-- период развития речи (от рождения до шести лет);
-- период восприятия порядка (от рождения до трех лет); '
-- период сенсорного развития (от рождения до пяти с половиной лет);
-- период восприятия маленьких предметов (от полутора лет до двух с половиной);
-- период развития движений и действий (от года до четырех лет);
-- период развития социальных навыков (от двух с половиной лет до шести).
Наряду с сензитивными периодами в жизни ребенка М. Монтессори разработала возрастную периодизацию, которая заключается в следующем условном делении:
-- от рождения до 3 лет -- предметно-чувственная ориентировка;
-- от трех лет до 6 лет -- сензитивность к речи, освоение языка, наглядно-образное мышление;
-- от 6 до 9 лет -- освоение абстрактных действий;
-- от 9 до 12 лет -- завершение начальной ступени обучения;
-- от 12 до 18 лет -- гимназическая и старшая ступень.
В детском садике и в школе основным видом деятельности М. Монтессори считала «свободную работу. Специальных учебных программ у нее не было. Коллективную форму обучения -- урок она считала второстепенной. Основными характерными чертами урока, по мнению Марии Монтессори, являются краткость, простота, объективность. Учитель должен говорить как можно меньше, и те слова, которые он произнес, должны быть простыми. Сама личность учителя должна исчезнуть. Дети должны углубиться в тот предмет, на который хочет обратить внимание педагог. Короткий и простой урок служит большей частью объяснением предмета и того употребления, которое ребенок может из него сделать.
В школе, работающей по методике М. Монтессори, день начинается с круга. Именно с него начинаются все попытки осмыслить действительность, передать средствами языка ощущения или наблюдения, и, таким образом, подойти к разрешению проблемы. После круга все расходятся заниматься выбранными детьми занятиями (математикой, музыкой, литературой, химией...). Когда работа заканчивается, каждый показывает учителю, чем он занимался. Вместе обсуждаются результаты самостоятельной работы. Ребята не получают домашние задания, их не опрашивают у доски. В середине дня бывает общее занятие продолжительностью 10--20 минут по какому-нибудь одному предмету. На этом коллективном уроке знания ребят приводят в систему, их знакомят с новой терминологией, дается новый дидактический материал. Учителя разрабатывают и описывают в учебных тетрадях материал для занятий так, что с помощью самостоятельных, выстроенных в логическом порядке упражнений ребенок должен все понять и поупражняться. Тетради школьники имеют по трем интегрированным предметам: родному языку математике, космическому воспитанию.
М. Монтессори считала, что человек, как животные, растения, создан и действует в соответствии с космическим развитием Вселенной.
Поэтому он должен выполнять свою преобразующую функцию и осмыслить свою космическую задачу, вырабатывая вселенское сознание. В тетрадях должны быть только задания, помогающие реализовать потенциальные возможности, дремлющие в каждом ребенке, создать гармонию жизни человека и природы, а также нормализовать поведение детей.
Многие дети проявляют вспышки гнева, агрессии, зависть, эгоизм, жестокость. Основной причиной такого отклоняющегося поведения М. Монтессори видит в нехватке пищи для разума. Поэтому предоставление детям в возрасте от 3 до 6 лет свободной работы с материалами, которую малыши выбирают, развивает в них сосредоточенность. Они увлекаются выбранным занятием, не обращая внимания на внешние раздражители. Такая концентрация внимания является, по мнению Монтессори, началом глубоких изменений в ребенке, то есть нормализации поведения. А это значит, что у него постепенно разовьются умения сосредоточиваться, заниматься самостоятельно, проявлять дружелюбие к другим детям, дисциплинированность, готовность помочь.
2 Работа детей с приспособлениями по развитию органов
восприятия
Развитие чувства осязания.
Например, распознавание гладкой поверхности и шероховатой с помощью дощечек, на которые наклеены гладкая и шероховатая поверхности (например, глянцевая и наждачная бумага). Ребенок учиться «видеть руками».
В три приема дети должны понять, какие виды поверхностей они «увидели руками»:
-- разглаживание пальцами руки детей поверхностей дощечек и объяснение учителя, какую поверхность они разглаживают;
-- нахождение дощечек разных поверхностей строго по требованию учителя;
-- определение видов поверхностей дошечек детьми в ходе контрольного опроса учителем.
