. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. - М., 1988.

14. Кравалис Я.Я. Правильный выбор профессии во вспомогательной школе - залог успешной подготовки детей к жизни.//Дефектология, 1976. - № 5.

15. Копылова Т. Г., Лашина О. Л. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида//Дефектология, 2006. - №5.

16. Липа В.А. Основы коррекционной педагогики. - Донецк, 2002.

17. Максименко С.Д., Бондарь В.И., Бех И.Д. Психология формирования трудовых умений школьников. - К., 1980.

18. Методика трудового обучения с практикумом/Под ред. Д.А. Тхоржевского. - М.,1987.

19. Мирский С.Л. Методика профессионально- трудового обучения во вспомогательной школе. - М., 1980.

20. Мирский С. Л. О путях развития профессиональной подготовки воспитанников вспомогательной школы.//Дефектология, 1989. - № 3.

21. Павлютенкова Е.И. Профориентация учащихся. - К., 1983.

22. Пастухов В. Правові проблеми ринку праці в Україні //Право України. -- 1996. -- № 5.

23. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. - М., 2002.

24. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка./А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А. Д. Виноградова. -- М., 1985.

25. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М., 1996.

26. Рейда К.В. Виховання готовності учнів допоміжної школи до самостійної праці засобами виробничого навчання // Дефектологія, 2003 - № 1.

27. Рейда К.В. Готовність учнів допоміжної школи до самостійної праці // Дефектологія, 2003. - № 2.

28. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.

29. Сейтешев А.П. Профессиональная направленность личности. - Алма-Ата, 1990.

30. Слабнина Е. В. Профориентационные технологии (формы, виды и категории населения). - Саратов, 2002.

31. Степанский В.И., Юркевич В.С. Психолого-педагогические основы профессиональной ориентации школьников. - М., 1987.

32. Турчинская К.М. Профориентация во вспомогательной школе. - К.,1976.

33. Хохліна О.П. Психолого-педагогічні основи колекційної спрямованості трудового навчання учнів з вадами розумового розвитку.- К.,2000.

34. Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация: организация и управление. - М., 1987.

35.Шаленко М.Е. Сучасні тенденції розвитку ринку праці України // Економіка України. -- 1996. -- № 9.

36.Шинкаренко В. А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы. - Минск, 1990.

37. Щербакова А. М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы.//Дефектология, 1996. - № 4.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.