Рефераты. Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста

p align="left">С помощью волшебной сказки возможно проникнуть во внутренний мир ребёнка, выявить черты развивающегося характера, особенности его натуры, а потом скорректировать нежелательные качества развивающейся личности. Например:

1.Рассказываем ребенку сказку и отслеживаем его реакции. Для этого необходимо погрузить ребенка в сказку, ввести в состояние, подобное легкому трансу. Это достигается многочисленными повторами, распевами и ровностью голоса, использованием красочных речевых оборотов, затейливых присказок и концовок.

"В некотором царстве, в некотором государстве..." - как прост и в тоже время загадочен язык сказки. И ребенок погружается в царство сказки, в мир фантазии. И проживает целую жизнь с сильным и смелым Иваном-Царевичем, спасая прекрасную царевну.

Воспитатель должен наблюдать, как ребенок реагирует на те или иные поступки героев, для того, чтобы выявить ценностные представления, страхи; отследить позы ребенка, движения, мимику. Кроме комментариев ребенка необходимо истолковывать невербальные сигналы, чтобы выявить наиболее значимые места.

Необходимо обращать внимание на шутки и смех ребенка, на тревогу, на те моменты, которые вызывают особый интерес или, наоборот, не привлекли внимания ребенка, на его комментарии по ходу рассказа. Следует отметить, с кем из героев сказки себя идентифицировал ребенок; догадаться об этом нетрудно по личностным реакциям, то есть проявляемым эмоциям.

Этот метод можно применять для детей младшего и дошкольного возраста. Устные рассказы для детей - не новая и не единственная форма детской терапии, но особое сочетание приемов при сочинении таких рассказов может дать удивительные результаты. Сопереживая, ребенок легко погружается в свой внутренний мир, создать который помогает расказчик своей историей, представляющей сложное сплетение наблюдений, обучающих навыков, интуитивных подсказок и целеполаганий. В результате ребенок получает ценный и важный посыл, стимулирующий его неповторимые ассоциации и переживания.

2.Просим ребенка рассказать любимую сказку или рассказ, или наиболее запомнившуюся. В данном случае мы исходили из положения, что сказки, прочно закрепившиеся в душе ребенка, являются плодами родительских предписаний и лежат в основе жизненных сценариев [3].

Любимая сказка, чаще всего, представляет собой грубо упрощенный жизненный сценарий и, выявив, с кем из героев - Героем или Неудачником -идентифицирует себя ребенок, можно определить его "программу" на всю взрослую жизнь.

Мысль о том, что человеческая жизнь порой следует образцам, которые мы находим в мифах, легендах и волшебных сказках, основана на идеях Юнга и Фрейда. Трансакционные аналитики (Берн Э. и др.) не проповедают мысль о том, что человеческие жизненные планы конструицируются наподобие мифов или волшебных сказок. Они видят, что чаще всего детские решения, а не сознательное планирование в зрелом возрасте определяют судьбу человека. Чтобы люди ни думали или ни говорили о своей жизни, нередко создается впечатление, будто какое-то мощное влечение заставляет их куда-то стремиться, очень часто совсем не в соответствии с тем, что пишется в их автобиографиях или трудовых книжках. Эти противоречия существуют с самого возникновения человеческого рода.

Возраст от шести до десяти лет в психоанализе называется латентным периодом. В это время ребенок старается увидеть, скорее узнать, как можно больше обо всем в мире, в эту пору у него имеется лишь смутное представление о своих целях в жизни.

Большинство детей начинает свою сознательную жизнь с желанием жить вечно и всегда любить своих близких. Но многие обстоятельства жизни через пять - шесть лет могут заставить ребенка взглянуть на эти проблемы иначе. И он может решить (что понятно из ограниченности его опыта) умереть молодым или никогда больше никого не любить. С помощью родителей и всей окружающей его среды он узнает, что жизнь и любовь со всеми их опасностями все же достойны внимания. Постепенно он узнает, что жизнь и любовь со всеми их опасностями все же достойны внимания.

Постепенно он узнает мир и, оглядываясь вокруг, мысленно спрашивает себя: "Что может произойти со мной в этом громадном мире?" он находится в постоянном поиске сюжета, а также героя, который указал бы ему надлежащую дорогу.

