Рефераты. Социально-личностное развитие слепоглухих детей

p align="left">Нарушения эмоционально-волевой сферы также являются причиной недостатка социально-личностного развития слепоглухих детей. Так как для слепоглухих детей характерны трудности понимания окружающих событий, направленности и смысла поступков взрослых и детей, у них возникают затруднения при понимании чувств людей, овладении нормами поведения, формировании нравственных представлений и чувств. В развитии эмоций и чувств у таких детей большую роль играет социальное окружение и адекватные условия: слепоглухой ребенок более зависим от общества и организации коррекционно-педагогических условий его жизни.

Из-за неумелого руководства родителей, допустивших множество неудачно окончившихся попыток в удовлетворении ребенком своей потребности в движении и освоении пространства, у детей возникает страх перед неизвестным, неизведанным пространством, наполненным предметами с их опасными для ребенка свойствами. [5,16]

Распространено мнение о том, что слепоглухие менее эмоциональны, более спокойны и уравновешенны, чем нормально развивающиеся люди. Это впечатление объясняется отсутствием отражения их переживаний в мимике, жестах, позах. Исследования понимания слепоглухими эмоциональных состояний человека по голосу, интонации, темпу, громкости и другим экспрессивным признакам речи свидетельствуют о том, что слепоглухие обнаруживают большую точность в распознавании эмоциональных состояний говорящего. Оценивая эмоциональные состояния, они выделяют и адекватно оценивают такие качества личности говорящего, как активность, доминантность, тревожность. [16]

Для социально-личностного развития слепоглухого ребенка важное значение имеет семья, в которой он воспитывается. В зависимости от типа воспитания ребенка (гипо- или гиперопека) велика вероятность ущербного, иждивенческого, эгоистического развития личности. [16, 20]

У слепоглухих детей следует выделить такие особенности личности и эмоционально-волевой сферы, как слабость социальных связей, эгоцентризм, несамостоятельность, низкая самооценка, слабое развитие самовоспитания, неосознанность своего нарушения.

Таким образом, основными причинами недостатков социально-личностного развития слепоглухих детей являются:

· ограничение общения детей со взрослыми и сверстниками и, как результат этого, недоразвитие речи как средства общения;

· пребывание детей в учреждениях интернатного типа;

· недостатки игровой деятельности;

· нарушения эмоционально-волевой сферы;

· типы семейного воспитания ребенка.

1.4 Современные подходы в решении проблем социально-личностного развития слепоглухих детей

Социально-личностное развитие ребенка является многогранным процессом, предполагающим присвоение культурных и нравственных ценностей общества, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими детьми и людьми, развитие самосознания, осознание своего места в обществе. [5]

В человеческой культуре, в каждом обществе существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и специально организованных образовательных учреждений. Отклонения в развитии приводят к «выпадению» ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Нарушения в развитии приводят к тому, что грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Грубо нарушается связь родителя и ребенка на самых ранних этапах, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий, специфичных средств, методов, путей обучения. По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения традиционных образовательных задач на каждом возрастном этапе. Самой лучшей характеристикой этой ситуации является метафора Л.С. Выготского о «социальном вывихе» ребенка с нарушениями в развитии как основной причине детской дефективности: «Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член - рука или нога - выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами… Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка - это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган».

Принципиально важно сегодня признание всеми специалистами доказанного отечественной и признанного мировой наукой положения о том, что ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность аномального ребенка непосредственно связаны не с первичным нарушением, а именно с «социальным вывихом». Преодоление социального вывиха можно осуществить с помощью специально организованной коррекционно-развивающей работы и специального образования. [8]

Анализ литературных источников позволяет выделить ряд специфических образовательных условий, которые полностью удовлетворяют потребности ребенка в получении образования:

1. Организация ранней диагностики и коррекции (выявление первичного нарушения в развитии как можно раньше; начало целенаправленного специального обучения сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка [17]).

2. Специальное построение содержания образования, учитывающего особенности психического и социально-личностного развития (своевременно определяются все направления развития «социального вывиха», которые могут возникнуть у конкретного ребенка вследствие характера и степени выраженности первичного нарушения, возраста, в котором оно наступило; должны быть определены роли каждого «вывиха» в социальном развитии ребенка, характер и содержание специального обучения, направленного на устранение уже возникших и предупреждение новых социальных вывихов [6]).

