Рефераты. Система западного воспитания

p align="left">Пажи и оруженосцы должны были усвоить «основные начала любви, войны и религии». В 21 год, как правило, происходило посвящение в рыцари. Юношу благословляли освященным мечем. Обряд предварялся испытаниями на физическую, и нравственную зрелость в турнирах, поединках.

Постепенно рыцарское сословие приходило в упадок. Утратилась традиция рыцарского воспитания, но не бесследно.

После распада Римской империи в школьном деле сосуществовали традиционные формы и сравнительно новые. Первые были представлены школами грамматиков и риторов, вторые - церковными школами, ученичеством.

Античные школы исчезли не сразу. Во Франкском государстве при династии Меровингов(V-VII вв.) в Галлии, Аквитании, Бургундии действовали кружки, где изучались латинские риторика и грамматика, римское право. К VII в. школы античного типа полностью исчезли.

Появляются церковные школы, которые стали преемниками античной традиции. Наиболее заметным проявлением была латынь (хотя и искаженная). Следы античности находим в программах семи свободных искусств, в методах школы. С V по XV вв., церковные школы были сначала единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениями Европы. Они готовили служителей культа и обучали мирян.

Между тем потребность в грамотных чиновниках и священно служителях возрастала.

Церковь стремилась исправить положение. Соборы в Оранже и Валенсе (529), шестой Вселенский собор принимали обращения о необходимости создания школ. Развить образования пытались светские власти.

Карл Великий. Он пригласил ко двору учителей и ученых-монахов. Монахи составили «Каролингский минускул» - легко читаемое письмо. Сам Карл в 30 лет сделался школяром. Освоил латинскую грамоту, начала астрономии. Карл создал при Меровингах дворцовую школу академию. Школа вела кочевой образ, переезжая вместе с королевским двором. В виде исключения академию могли посещать более низких сословий. В академии получали элементарное образование, а также осваивали классическую латынь, теологию, труды римских авторов. Академия культивировала высокую образованность.

Карл был одним из первых, кто осознал роль школ для государственности. Он всячески поощрял учреждение церковных школ. В специальных капитуляриях церковным приходам и епископствам вменялось в обязанность открывать школы для всех сословий.

Средневековой Европе сложились два главных типа учебных заведений: епископальные (кафедральные) монастырские школы.

Церковные школы существовали уже к V в. Они были доступны высшим сословиям. Учебные заведения элементарного образования малыми школами, а учебные заведения повышенного образования - большими школами. Учились только мальчики (в малых школах - 7-10-летние дети, в больших старше 10 лет).

В малых школах один учитель обучал всем предметам. По мере возрастания числа обучающихся к нему присоединялся кантор, преподававший пение. В больших школах кроме учителей за порядком надзирали циркаторы. Епископальные (кафедральные) IX в. являлись церковными учебными заведениями основного типа.

В IX в. школы при епископствах и кафедральных переживали упадок. Однако в X в. рост сети епископальных и кафедральных школ возобновился. Например, во вновь возникли подобные учреждения в Суассоне, Париже (школы Нотр-Дама и Святой Женевьевы). Монастырские школы создавались - для мальчиков, которые готовились стать монахами (внутренние), и для жителей данного церковного прихода (внешние).

Первые монастырские школы были учреждены орденом анахоретов. В монастырях анахоретов первых порах обучали членов ордена. В этом случае родители отдавали на попечение ученых монахов мальчиков в возрасте 7лет. Затем было организовано и обучение мирян (внешняя школа).

В течение шести веков их монастырские школы оставались наиболее влиятельными учебными заведениями такого типа.

Первенство в организации монастырских школ орден капуцинов - францисканцев и орден доминиканцев (создан в 1216 г.). У капуцинов по преимуществу дети высших сословий. Во главе заведений ордена стояли видные богословы.

Соборные или кафедральные школы, где обычно учили своих детей
дворянки именитые горожане, создавались в центрах церковного управления

Приходские школы: открывались при церковных приходах, помещались или в специальной комнате, или на квартире служителя культа и собирали 3--10 мальчиков.