Сюжеты и герои живут в сказках и историях, содержащихся в книгах, которые он читал сам, которые читали или рассказывали ему люди, пользующиеся доверием - мама, папа, бабушка, воспитатель.

Процесс рассказывания сказки сам по себе более реален и более захватывающий, чем уже рассказанная сказка. Что происходит между ребенком и матерью после сказанных ею слов: "А когда почистишь зубы, я расскажу тебе сказку" - моментом, когда, закончив сказку и улыбнувшись со словами: "Ну, вот и все...", она плотно подтыкает под него одеяло? Каков его последний вопрос и как она подоткнет одеяло после каждой рассказанной сказки? В эти моменты жизненный опыт обретает плоть, тогда как рассказанная сказка или прочитанная история дает ему "скелет". В него входят как части "скелета":

герой, на которого ребенок хочет быть похожим;

злодей, который может стать примером, если ребенок подыщет ему соответствующее оправдание;

тип человека, воплощающий в себя образец, которому он хочет следовать;

сюжет - модель событий, дающая возможность переключения с одной фигуры на другую;

перечень персонажей, мотивирующих переключение;

набор этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, когда чувствовать себя виноватым, ощущать свою правоту или торжествовать [3, с. 243].

Если помогут внешние обстоятельства, то жизненный путь человека может соответствовать плану жизни, сложившемуся на этой основе.

Кроме описанных способов, в воспитании детей возможно использовать и другие формы сказкотерапии.

Например, сочинение ребёнком собственной сказки. Цель - развитие творческого воображения, речи, а также диагностика зарождающихся нравственных отклонений. Ребёнка можно попросить рассказать маме (воспитателю) сказку, скажем, про его любимого плюшевого мишку. Ребёнок в таком случае будет ассоциировать себя с главным героем, и по его поступкам и его роли в сказке воспитатель может судить о личностных качествах ребёнка.

Для детей 8-10 лет можно предложить сочинение сказки-кальки. Суть сказки-кальки состоит в осовременнивании сюжета или героев известной сказки. Например, «Приключения Красной Шапочки в мегаполисе», можно также предложить придумать современное продолжение сказки.

Кроме традиционных методов работы со сказкой, таких как чтение, прослушивание, пересказ, сочинение, можно использовать просмотр экранизации сказки с последующим обсуждением, ролевую игру (в т.ч. постановку детского спектакля), рисование по мотивам сказок, игры в группах с использованием фольклорного материала и т.д.

Большим событием в жизни маленького человека может стать первое знакомство с театром. Посещение ТЮЗа, в т.ч. и кукольных спектаклей может стать той формой сказкотерапии, которая окажется для конкретного ребёнка наиболее эффективной.

2.2 Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста. (Программа тренинга)

Данный тренинг рассчитан на детей от 6 до 10 лет. Тренинг проводится в группе из 10-20 детей примерно одного возраста, желательно, чтобы это был коллектив (школьный класс или детсадовская группа).

Цель тренинга заключается в развитии творческих способностей, фантазии детей, реконструкции полноценных контактов детей друг с другом, развитию способности к нравственной критике, посредством сказкотерапии.

Тренинг проводится в просторном помещении с наличием свободных зон для физических игр. Все дети должны быть обеспечены карандашами и бумагой. Время, затраченное на проведение одного занятия, не должно превышать 45 минут. Если же время превышает этот лимит, рекомендуется делать паузы с разминкой.

Здание №1.Упражнение на сплочение группы.

Как правило, упражнения на сплочение аудитории направлены на двигательную активность. Выполняя такие упражнения, дети активизируются, появляется общее настроение, положительные эмоции, готовность к последующим совместным действиям.

В качестве такого упражнения можно использовать такую игру: Дети становятся в широкий круг, затем воспитатель раздаёт всем карточки, на которых написаны имена героев известных сказок, одно имя он оставляет для себя. Каждый участник тренинга должен назваться своим сказочным именем. Ведущий берёт мяч и кидает в круг, называя имя героя сказки. Поймать или подобрать его должен тот, кто назвался этим именем. Тот, кто пропустит мяч, и его подберёт другой участник, становится ведущим.

Задание №2. Упражнение с использованием детского фольклора.

Все дети делятся на две команды. Команды выбирают себе название. Затем воспитатель предлагает им конкурс считалок. Очко получает та команда, которая знает считалок больше. Можно также предложить детям традиционный конкурс с отгадыванием загадок.