Приспособлениями для различения цветов служили плоские деревянные катушки с разноцветными нитками из шелка, шерсти, хлопка, і Вначале для детей выбирают контрастные цвета. Эти нитки разглядывают, щупают, называют тот или иной цвет. Затем малыши знакомят с нитками, одинаковыми по цвету. Например, подбираются две катушки с красными нитками, две с синими и одна с желтыми. Детям называют цвета, затем показывают катушки с одинаковыми цветами. И только после закрепления («Найти такую же катушку») смешиваются все пять катушек для определения ребенком цвета, требуемого учителем. Интересен факт, что после обучения по узнаванию цветов детей оставляют одних, чтобы они, если захотят, самостоятельно продолжали занятие.
После многолетней практики М. Монтессори убедилась, что дети всех возрастов любят игру в «катушки», поэтому, она сделала восемь серий цветов по восемь оттенков каждого цвета в двух экземплярах.
Для различения детьми цветов и поверхностей в школах М. Монтессори использовались целая серия лоскутов одинакового размера разных типов тканей (атласа, бархата, шерсти, шелка и других). Дети с завязанными глазами угадывают сорта тканей, предварительно изучив их, согласно трех приемов, описанных выше.
Развитие чувства веса.
Чтобы у детей развивалось чувство веса, они пользовались отполированными дощечками одинакового размера, но сделанных из разных сортов деревьев. Беря дощечку на ладонь, мальчики и девочки приучались распознавать по весу, из какого дерева она сделана.
Ощущение тепла и холода.
Для различения ощущения тепла и холода пальчики детей окунали в посуду с водой разной температуры.
Чувство размера.
Чувство размера развивалось приборами, состоящими из цилиндров, которые находятся в углублениях разной величины, но одного и того же диаметра. Есть цилиндры одного и того же диаметра, но разной длины, поэтому углубления для цилиндров тоже разной величины. На торце цилиндров сделаны ручки в виде пуговки, чтобы дети могли их вытаскивать и вставлять опять на место. Малыши изучают углубления, сами цилиндры с помощью пальчиков, затем пытаются вложить цилиндры в соответствующую нишу. Попыток бывает несколько. И только после многократных упражнений, если ребенок не устал и хочет заниматься с цилиндрами, ему завязывают глаза, чтоб он мог с помощью пальцев руки проделать игру с цилиндрами еще раз. Смена занятий происходит по желанию ребенка. Если он ничем не хочет заниматься, его в этот момент оставляют в покое.
Т. Л. Сухотина обнаружила в школах Монтессори интересное приспособление, обучающее детей сложению. Оно состоит из десяти брусков. Самый короткий из них -- длиной 10 сантиметров. Каждый брусок разделен на части по 10 сантиметров. Например, брусок длиной в 30 сантиметров разделен на три части. Самый длинный брусок имеет длину в 1 метр и разделен на 10 частей. Дети учатся выбирать самый короткий брусок, затем -- самый короткий из оставшихся, и так далее.
Ребенок учится подбирать бруски одинаковой длины. С помощью брусков можно составлять различные варианты для обучения сложению и вычитанию.
Для развития слуха служит игра в «молчанку». Она приучает детей сосредоточиваться, быть внимательными. Окна занавешиваются. Дети сидят с закрытыми глазами, положив голову на руки. В это время учитель --уходит в самый дальний угол и шепотом произносит имена детей. Кто услышит ее шепот, должен на цыпочках, обходя других, подойти к педагогу. Если в группе оказались дети, так и не расслышавшие свое имя, учитель произносит его чуть-чуть громче. Иногда игра в «молчанку» состоит из того, что дети целенаправленно слушают тиканье [часов или какой-нибудь другой звук. После такого рода игр общение учителя с детьми, по наблюдению М. Монтессори, становится теснее.
Рисование для детей ведется как свободная композиция, а также как заполнение понравившимся цветом формы разных геометрических фигур.