Языком обучения являлся латинский.

В школах учились вместе с детьми и взрослые мужчины, учение продолжалось несколько лет. Занятия обычно проходили так: учитель читал из церковной книги отрывок, ученики повторяли его вслух, а после усвоения алфавита читали сами; писать учились на навешенной дощечке заостренной палочкой; выучив написанное, стирали. Книги, по которым учились, были рукописными, что очень затрудняло обучение, ведь почерки были разными, да и книг было мало. Всякий, приступивший к постижению «науки», должен был, прежде всего, выучить по-латыни 150 псалмов и молитв, научиться церковному песнопению, а потом -- читать и писать. На все это уходило не менее трех лет.

Церковные школы были важным инструментом религиозного воспитания. В них изучали Библию, богословскую литературу. В школах повышенного типа, предпочитали Сенеку, а не Цицерона, Катона, а не Эзопа.

По тем же причинам почти в полном пренебрежении физическое воспитание. Учителя руководствовались христианским догматом "Тело - враг души".

Порою устраивались «дни веселья», решались игры, борьба и пр. Хотя формально каникул не существовало, дети могли отдохнуть от учебы во время церковных праздников.

Царили жестокие наказания: лишение еды, карцер. До XI в. учеников били по щекам, губам, носу, позже - по голому телу. Наказания рассматривались как естественное и богоугодное дело.

Большинство число церковных школ ограничивалось рудементарным образованием. В школах бенедиктинцев 3 года учили началам грамоты, пению псалмов, соблюдению ритуалов. Немного шире была программа школ капуцинов, которая знакомила с религиозным учением и давала подготовку (письмо, счет, пение).

Основными учебными книгами были Абецедарий и Псалтиръ. Первое называлось пособие, написанное на латыни. Пособие приобщало к основам христианской веры. Работа с учащимися по нему сопровождалась устными наставлениями на родном языке. Псалтирь (книгу псалмов) сначала заучивали на наизусть, а потом (после усвоения алфавита) читали.

Писали на вощеных деревянных дощечках заостренной палочкой (стило), т. е. так же как в античную эпоху. Считать учили по пальцам с помощью определенных жестов.

Церковные школы, в которых давалось повышенное образование, исчислялись единицами. Несколько таких школ, например, было в конце VIII в. в Англии, Ирландии. Ряд церковных школ превратился в крупные центры. Так, в начале XII в. в Парижской богословской школе по свидетельству современников, обучались до 30 тысяч студентов.

Обучали в церковных школах повышенного образования по программе семи свободных искусств. Канон семи свободных искусств обычно включил дисциплины: грамматику (с элементами литературы), философию, риторику (включая историю),географию (с элементами геометрии), астрономию (с элементами физики), арифметику.

Программа семи свободных искусств делилась на; низшую - тривиум (грамматика, риторика, диалектика),высшую - квадривиум (арифметика, география, астрономия).

Грамматика была главным учебным предметом, изучение латыни начиналось с усвоения элементарных правил Постепенно учебники упрощались. После усвоения грамматики переходили к изучению литературы. Сначала читали короткие литературные тексты. Далее приступали к правилам стиха, читали поэтические сочинения.

Диалектика и риторика преподносились одновременно. Первая правильно мыслить, строить аргументы и доказательства, т. е. часто выступала и как логика. Вторая учила строить фразы, искусству красноречия. Обучение философий и диалектики опиралось в первую очередь на произведения Аристотеля. Уроки географии и геометрии давали представление об устройстве обитаемого пространства. Число не отделялось от пространственной формы.

В музыкальном образовании наименьшее внимание уделялось игре на инструментах. Главным считалось знакомство с духовной и светской музыкой как источником гармонии.

Универсальными методами обучения были заучивание и воспроизведение образцов. Бытовало убеждение, что усидчивость - наилучший способ овладения христианскими школьным знанием.

В итоге церковные школы раннего Средневековья имели не много пользы. Детям из низших слоев, т. е. большинству населения, доступ к образованию закрытым. Уровень подготовки был крайне низким.