Задание №3. Угадай сказку.

Для этого упражнения понадобятся карандаши, бумага и ножницы. Вначале командам раздаются наборы карточек с условным изображением сказки. Участники должны угадать, что это за сказка и расположить карточки в правильном порядке в соответствии с сюжетом сказки. Например, «Сказку о Царе Салтане…» А.С. Пушкина можно нарисовать следующим образом: 1карточка: Изображается окно и ухо; 2- два обручальных кольца и корона; 3- зверушка в пелёнках; 4-бочка; 5- остров; 6- лебедь и т.д. Команда, которая первая угадает свою сказку получает очко.

Затем каждой команде предлагается нарисовать по одной сказке на карточках, а потом поменяться карточками и попробовать эти сказки угадать.

Это упражнение стимулирует обращение к сказкам, к оригиналу. Оно развивает критический взгляд на композицию произведения, позволяет вспомнить и по новому взглянуть на ранее прочитанные сказки, развивает творческие способности, а также способствует нормальному психологическому климату в коллективе, учит ребят совместной деятельности.

Задание №4.Обсуждение в группе.

Детям читают заранее подобранную сказку, затем воспитатель задаёт вопросы. Дети предупреждаются о том, что самая активная команда будет поощряться дополнительным очком. Примерные вопросы:

· О чём эта сказка?

· Кто в ней поступает правильно, а кто нет и почему?

· Кто из героев сказки вам понравился, а кто нет и почему?

· Как бы вы поступили на месте героя?

· Какой урок можно извлечь из этой истории? и т.п.

Поощряются дискуссии во время обсуждения.

Это упражнение является ключевым, наиболее важным в программе тренинга. Следует помнить, что ответы детей в группе могут существенно отличаться от их реального мнения. В таком случае данный коллектив подавляет личность ребёнка. Следует обращать внимание на реакцию детей на ответы и по возможности пресекать насмешки и т.п. Главное правило в группе - неправильных ответов нет. Сказки следует подбирать с ярко выраженной моральной составляющей. Например, сказка "Роза и ромашка":

В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от розы росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество разнообразных полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной желтенькой головке была большая мечта - стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок, когда шли обильные дожди, розу накрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. "Как же ей хорошо,- думала ромашка.- Оказаться бы мне на ее месте",- не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылышки бабочек.

Но вот однажды шел по дорожке ребенок. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: "Какой красивый цветок!". Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считала себя самым уродливым растением. Малыш просветил ромашку, она поняла, что все цветы хороши по-своему.

Вопросы для обсуждения: почему Ромашка с восхищением смотрела на розу? Что значит "все цветы хороши по-своему"? Можно ли эту фразу сказать про людей? Что могут дать такие истории детям?

Это упражнение проводится каждый раз по одной и той же схеме, но с разными сказками. Это способствует постепенному развитию критического ума, толерантности, внимания к мнению окружающих, а также призвано развивать нравственные чувства детей.

Задание № 5. Упражнение рефлексии.

Рефлексия - это осмысление происходящих действий, фиксирование изменений состояний личности. В конце каждого занятия как вариант подведения итогов предлагается проводить беседу с детьми. Уже не дети, а воспитатель должен раскрыть смысл прочитанной сказки, подводя итог всему сказанному детьми. Эта беседа не должна носить откровенно назидательный характер. Она должна закрепить в памяти правильные формулировки, которые уже были озвучены детьми.

Подсчитываются очки, команда победителей получает сладкие призы. Проигравшая команда получает утешительные призы.

Такие занятия можно проводить в группе еженедельно, используя разные сказки и варьируя разные формы работы со сказкой. После двух-трёх таких занятий рекомендуется сводить группу в ТЮЗ на детский спектакль, а затем выбрать вместе с детьми сказку для постановки собственного спектакля, на который можно пригласить родителей, бабушек и дедушек.

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что сказкотерапия является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Основной вывод данной работы состоит в том, что применение сказки в процессе воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства воспитания.

Знакомство с культурой нации посредством фольклора, сказки, несомненно оказывает воспитательный эффект. Сочинение собственных сказок развивает творческое воображение.

Сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой его сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.