Совершенно необычно предлагает М. Монтессори проводить гимнастику рук. Она считает, что ребенку необходимы те движения и действия, которые, во-первых, способствуют мускульному развитию вообще, а во-вторых, понадобятся во всей его последующей жизни. Поэтому она разработала дидактический материал в виде рамок с прибитыми кусками материи, кожи, которые дети должны соединять и разъединять, застегивая на пуговицы, крючки, петли. Разработаны десять рамок со следующими видами работ:
- застегивание на большие пуговицы, нашитые на толстое сукно (платье);
- застегивание маленьких пуговиц, нашитых на полотно (нижнее белье);
- застегивание маленьких пуговиц, нашитых на кожу, с помощью крючка для обуви (ботинки);
- шнуровка -- два куска материи с набивными дырочками (корсетик);
- шнуровка двух кожаных кусков с набивными дырочками (ботинки);
- застегивание металлических крючков и петель;
- застегивание маленьких металлических крючков на тоненькие нитяные петельки;
- завязывание бантов их двух широких цветных тесемок;
- завязывание тоненьких белых тесемочек;
- застегивание кнопок, липучек.
Выполнение ребенком этих упражнений помогало ему самостоятельно учиться застегивать пуговицы, шнуровать, работать с крючками, кнопками.
Т. Л. Сухотина наблюдала, как долгое время дети завязывают ленты в виде банта, зашнуровывают их, расстегивают и застегивают пуговицы, кнопки, крючки, приучаясь к тому, что самостоятельно могут ухаживать за собой в повседневной жизни и не зависеть от взрослых. Они сами выбирали себе занятия с лентами, крючками, пуговицами, шнурками.
Большой интерес вызывали в школах Монтессори упражнения на развитие координации движений и ориентация в окружающем мире. Упражнении связано с переливанием воды. Сначала все действия одно за другим показываются учителем. Он берет лейку, поднимает ее высоко и медленно наливает воду в сосуд, до полного наполнения. Ставит лейку на прежнее место, берет тряпку и вытирает оставшиеся капли. Затем берет наполненный сосуд, поднимает его на высоту лейки и выливает в нее воду. Снова вытирает капли на столе и ставит сосуд. Учитель показывает медленно, сосредоточенно, четко, проявляя интерес к своему занятию. Когда ребенок поймет весь ход действий, ему предлагается повторить его (учитель при этом наблюдает). В заключение воду выливают, сосуд вытирают (уборка относится к ходу действий). Упражнение варьируют. Ребенку дается задание: Он должен налить из кувшина в стакан воды, спуститься по ступенькам, не расплескав ее, выйти во двор, обойти вокруг клумбы, вернуться назад и влить в кувшин воду из стакана. Обычно дети сами стараются усложнить задание, стремятся налить стакан полнее, чтобы труднее было нести, не расплескав.
Обучая маленьких ребят, Т. Л. Сухотина выделяет следующие преимущества работы с дидактическим материалом:
-- устное объяснение блекнет перед конкретными действиями с самими приспособлениями;
-- обучение с голоса заставляет работать только слуховую память. Работа с приспособлениями развивает зрительную и осязательную память;
-- работа с дидактическим материалом проводится индивидуально с каждым ребенком; коллективное обучение по мере возможности упраздняется, но в одной комнате могут работать дети разного возраста, выполняющие разные виды заданий.
3 Обучение чтению, письму и счету в системе М. Монтессори
Особое внимание в школах Монтессори уделялось обучению чтению, письму. Она считала, что учить читать и писать детей с раннего возраста не следует. Лучше это делать в шестилетнем возрасте. Но иногда Монтессори отступала от этого правила и обучала детей чтению с четырехлетнего возраста, а письму -- с пятилетнего.
Наблюдая за детьми, М. Монтессори убедилась, что написание палочки -- самый сложный элемент в письме, поэтому написание палочек следует отложить до тех пор, пока ребенок не будет подготовлен.
Подготовительный период содержит обучение детей буквам. При этом использовалась гладкая бумага, на которую наклеивалась черная шероховатая, соответствующая графическому изображению той или иной буквы алфавита. Ощупывая и обводя карточку с буквой, ребенок без письма изучает движение, необходимые для воспроизведения формы буквы. И если он сразу не сможет ответить, какая это буква, то ощупывая ее пальчиками, он узнает ее и правильно определяет.