В период с XII по XV в. школьное образование выходит за стены церквей и монастырей. В первую это выразилось в появлении так называемых городских школ и университетов. Создание светских учебных заведений тесно связано с ростом городов, укреплением социальных позиций горожан, нуждавшихся в близком образовании. Такие учреждения зарождались в недрах церковного образования.

Первые городские школы появились во второй половине XII - начале XIII в. в Лондоне, Париже, Милане, Любеке, Гамбурге и др.

Происходило это по-разному, например, путем трансформации приходских школ. Так были основаны в Париже XII в. малые школы. Преподавание вели светские лица под руководством каноника собора Нотр-Дама.

Эти учебные заведения просуществовали около 100 лет. В 1292 г. насчитывалось 12 таких школ, в том числе одна для девочек, в 1380 г. - 63 школы, включая 22 женских; учились дети представителей высших сословий. К концу школы они приобретали умения читать, писать и много знали латинскую грамматику. Выпускник получал звание клирика, что в дальнейшем позволяло ему стать учителем или священнослужителем.

Городские школы рождались и из системы ученичества из цеховых и гильдейских школ, а также школ счета для детей торговцев и ремесленников. Возникшие цеховые школы содержались на средства ремесленников и давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет). Обучение велось на родном языке. Сходная программа была и у возникших в то же время гильдейских школ.

Появляются городские школы, где преподавание ведется на латинском и родном языках, а также аналогичные учебные заведений для девочек.

Городским школам пришлось преодолевать жестокий надзор церкви. Католическая церковь справедливо видела в них опасных конкурентов церковному образованию. Сначала городские школы находились под властью церкви. Церковники урезали программы. Постепенно, однако, города избавились от подобной опеки, отвоевывали право определять программу, назначать преподавателей. Городскую школу открывал нанятый общиной педагог, которого часто именовали ректором. Ректор сам подбирал себе помощников. Учителями становились поначалу, прежде всего духовники, позже - бывшие студенты университетов. Учителя получали плату деньгами и натурой. По истечению контракта педагогов могли уволить, и они подыскивали работу в другом месте.

Программа носила более прикладной характер, чем в церковных школах. Кроме латыни изучались арифметика, элементы делопроизводства, техника, естественные науки.

Происходило разделение городских школ. Школы счета, давали элементарное образование и готовили в латинские (городские) школы. Латинские школы и ряд других учебных заведений давали образование повышенного типа. К ним относились, например, возникшие во Франции коллеги были светские учебные заведения, которые служили связующим звеном между начальным и высшим образованием. До середины XV в. коллегиями пользовались дети малоимущих слоев населения. В дальнейшем они становятся для учебных заведений при университетах.

Важной вехой в развитии науки и образования создание университетов.

Университеты родились в системе церковных школ XI начале XII в. отдельные кафедральные и монастырские школы превращаются в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами. Например, возник Парижский университет (1200), который вырос из Сорбонны - богословской школы и присоединившихся к ней медицинской и юридической школ. Подобным же образом возникли другие европейски! университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже, Лиссабоне (1290). Сеть - их быстро расширялась. Университеты учреждались и светской властью.

Рождение и права университета подтверждались привилегиями - особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право дарования ученых степеней и пр.,), освобождали студентов от военной службы и т.д.

В XIII в. в Европе насчитывалось 19 университетов, в следующем столетии к ним добавились еще 25.

Рост университетского образования отвечал велению времени.

Появление университета способствовало оживлению общественной жизни, торговли и увеличению доходов. Поэтому города охотно соглашались на открытие университетов.

Открытие университета оговаривалось определёнными условиями. Порой городская община назначала конкретный минимум учащихся. Например, город Винченца (Италия), учредив в 1261 г. университетский курс каноническогокого права, согласился оплачивать труд профессора при наличии у него не менее 20 студентов.