Разнообразие форм работы со сказками, а также многогранность смыслов одной и той же сказки создают идеальные условия для разработки и проведения мероприятий в образовательных учреждениях с использованием методов сказкотерапии.

По результатам проведённого исследования литературных источников, создана программа тренинга, которая позволит оптимально и творчески решать педагогические задачи, используя методы сказкотерапии.

Дальнейшая научно-практическая работа в направлении разработки эффективных методов воспитания посредством сказкотерапии для различных возрастных периодов представляется особенно интересной.

Список литературы

Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии //Вопросы психологии. - 1996. -№2. - с 73-85.

Белкин А.И. Биологические и социальные факторы. Формулирующие половую идентификацию /Соотношение биологического и социального в человеке (материалы к симпозиуму в г. Москве - сентябрь 1975 г.).-М., 1975, с 777-790.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с нем. Под общей редакцией д.ф.н. М.С. Мацковского. - СПб -М.: "Университетская книга" ACT. 1997 г.

Булашевич Т.С. Через дремучий лес к душевной гармонии и к гармонии с внешними миром //Журнал практического психолога. - 1997. -№6.-с 123-126.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк.: книга для учителя. - М.,: "Просвещение", 1991.

Гинзбург М.Р. Использование метафоры изменения при работе со старшими подростками //Психологическая наука и образование. - 1997. - №1. - с 66-75.

Гордон Д. Терапевтические метафоры: оказание помощи другим посредством зеркала. - СПб.: "Белый кролик", 1995.

Граник Г.Г., Концевая Л.А. Восприятие школьниками художественного текста//Вопросы психологии. - 1996. - №3. - с 43-52.

Жоль К.К. Мысль, слово, метафора. - Киев, 1994.

Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. - М.: "Российское педагогическое агентство", 1997.

Кон И.С. Введение в сексологию. - М.: "Медицина", 1988.

Кон И.С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. -М: Олимп; ООО "Фирма "Издательство ACT", 1998.

Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей /Соотношение биологического и социального в человеке (материалы к симпозиуму в г. Москве - сентябрь 1975 г.). - М., 1975, с 763-776.

Кон И.С. Психология половых различий //Вопросы психологии. -1981.-№2.-с 47-57.

Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству //Вопросы психологии. - 1998. - №1. - с 76-82.

Милис Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка". - М.: "Киасс", 1996.

Новиков Л.А. Искусство слова. - М., 1991.

Новлянская 3.Н. Почему дети фантазируют? - М: "Знание", 1987.

Осорина М.В. "Черная простыня летит по городу", или зачем дети рассказывают страшные истории //Журнал практического психолога. - 1997. - №6. -с 105-112.

Поляков Л. Женская эмансипация и теология пола в России XIX века /Феминизм: Восток. Запад. Россия. - М.: Наука. Издательская фирма "Восточная литература", 1993. - с 157-175.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986.

Пропп В.Я. Морфология сказки. 2-е из. - М., Наука, 1969.

Процесс конструирования метафоры как объект психологического исследования //Психологический журнал. - 1997. - №6. - с 121-128.

Психология и педагогика. Ученые записки ЛГУ, №224. Л.: Издательство ЛГУ, 1957.

Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

Сапогова Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метафора и нонсенс в детском воображении //Вопросы психологии. - 1996. - №2. - с 5-13.

Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. Уч. пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

Телия В.Н. Метафора как модель смысло-производства и ее экспрессивно-оценочная функция //Метафора в языке и тексте. - М., 1988. - с 26-51.

Трунов Д.Г. Использование метафор в психотерапевтической работе //Журнал практического психолога. - 1997. - №1. - с 14-21.

Хасан Б.И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола //Вопросы психологии. - 1997. - №3. - с 32-39.

Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. Пер. с англ. Ю. М. Донца. Под общ. ред. В. В. Зеленского. - СПБ.: БСК, 1997.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер Пресс, 1997.

Шелби Б. Открой своего ребенка с помощью тестов. - Тюмень,: "Скорпион", 1995.-с 10-21.

Эриксон Э. Идентичности: юность и кризис. - М. - 1996.

Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1990.

Юнг К.Г. Божественный ребенок: аналитическая психология воспитания. - СПБ - М.: "Олимп", ООО "Издательство ACT-ЛТД", 1997.

Юнг К. Г. Собрание сочинений: конфликты детской души /Пер. с нем. - М.: Канон, 1994.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.