3. Введение в содержание обучения специальных разделов, которые направлены на решение задач развития ребенка, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника [1, 3, 6, 14, 12] (использование специфических средств, которые не применяются в образовании нормально развивающегося ребенка [13, 15]; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды [22]; участие взрослых в решении образовательных задач за пределами образовательного учреждения; процесс социально-личностного развития должен осуществляться квалифицированными специалистами разного профиля [9]).

Коррекционно-развивающая работа с детьми с комплексными нарушениями в развитии ориентирована на повышение социальной компетенции ребенка, на формирование умений и навыков социального поведения, а также социально-личностного развития.

Предмет коррекционно-развивающей работы составляет изучение своеобразия развития и обучения человека, имеющего комплексный дефект, особенностей его становления и социализации кик личности; определение наиболее результативных путей, способов, средств и условий, которые могут обеспечить коррекцию физических или психических недостатков, компенсацию деятельности нарушенных органов и формирование личности в целях ее социальной адаптации в обществе.

Цель коррекционно-развивающей работы с детьми с комплексными нарушениями развития заключается в том, чтобы создать условия для появления у ребенка опыта преодоления или разрешения проблем, научить взаимодействию с окружающими людьми, адаптировать его к социальной среде через процесс воспитания и обучения.

Следует выделить определенные принципы и положения, значимые для успешности коррекционно-развивающей работы с детьми:

1. В основе построения коррекционно-развивающей работы лежит принцип гуманизма, который означает веру в потенциальные возможности ребенка, признание человека высшей жизненной ценностью. Все направления коррекционно-развивающей работы должны способствовать развитию ребенка, максимальному безболезненному вхождению в социальную жизнь. Воплощение данного принципа позволяет акцентировать внимание не на обнаруженных негативных моментах, которые являются следствием отклонений, а на определении резервов, положительных свойств ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе.

2. Коррекционно-развивающая работа, прежде всего, ориентирована на социализацию. Рассматривая этот подход в общем виде, можно сказать, что он охватывает проблему взаимодействия личности и общества в аспекте социального формирования личности и ее саморазвития. В отношении детей, имеющих комплексные нарушения развития, доминирующим становится формирование жизненных навыков, которые могут проявиться в достижении умения реализовать определенные функции и действия под влиянием специального обучения и воспитания на всем протяжении коррекционно-развивающей работы. Для человека, имеющего сочетание различных отклонений в развитии, необходимо найти такие формы и направления воздействия, которые окажутся решающими для его социального включения в жизнь людей.

3. Важным для успешности коррекционного взаимодействия является принцип целостности, который предполагает единство диагностики и коррекции. Как известно, конкретной работе предшествует этап комплексного диагностического обследования, на основе которого составляется первичное заключение об уровне развития ребенка, определяются цели и задачи целенаправленного воздействия на него.

4. К числу важнейших положений организации коррекционно-развивающей работы относится принцип комплексного воздействия. Использование этого принципа обеспечивает принятие в отношении каждого ребенка, имеющего сложное нарушение, объективных решений на основе данных комплексной диагностики и учета ее результатов всеми участниками учебно-коррекционно-воспитательного взаимодействия. [11]

Таким образом, специфические образовательные условия, особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с комплексными нарушениями развития, а также обязательное взаимодействие ребенка со взрослыми и другими детьми позволяют добиться хороших результатов в социально-личностном развитии слепоглухих детей.

2. Специальная организация обучения слепоглухих детей как фактор их социально-личностного развития

2.1 Определение задач и содержания социально-личностного развития слепоглухих детей в процессе их обучения и воспитания

Такое отклонение, как нарушение зрения и слуха, значительно осложняет социальное развитие детей, они сталкиваются с многочисленными трудностями в их социальной реабилитации.

Ребенок, родившийся слепоглухим, - особый ребенок. Эти особенности - результат воздействия определенных факторов, делающих слепоглухоту специфическим типом инвалидности. Поскольку зрение и слух являются важнейшими средствами развития, также как и важнейшими каналами для общения, у слепоглухого ребенка возникают огромные проблемы в осознании мира, в отношении, как к самому себе, так и к другим людям.

Социально-личностное развитие слепоглухих детей имеет некоторые особенности, которые зависят от ряда факторов: времени поражения и степени потери зрения и слуха, уровня интеллектуального развития, отношений в семье, сформированности межличностных отношений. Отставание в овладении речью приводит к ограниченности социальных контактов слепоглухих детей. Трудности в обсуждении жизненных планов, описании событий внутренней жизни приводит к ограничениям социальных взаимодействий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.