Обучение буквам предлагается вести в три приема:
-- Ознакомление с двумя буквами, и обведение их пальцами ребенка, которые направляет рука учительницы. С помощью этого приема действуют зрительное, осязательное и мускульное чувство.
-- Показ требуемых учителем карточек с изображением букв. Если ребенок ошибается, занятия с ним прекращаются: он еще не готов к восприятию того, что внушает взрослый.
-- Узнавание детьми букв, которые учитель выбирает из азбуки. Подготовленная работа по узнаванию букв закончена. Но чтобы писать буквы, недостаточно только знать их. Поэтому следующий этап -- работа над моторикой руки состоит из выполнения упражнений по закрашиванию и штрихованию цветными карандашами фигурок различной формы. Такая работа способствует, по мысли М. Монтессори, образованию мускульного механизма, с помощью которого ребенок сможет держать карандаш или ручку и писать ими. Ребенок не чувствует утомления, хотя в ходе этой работы множество тетрадей исписываются палочками. После подобных упражнений мальчики и девочки смогут писать буквы. «Уверенность штриха, которого достигают наши дети, ставит их на уровень с учениками третьего класса элементарной школы», -- напишет впоследствии М. Монтессори.
Для развития будущего навыка письма М. Монтессори давала детям в руки мел, чтоб они рисовали. Работа с мелом превзошла все ожидания. Сначала один ребенок, а затем и другие начинают пробовать писать буквы, и это занятие становится всеобщим увлечением.
После упражнения с мелом подобная работа велась на черных дощечках. Когда дети выучились писать на грифельной доске мелом, они приучались писать не только слова, но и фразы. Важным моментом в обучении письму и чтению М. Монтессори считала оказание помощи слабым. Первая помощь, которую может оказать учитель, -- провести вспомогательные линии на доске, чтоб ребенок придерживался определенного размера букв и направления. Вторая помощь заключается в том, чтобы увидеть детей, которые побаиваются писать на доске, и предложить им упражнения для повторения ощущений (вспоминание формы букв из шероховатой бумаги).
Упражнения по обучению чтения начинаются после работы по узнаванию букв с составления слов. Для этого малышам предлагаются карточки с гласными и согласными, которые находятся в специальном ящике. Гласные -- розового цвета, согласные -- голубого. Учитель произносит отчетливо слово, а дети ищут соответствующие буквы. Слово может произноситься несколько раз, пока каждый ребенок не поймет, какие буквы он должен достать из ящичка. Для осознанного понимания слов детям предлагалось в одном ящичке взять билетик и прочитать слово, а потом подойти к другому ящичку и взять соответствующую слову игрушку.
Следующая игра по осознанию прочитанного состояла из билетиков, на которых были написаны фразы, заключающие выполнение тех или других действий.
Дети читали билетики и бежали выполнять указанные в них действия. Такая работа по чтению фраз и осознанию их смысла должна предшествовать логическому чтению.
Все подготовительные упражнения составлялись для того, чтобы ребенок научился письму и чтению. Но чему обучать вначале -- чтению или письму. М. Монтессори считала этот вопрос непринципиальным. Одни дети после подготовительных упражнений начинали писать, другие -- читать. Для обучения счету и написанию цифр также используются дидактические материалы в виде брусочков, монет, т. е. те материалы и те же приемы, что при обучению письму и чтению.
Заключение
В процессе написания реферата мы ознакомились с системой воспитания и развития детей дошкольного возраста, которая была разработана Марией Монтессори.
На современном этапе многие этапы воспитания и развития детей дошкольного возраста заимствованы с концепции М. Монтессори.
Литература
1. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка - М., Педагогика, 1993
2. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе - М., Наука, 1993
3. Сухотина Т.Л. Мария Монтессори и свободное воспитание // Свободное воспитание, 1912-1913 , №7
4. Сухотина Т.Л. Мария Монтессори и свободное воспитание // Свободное воспитание, 1912-1913 , №8
Страницы: 1, 2