Заключение
Основной вывод проведённого исследования заключается в том, что особенности словесной памяти глухих связаны с их замедленным речевым развитием. Недостаток у глухих детей прочно установившихся связей и отношений между словами, соответствующих нормам языка, приводит и к тому, что им порой бывает очень трудно удержать в памяти фразу как целое и воспроизвести ее затем в неизмененном виде.
Отношения, возникающие между процессами речевого общения и памяти у глухих и у слышащих, нельзя понимать как одностороннее влияние речи на память, но как постоянное единство и взаимодействие этих процессов.
Исследование памяти глухих, показало, что в отношении запоминания слов глухие обнаруживают как сходство со слышащими, так и своеобразие. Глухие, как и слышащие, запоминали слова по смыслу. Смысловой характер памяти глухих был установлен уже при запоминании пар предметов. Вместе с тем при воспроизведении пар предметов у глухих детей чаще, чем у слышащих, наблюдалось утрачивание связей двух предметов при воспроизведении их словесных обозначений. На материале же запоминания слов отмеченное своеобразие глухих выступало еще более отчетливо.
В ходе проведения исследования установлено, что глухие значительно хуже запоминают слова, обозначающие звуковые явления. Глухие дети запоминают слова, предъявленные в написанном виде, так же успешно, как и слышащие.
Было доказано, что глухие более замедленно, чем слышащие, овладевают значениями слов разной меры общности. Они затрудняются также в усвоении синонимов и переносных значений слов. Чем разветвленнее становятся связи систем словесных значений, чем точнее делаются отношения между ними, тем больше возникает возможностей к воспроизведению слов и к адекватной замене одного слова другим. В результате замедленное формирование систем словесных значений у глухих выявляется в их тяготении к текстуальному воспроизведению.
Базируясь на фактах исследований, свидетельствующих о неустойчивости воспроизведения одних и тех же слов у глухих детей, можно полагать, что эти дети позднее, чем слышащие, овладевают способами произвольного припоминания, формирование которых, в свою очередь, тесно связано с развитием гибкости мышления.
Список использованной литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968. - 238с.
2. Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. - М., 1985. - 297с.
3. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М., 1963. - 345с.
4. Выготский Л.С. О развитии речи глухих // Дефектология. - 1994. - № 4. - С.88-90.
5. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха.- М, 2001.-364с.
6. Дошкольная педагогика/Под. Ред. В.И. Яэдешко, Ф.А. Сохина.-М..,1986.-437с.
7. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения: Сб. / Под ред. Р.М.Боскис. - М.: Педагогика, 1972. - 192 с.
8. Исенина Е.И. Дословесная коммуникация у глухих и слышащих детей // Дефектология. - 1984. - № 6. - С. 20-24.
9. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха / Сост. И.А. Михаленкова. - СПб, -2003.-456 с.
10. Корсунская Б.Д. Обучение речи глухих дошкольников. - М., 1969.-234с.
11. Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников. - М., 1971.-432с.
12. Лифанов В.Л. и др. Если ребенок плохо слышит. - Киев, 1984.-121с.
13. Мамаенко Т.А. Непроизвольное запоминание учебного материала глухими детьми на уроках предметно-практического обучения // Дефектология. - 1979. - № 5.-С.123-131
14. Новикова Л.А. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга. - М., 1966. - 239с.
15. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта: Сб. /Под ред. Л.П. Носковой. - М.: Педагогика, 1984. - 143 с.
16. Розанова Т.В. Образная память, словесная память.- М., 1971.-235с.
17. Розанова Т.В. Особенности познавательной деятельности глухих детей старшего дошкольного возраста. //Дефектология. - 1997. - № 4.-С.23-35
18. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. - М., 1975. - 232 с.
19. Розанова Т.В., Соловьев И.М. Психология глухих детей. - М, 1971.-238с.
20. Сурдопедагогика / Под ред. М.И. Никитиной. - М., 1989. - 384 с.
Приложение 1
Слова, Слова, Мимико-жестовые
предъявляемые предъявляемые обозначения
парами по одному
Слышащие Глухие Глухие Глухие
Точность воспроизведения слов и жестов у детей. Цифрами обозначено количество правильно воспроизведенных жестов или слов из 40 предъявленных.
Приложение 2
Ходить
Смотреть
Ездить
Есть
Слушать
Играть
Запоминать
Рисовать
Спать
Бегать
Прыгать
Плавать
Пить
Петь
Танцевать
Сидеть
Брать
Давать
Прятать
Искать
Закрывать
Открывать
Писать
Ломать
Собирать
Резал
Резали
Резать
Режим
Режут
Поливать
Поливали
Поливал
Поливаем
Разбирать
Разбирал
Разбирали
Разбираем
Разбираю
Разберу
Наливать
Наливаю
Наливают
Наливаем
Наливали
Подбирать
Подбираю
Подбираем
Подбирали
Подберу
Приложение 3
МАГАЗИН
ТОВАР
ПРОДАВЕЦ
КАССА
РЫБА
ОКУНЬ
АКУЛА
СЕЛЁДКА
МАШИНА
ТРАКТОР
ГРУЗОВИК
КОМБАИН
РАСТЕНИЕ
ЛИСТЬЯ
СТЕБЕЛЬ
КОРЕНЬ
ПОДАРОК
ПОРОШОК
ПОРЯДОК
ПРЯНИК
Приложение 4
КАРТА СЛОВЕСНОЙ ПАМЯТИ
Фамилия, имя ребёнка Н. Нелли
Возраст 5 лет
Диагноз нейросенсорная т/у IV степени
Оценка словесной памяти.
Исследуемые характеристики памяти
Оценка (в баллах)
Выявленные нарушения памяти
1. Запоминание слов
3
Плохо запоминает слова
2. Запоминание пар слов
2
3. Запоминание предложений
Воспроизводит фразы с пропущенными словами
Общая оценка памяти
Память находится в стадии развития
Способность запоминать слова: Нелли может запомнить несколько слов; упражнения на узнавание слов, среди сходных выполнить не смогла. При повторении текста пропустила много слов.
Фамилия, имя ребёнка Д. Варя
Диагноз
4
Хорошо запоминает слова
Почти полностью пересказывает текст
Память хорошая
Способность запоминать слова: хорошо запоминает слова, упражнения на узнавание слов среди сходных выполнила.
При повторении текста заменила несколько слов на близкие по смыслу.
Страницы: 1, 2, 3, 4