Рефераты. Социализация детей с девиантным поведением

p align="left"> Экономическая функция была связана с накоплением богат-ства для членов семьи: приданое для невесты, калым для жени-ха, вещи, передаваемые по наследству, страхование на свадьбу, на день совершеннолетия, накопление денежных средств.

Социально-экономические изменения, происходящие в на-шем обществе вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения соб-ственности, приватизации жилья, наследования и т. д.

Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, ибо они определя-ют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития.

Являясь одним из важных факторов социального воздей-ствия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное раз-витие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ре-бенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет.

Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопи-ло человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа -- прямая функ-ция родителей.

Воспитательная функция. Важную роль в процессе первич-ной социализации играет воспитание ребенка в семье, поэтому мы эту функцию выделим отдельно. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка.

Воспитание ребенка в семье -- сложный социально-педагоги-ческий процесс. Он включает влияние всей атмосферы и мик-роклимата семьи на формирование личности ребенка. Возмож-ность воспитательного воздействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность кото-рого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей.

Требования родителей реализуются в их сознательной воспи-тательной деятельности с помощью убеждения, определенного образа жизни и деятельности ребенка и т. д. Личный пример родителей -- важнейшее средство влияния на воспитание ребен-ка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея доста-точных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подража-ет их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров -- все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.

Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям.-

В условиях семьи однако, воспитание может быть деформи-рованным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т. д. Конечно, семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом, что есть семья, а благоприятным морально-психологи-ческим климатом, здоровыми отношениями между ее членами.

Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где че-ловек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жиз-ненные успехи, финансовое положение и т. д.

Выражение «мой дом -- моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья -- наиболее надеж-ная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время ук-рыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы.

Традиционная модель, когда жена встречала мужа у домаш-него очага, безропотно снося все обиды и раздражение своего повелителя, уходит в прошлое. Подавляющее большинство женщин сегодня тоже работают и тоже приносят в свой дом груз усталости. Наблюдения показывают, что полнее всего силы восстанавливаются в семейной обстановке, в общении с близки-ми, детьми. Совместный отдых вместе с детьми -- фактор, бла-готворно влияющий на крепость семьи, что в наших условиях стало практически невозможным.

Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из фун-кций может быть с большим или меньшим успехом реализова-на вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.

2.2. Предпосылки развития девиации и анализ их типов в

подростковом возрасте

Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст -- самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переход-ным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подро-стка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его дея-тельности [см. 3 - с. 92].

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жиз-ни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный ста-тус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъяв-ляться более серьезные требования со стороны взрослых.

Вспомним некоторые сведения из анатомии и физиологии, пси-хологии и педагогики, которые характеризуют личность подро-стка. Анатомо-физиологические особенности подростка характе-ризуются неравномерностью его физического развития, совершен-ствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скеле-та. Для подростка характерно несоответствие в развитии сердеч-но-сосудистой системы, когда сердце увеличивается в объеме, в результате чего начинает работать более мощно, а диаметр крове-носных сосудов отстает в развитии, что приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, и т. д. У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не все-гда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. д. Активное половое созрева-ние подростка происходит при заметном отставании в социальном становлении подростка, что влечет за собой социально-психологи-ческие проблемы полового воспитания.

В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него форми-руются собственные взгляды и суждения; появляются собствен-ные оценки на те или иные события и факты; он пытается оце-нить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверст-никами и их действиями.

В этом возрасте происходит временное психологическое отда-ление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между офици-альным коллективом и неформальной группой общения. Пред-почтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чув-ствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаю-тся, курят, выпивают и др [см. 24 - с. 142].

Как правило, в этом возрасте у подростков возникают пробле-мы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжа-ют смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослы-ми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, уси-ливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяе-тся характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появ-ляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.

У подростка формируется чувство взрослости, которое прояв-ляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой филь-ма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения. Внешность для подростка имеет очень боль-шое значение. Необычная прическа, серьга, а то две и три в ушах, рваные джинсы, яркая косметика и другие атрибуты дают подростку возможность отделить себя от других, утвер-диться в группе детей.

Все это происходит на фоне изменения эмоционально-волевой сферы. У подростка проявляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремле-ние к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений. У подростка формируются уме-ния самообладания, самоуправления своими мыслями и по-ступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества.

Значительно изменяются интересы подростка по сравнению с ребенком младшего возраста. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов.

Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недоста-точно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвер-диться и стать взрослым.

Подросток -- это еще недостаточно зрелый и недостаточно со-циально возмужалый человек, это личность, находящаяся на осо-бой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно всту-пить в отношения с окружающими и следовать в своих поступ-ках и действиях требованиям общественных норм и правил.

Подросток способен принимать продуманные решения, со-вершать разумные поступки и нести за них нравственную и правовую ответственность. Следует особо выделить, что подро-сток -- лицо, вступившее в период правовой ответственности за свои действия и поступки. И хотя закон, учитывая особенности социально-психологического развития несовершеннолетних, устанавливает для него ограниченную ответственность, можно считать старший подростковый и юношеский возраст как ха-рактеризующийся личностной ответственностью.

Охарактеризуем наиболее часто встречающиеся в социальной практике типы девиаций.

Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обще-стве правил, норм поведения, называют трудными или труд-новоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связан-ными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обу-чения и воспитания [ см. 63 - с. 215].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.