Рефераты. Социально-экономическая природа общего образования

p align="left">В силу перечисленных обстоятельств, с одной стороны образование возможно отнести к полноценной отрасли экономики, которая объединяет учреждения и предприятия, занятые обучением, воспитанием, передачей знаний, выпуском учебной литературы и подготовкой учительских кадров, таким образом, обозначив его роль как одну из важнейших сфер, определяющих развитие национального интеллектуального потенциала, а следовательно и народного хозяйства в целом.

Однако своим экономическим значением ценность образования для общества не ограничивается. Образование как процесс передачи систематизированных знаний, умений и навыков от поколения поколению тесно связано с воспитанием, физическим развитием каждого человека, а значит, во многом является также и социальным институтом, определяющим социально-культурный уровень развития общества и состояние здоровья населения.

Таким образом, прослеживается четкая связь, выражающаяся формулой: желаемый уровень социально-экономического развития общества в будущем определяет качество образования ныне, т.е. то, что должны получить обучаемые сегодня. Поскольку инвестиции в человеческий капитал начинают давать отдачу по прошествии достаточно длительного периода, то качество образования должно быть связано со среднесрочными и долгосрочными стратегическими целями развития общества.

Качество образования, см. Рис. 1.3, понимается автором настоящего исследования как совокупность знаний и умений, социальных навыков, характеристик состояния физического здоровья обучаемого, полученных в ходе образовательного процесса, в тоже время качество образования определяется учебным планом, формами и методами преподавания.

Исходя из содержания «качества образования», строится система организации образовательного процесса: например, конфигурация сети образовательных учреждений, управление преподавательским составом и т.д.

Влияние современного уровня развития на компоненты образования

Влияние представлений о будущем на компоненты образования

Связи между компонентами образования

Влияние качества образования на будущий уровень развития общества

Рис.1.2. Связи в системе «общество-образование»

Рассмотренная связь системы «общество - образование» представлена на схеме 1.2, здесь наглядно иллюстрируются обратные связи в системе общество-образование и внутренние связи системы образования. Однако современный уровень развития общества накладывает определенные ограничения на развитие системы образования. Уровень развития экономики ограничивает объем финансовых ресурсов, которые общество может потратить на образование. Уровень развития менеджмента и технологии ограничивает возможности управления в системе образования. И, наконец, уровень развития науки накладывает ограничения на содержание образования.

В итоге, мы имеем систему образования, которая является компромиссом между потребностями общества в образовании и теми ресурсами, которыми оно располагает.

Как следует из анализа природы и сущности общего образования - это процесс социальный и имеющий прямой экономический эффект в перспективе. Возникает вопрос, способен ли рынок оценить внешние конечные эффекты деятельности людей, включая отдаленные социальные последствия принимаемых решений. Вероятно нет, именно поэтому, по мнению автора, прямой перенос механизма рыночной экономики на деятельность общего образования недопустим в силу указанных обстоятельств, вытекающих из самой сути этого социального института.

По мнению А.М. Бабича и Е.В. Егорова, рынок индифферентен к социальной справедливости и внешним социальным эффектам его функционирования. Рынок или вовсе не обеспечивает производство общественных благ, или поставляет их в недостаточном количестве. Поскольку рыночная система учитывает и удовлетворяет индивидуальные потребности, она не способна учитывать такие общественные и коллективные потребности.

В либеральной рыночной экономике негативные социальные последствия рынка воспринимались как неизбежное зло, однако, со временем оказалось, что, накапливаясь, они могут лишить общество социальной стабильности, привести к деградации природной среды, вызвать рост преступности. Тогда как правильно осознанная и конструктивно реализуемая политическая активность населения, поддержание стабильности государства находятся в прямой зависимости от уровня образования.

А.М. Бабич и Е.В. Егоров называют три основные причины неэффективности, недееспособности рынка в социальном комплексе и объективной необходимости существования нерыночного сектора экономики:

1) Наличие естественной монополии в некоторых сферах экономической деятельности. Они возникают в тех случаях, когда эффект роста масштаба производства так велик, что одна фирма может обеспечивать весь рынок данного вида продукции или услуг, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем другие конкурирующие фирмы. В этих условиях конкуренция практически отсутствует. Так, конкуренция в системе общего образования осуществляется не по объемам оказываемых услуг и не по ценам, а по качеству образовательных услуг. Качество получаемого образования, прежде всего, зависит от состава преподавателей. Чем выше квалификация учителя, тем больших финансовых затрат требует это учреждение. Конкуренция в системе общего образования не ведет к снижению издержек общеобразовательного учреждения, так как повышение качества требует увеличения затрат на него. К системе общего образования также неприменим такой чисто рыночный критерий, как максимизация прибыли, поскольку образовательная деятельность сама по себе не является областью коммерческого извлечения доходов.

