Рефераты. Социализация личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

p align="left">Таким образом, процесс социализации предстаёт с самого начала как индивидуальный творческий процесс включения личности в социальные отношения, осознания их и наполнения индивидуальным смыслом. Изначальная творческая, персональная природа данного процесса делает трудным его регуляцию извне и нередко приводит к рассогласованиям, с которыми часто встречаются педагоги и психологи в ситуациях, когда ребёнок подчиняется выбранным для него способам действия: ходит в детский сад, школу, делает уроки и т.п., но непосредственного, смыслового действия сам не производит.

Подчёркивая творческий характер социализации, необходимо обратить внимание на его инперсональность, инсубъектность. Это творчество субъективных отношений с социальной средой, творчество открытия данной среды для себя. Результаты данного творчества лежат не вовне, а внутри личности, и, в принципе, это результаты обучения личности, усвоения ею как субъектом социального знания.

Некоторые учёные считают закономерным итогом социализации социальное творчество личности: не просто активную реализацию, воспроизводство отношений, но и производство их.

Представители гуманистической психологии рассматривают социализацию как самоактуализацию «Я-концепции», развёртывание творческой сущности человека.

В отечественной науке творчество нередко понимается как итог развития личности в системе общественных связей, закономерная ступень в развитии личности, овладевшей определённым социальным опытом. А.В. Мудрик полагает, что « в процессе жизнедеятельности, которая протекает в рамках макро-, мезо-, и микрофакторов, испытывая на себе их воздействие, избирательно усваивая их влияние, ребёнок приобщается к культуре, у него формируется определённая социальная направленность и в той или иной мере развивается творческая индивидуальность». (54, с.19)

Заслуживает внимания акцент на взаимосвязи творческой линии с процессом индивидуализации. Б.Ф. Ломов считает, что с одной стороны, личность всё более включается в систему общественных отношений, её связи с людьми и разными сферами жизни общества расширяются, углубляются, и только благодаря этому она овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Эта сторона личности часто определяется как её социализация. С другой стороны, приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность вместе с тем приобретает и всё большую самостоятельность, относительную автономность, т.е. развитие в обществе включает процесс индивидуализации. (6)

Уровень развития личности соотносится со степенью её социализированности. Критерии зрелости личности, таким образом, предстают критериями социализации.

Среди критериев зрелости выделяют:

1) широта социальных связей, представленная на субъектном уровне: я - другой, я - другие, я - общество в целом, я - человечество;

2) мера развития личности как субъекта (основной показатель зрелости - переход к субъектному существованию);

3) характер деятельности - от присвоения к реализации и сознательному воспроизводству;

4) социальная компетентность (овладение социальными нормами - предметными и нормами отношений, которое невозможно без определённого уровня психического развития, также достигаемого в процессе социального научения).

Все критерии разделены на две группы:

субъективные, отражающие меру глубины интериоризации норм, приращения их к ткани личности (психологический пласт);

объективные, в которых проявляется способность личности реализовывать нормы, воспроизводить и передавать их (социально-психологический пласт).

Если субъективные показатели характеризуют личность в её индивидуальном преломлении, в том числе её субъективную гармоничность и адаптированность в социуме, её субъективную успешность, итогом которой является субъективное эмоциональное благополучие, то объективные показатели дают представление о том, в каком отношении личность находится к социально желаемому типу, т.е. о характере её типизации и уровне развития как дистанционной характеристики, соотносимой с данным типом, и её объективном благополучии, мере успешности в обществе.

Для понимания сущности процесса социализации необходимо разобраться в механизмах этого процесса. Среди отечественных авторов, дающих толкование механизмов процесса социализации, можно назвать А.В. Мудрика. Он выделяет в пространстве социализации факторы и способы. Среди факторов он называет макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы и субъективные факторы. Под макрофакторами учёный подразумевает общество в целом как определённую социально-политическую и идеологическую систему, в рамках которой протекает весь процесс жизнедеятельности личности, под мезофакторами - регион и его социально-демографические и национально-культурные особенности, под микрофакторами - непосредственную среду жизнедеятельности. К субъективным факторам автор относит особенности ребёнка, которые связаны, с одной стороны, с его природными задатками, с другой - с уже сложившимися у него индивидуальными чертами.

Кроме факторов существуют способы социализации: институциональный - через институты общества; традиционный - через семью и ближайшее социальное окружение; стилизованный - через возрастную субкультуру; межличностный - через значимых лиц; рефлексивный - индивидуально пережитый и осознанный опыт.