Церковь стремилась удержать университетское образование под свое влиянием. Ватикан являлся официальным покровителем многих университетов. Главным предметом в университетах богогословие. Преподавателями почти сплошь служили выходцы из представителей духовного звания. Ордена францисканцев и доминиканцев контролировали значительную часть кафедр, держала в университетах своих представителей - канцлеров, которые находились в прямом подчинении у архиепископов. Университеты раннего Средневековья по программе, организации и методам обучения играли роль светской альтернативы церковному образованию. Важной чертой университетов являлся их в известной мере наднациональный, демократический характер. Так, на скамьях Сорбонны сидели люди всех возрастов из многих стран. Для организации университета не требовалось больших затрат. Годились практически любые помещения. Вместо скамей слушатели могли располагаться на соломе. Студенты нередко выбирали профессоров из своей среды. Порядок записи в университет выглядел весьма вольным. Обучение было платным. Студенты-бедняки снимали для жилья каморки, перебивались случайными заработками. К XIV в. даже сложилась особая категория странствующих студентов, которые неоднократно перебирались из одного университета в другой. Но выросло немало подвижников науки и образования.

Первые университеты были весьма мобильны.. Студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии). Так, в Парижском университете насчитывалось 4 землячества: французское, пикардийское, английское и германское.

Позже землячеств (во второй половине XIII в.) в университетах появились факультеты или колледжи. Ими назывались учебные подразделения, а также корпорации профессоров этих подразделений.

Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов. Представители наций (прокураторы) и факультетов (деканы) сообща выбирали официального главу университета -- ректора. Ректор обладал временными полномочиями. В некоторых университетах, обязанности ректора выполнял студент, власть в университете принадлежала нациям.. Главные должностные лица стали назначаться властями, и нации утратили свое влияние.

Факультеты присуждали ученые степени,. Порой выпускников, подобно рыцарей, венчали титулами типа граф права. В ученой степени магистр угадать звание, которое получал ученик ремесленник. Профессора и студенты мыслили себя во взаимоотношениях подмастерьев и мастеров. Когда юноша 13-14 лет являлся в университет ему надлежало записаться у профессора, который считался за него в ответе. Студент занимался у от 3 до 7 лет и, если учился успешно, получал степень бакалавра. Бакалавр посещал лекции других профессоров, помогал обучать вновь пришедших студентов, т. е. становился своеобразным подмастерьем.

Большинство первых университетов имели несколько факультетов. Средневековый университет имел 4 факультета: артистический (подготовительный), выполнявший роль общеобразовательной школы, где изучались «семь свободных искусств», и в случае успешной учебы студент получал степень бакалавра. После б--7 лет обучения, окончивший его и защитивший ученик перед членами факультета работу, получал степень «магистра искусств». Далее можно было продолжить образование на богословском, медицинском или юридическом, факультетах, где срок обучения составлял также 6--7 лет и заканчивался зашитой работы на ученую степень доктора наук.

Студент проходил курс в строго определенном порядке: слушал лекции, которые профессор читал по книге и комментировал, участвовал в диспутах по заранее определенным темам. Юноша, приходя в 13--14-летнем возрасте заниматься в университет, в течение нескольких лет находился под попечением одного профессора, а потом посещал занятия и других профессоров. Право быть представленным к экзамену студент получал, прослушав определенное количество лекций и приняв участие в диспутах.

Содержание обучения определялось программой семи свободных искусств.

От студента требовалось посещать лекции: дневные (ординарные) и повторительные вечерние.

Существовали университеты за счет денег, выделяемых церковью, взносов за обучение самих учащихся и различных пожертвований. Университеты обычно не были зависимы от городских властей; как студенты, так и сами университеты отличались мобильностью, подвижностью, Не поладив с властями или оказавшись в полосе войн, университеты перебирались из одного города в другой.

Список литературы

1. А.Н. Джуринский «История педагогики. Древнего и средневекового мира». - М. «Совершенство» 1999г. // стр. 138,142 - 148.

2. «История педагогики»- М. «Владос» 2000г. // стр 100-120.

3. Г.Б. Корнетов «История педагогики» - М. «Урао» 2003 // стр 49-51.

4. А.И. Пискунов «История педагогики от зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVIII в.».- М. «Сфера» 1998.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.