2) Неспособность рынка с помощью ценового механизма оценить внешние конечные эффекты деятельности людей, включая отдаленные социальные последствия принимаемых решений. Эти внешние эффекты не поддаются непосредственному денежному выражению. Они включают также сопутствующие социальные и социально-экономические результаты труда в отраслях сферы услуг, то есть учитывают результаты за их пределами и специфику их влияния на другие отрасли. Внешние эффекты могут быть положительными, например, расширение образовательного и культурного кругозора людей, повышение их адаптационных способностей к новой жизненной среде как результат воздействия социально-культурной сферы на личность потребителя. Также они могут быть отрицательными, как, рост образовательного уровня населения в сельской местности в развивающихся странах способствовал массовой миграции сельских жителей в города, что привело к дефициту сельскохозяйственных кадров, чрезмерной концентрации населения в крупных городах.

Кроме того, обладание социально значимых благ положительным эффектом создает так называемую проблему «безбилетного пассажира», суть которой заключается в том, что, не оплачивая социальные блага, отдельные члены общества имеют возможность пользоваться положительными результатами, даваемыми внешним эффектом этого общественного блага. Таким образом, в определенной мере нарушается социальная справедливость, когда благо и, соответственно, получаемый от него эффект оплачивает меньшая часть общества, а выгодами пользуется большая. Индивид максимизирует свою функцию полезности и, следовательно, стремится снизить свои затраты на производство общественного блага. Он понимает, что сможет воспользоваться им, даже если переложит затраты на его производство на других потребителей. Если таким образом ведет себя все общество, благо не будет произведено вообще. Поэтому для решения проблемы «безбилетника», нужно возложить поставку блага на общественный институт, обладающий силой принуждения.

3) Сфера рынка не распространяется на так называемые общественные блага. Объективные характеристики общественных благ делают неэффективным или невозможным их производство в частном секторе. Это требует вмешательства государства в данный процесс. При наличии обособленных региональных звеньев бюджетной системы государства неизбежно возникает вопрос о том, какой уровень власти должен отвечать за тот или иной аспект производства общественных благ.

В этой связи как общественное благо, образовательная услуга характеризуется совместным характером потребления, неконкурентностью в потреблении, порождением значительного внешнего положительного эффекта. Наличие положительного эффекта и экономия на масштабе в предоставлении ряда общественных благ и администрировании многих видов налогов обуславливают целесообразность централизации ряда функций государства на региональном и федеральном уровнях вместо местного. Однако, в такой огромной стране, как Российская Федерация, предполагает существование условий, при которых местные власти могли бы иметь преимущество по сравнению с федеральным правительством в получении и анализе информации о потребностях своих избирателей и своевременной адаптации местной политики налогообложения и расходов.

Выводы:

Во-первых, система общего образования оказывает заметное воздействие на процесс социальных изменений в силу тесной связи ее с экономикой, наукой и культурой. Система общего образования, источник знаний и просвещения, является одним из главных инструментов для ускорения экономического роста и благосостояния страны. В нашей стране, переживающей трудный процесс перехода к демократическому общественному устройству, системе общего образования принадлежит важная роль, так как она призвана сформировать новый тип личности, нового гражданина, способного быть активным участником социально-экономических и политических преобразований.

Во-вторых, экономический механизм функционирования общего образования в настоящее время не является окончательно сложившимся, что отражается в процессах реформирования общего образования, продолжающихся уже несколько десятилетий. Сложность данного реформирования и становления нового механизма определена тем, какую роль начинает играть сфера образования в глобальных процессах трансформации общества в новое постиндустриальное состояние. Традиционно различные виды несостоятельности рынка, которые определяют как провалы рынка: общественные блага, внешние эффекты, неполная информация, недостаточная конкуренция, в общем образовании имеют место быть. Таким образом, рассмотренные особенности рыночного механизма в общем образовании, как со стороны спроса на различные виды образовательных продуктов, также и со стороны предложения образовательных услуг и продуктов, позволяют утверждать, что роль государства в общем образовании по мере развития самого результата общего образования противоречиво возрастает. Подобная же тенденция определяется и развитием различных видов несовершенств и провалов рыночного механизма в общем образовании. При этом ситуация в общем образовании осложняется еще и тем, что здесь существует не только уже достаточно известные изъяны, но и такие явления, которые присущи только образовательным технологиям и особенностям образовательных продуктов, что делает государство в общем образовании ещё более необходимым.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.