Каждый из способов имеет свой механизм реализации. Институциональный способ реализуется через систему общественного воспитания (в первую очередь, это детский сад, школа, внешкольные учреждения, детские и юношеские организации, средства массовой информации). В основу данного способа положено, по мнению А.В. Мудрика, подражание. Для традиционного способа, считает автор, характерно восприятие господствующих стереотипов поведения на неосознанном уровне. Стилизованный способ осуществляет своё воздействие на личность посредством референтной группы. Межличностный способ опирается на идентификацию с конкретным человеком, рефлексивный - на осознание и переживание человеком той реальности, в которой он живёт, своего места в ней и себя самого как такового, т.е. на рефлексию, внутренний диалог. При этом, отмечает А.В. Мудрик, рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: во-первых, диалог между различными «Я» ребёнка; во-вторых, диалог с реальными или вымышленными лицами, который происходит наедине с собой. Особый вид внутреннего диалога представляет собой глубокое, последовательное взаимоотражение партнёров по взаимодействию, содержанием которого является воспроизведение их внутреннего мира.

В целом механизмы социализации А.В. Мудрик определяет как «социально-психологические воздействия среды,…непосредственно способствующие интериоризации внешних групповых норм и ценностей». (53)

С.А. Беличева в связи с понятием «социализация» выделяет следующие термины: общесоциальные детерминанты, институты, социально-психологические механизмы, способы, агенты социализации. Как синонимы механизма социализации она использует понятия «способы» и «средства», а также «виды воздействия». В то же время, сравнивая понятия «агенты» и «механизмы» социализации, она отмечает, что «отличия между ними довольно относительные».(7)

Агенты социализации определяются у этого автора как социально-психологические воздействия по целенаправленному формированию личности, оказываемые обществом на макроуровне, через средства массовой коммуникации, печать, радио, телевидение, искусство, литературу различные виды идеологического воздействия. Воздействия, действующие на микроуровне, т.е. на уровне непосредственного ближайшего окружения индивида, определяются ею как институты социализации. К ним автор относит различного рода группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных групповых норм и ценностей, что составляет систему внешней поведенческой регуляции.

Среди сознательных механизмов социализации С.А. Беличева называет референтную группу, престиж, авторитет, популярность. В отдельную группу механизмов выносятся групповые экспектации (социальные ожидания), санкции поощрения, наказания, одобрения и осуждения, применяемые в обществе.

Таким образом, среди механизмов социализации можно выделить социологические механизмы или социализирующие воздействия (с точки зрения общества они выступают как механизмы социализации) - это то, как общество социализирует людей, какие механизмы оно использует, и механизмы собственно социализации, т.е. перевода личностью внешнего во внутреннюю структуру, интимизации социального в субъективном поле личности. Данные механизмы соотносятся друг с другом.

Особое внимание при анализе процесса социализации отводится механизму идентификации. Целый ряд исследований называет его ведущим, основным и даже единственным механизмом.

В современной отечественной науке понятие идентификации рассматривается как охватывающее три пересекающихся области:

1) идентификация - процесс объединения субъектом себя другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, а также включения в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей, образцов. Это может проявляться в открытом подражании как следовании образцу, что особенно ярко выступает в дошкольном детстве;

2) идентификация - видение субъектом другого человека как продолжение и проекция себя самого, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями;

3) идентификация - механизм постановки субъектом себя на место другого, что выступает в виде погружения, перенесения индивидом себя в пространство и время другого и приводит к усвоению его личностных смыслов. (79)

В первом, самом распространённом, значении идентификация выступает в качестве важнейшей психической деятельности, идущей навстречу социальным влияниям, формирующей самосознание, как механизм социализации. Этот механизм (в отличие от обучения и инструктирования) характеризует высокая субъективная активность личности и (в отличие от подражания) осознанность.

В литературе такое понятие идентификации определяется как уподобление (Б.Д. Парыгин, В.В. Столин, В.С. Мухина), отождествление (В.А. Петровский, Н.Н. Обозов), стремление следовать определённым характеристикам влияющего лица (Р.А. Кричевский), сознательное подражание (М. Форверг, Г. Гибш).

Понятие идентификации получило развитие в контексте теорий, объясняющих развитие личности через «присвоение» индивидом материальной и духовной культуры, созданной человечеством. (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Поршнев, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.С. Мухина).

По мнению В.С. Мухиной, механизм идентификации включается уже в младенческом возрасте. При этом не только ребёнок идентифицируется со взрослым, подражает матери, но и мать, стараясь угадать желания ребёнка, стремится идентифицироваться с ним. Эта обоюдная идентификация составляет основу отношений ребёнка и взрослого на данном этапе: способствуя установлению сотрудничества ребёнка и взрослого, она влияет на формирование у ребёнка социальной потребности в положительных эмоциях, притязаний на признание, чувства доверия к людям.

Включаясь на самых ранних стадиях развития личности, механизм идентификации, считает В.С. Мухина, не утрачивает своего значения на протяжении всего периода развития личности, приобретая специфические черты на каждом возрастном отрезке. Взаимодействие механизмов идентификации-обособления предопределяет картину возрастного развития ребёнка от этапа к этапу.

Механизм идентификации обеспечивает необходимый уровень и характер мотивации для овладения личностью нормами, он является пусковым механизмом для процесса научения, в результате которого личность овладевает нормами общества. В основе его лежит осознанный или неосознанный выбор личностью определённой позиции. Кроме того, этот выбор может быть не только осознанным или неосознанным, но и вынужденным или добровольным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.