Рефераты. Социально-педагогическая поддержка родителей, воспитывающих ребенка-инвалида

о всё это мало отражается на решении внутренних психологических проблем родителей ребёнка-инвалида. Больной ребёнок является постоянным стрессовым фактором, особенно для матери. Эмоциональные перегрузки вызывают определённые изменения в ее поведении и здоровье, что отражается на ребёнке. Получается замкнутый круг: болезнь, инвалидность ребёнка вызывает стресс у матери, а последствия стресса усугубляют болезнь ребёнка. Начиная с первых дней жизни ребенку необходим тесный эмоциональный контакт с матерью, её ласка и забота являются залогом полноценного психического развития. Ребёнок -- инвалид должен чувствовать, что близкие люди его любят и понимают, не считая хуже других детей, всегда готовы прийти на помощь.

Выделяют четыре модели инвалидности детей: медицинская, социальная, политико-правовая, культурно-плюралистическая.

В контексте нашего подхода наиболее значимой выступает социальная модель, в рамках которой инвалидность рассматривается в терминах сохранения способности человека социально функционировать и определяется как ограничение жизнедеятельности (способность самому обслуживать себя, степень мобильности). Социальная модель предлагает решение проблем, связанных с инвалидностью, через создание системы социальных служб, помогающих человеку жить.

В жизни детей с ограниченными возможностями и в их семьях возникает много трудностей. Это экономические, жилищно-бытовые, коммуникативные, проблемы с обучением и трудоустройством. Со многими из рассмотренных проблем ребенок и семья не могут справиться самостоятельно. Они прибегают к помощи специалиста, в лице которого очень часто выступает социальный педагог. Основной целью социального педагога при работе с такой семьей - способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида. Для этого социальный педагог выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и семьей; помогает установить связь с другими родственниками, семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь. Социальный педагог косвенным образом (то есть в индивидуальных беседах через образовательную и посредническую помощь) достигает эффекта психологической поддержки в семье, воздействуя на чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией.

В ходе нашей работы мы изучили задачи и пришли к выводу, что семьи воспитывающие ребенка- инвалида, нуждаются в продуманной, целенаправленной социально-педагогической поддержке, направленной на оказание психологической, медико-социальной помощи.

Социально-педагогическая поддержка осуществляется с целью помочь инвалидам достигать и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимодействиях, членов общества, помешать врожденному или приобретенному дефекту занять центральное место в формировании и становлении личности, дать возможность детям так организовать свой образ жизни, чтобы развить другие способности и тем самым компенсировать инвалидность.

Из выдвинутой цели вытекают следующие задачи, которые социальный педагог и родители должны решить: 1) воспитать у детей-инвалидов общественную активность, инициативу, готовность к жизни; 2) формировать у них личностные качества (эмоции, чувства, нравственность на основе усвоения культуры и ценностей своего народа, культуры здоровья, общения и поведения, культуры проведения свободного времени); 3) интегрировать детей-инвалидов в общество здоровых людей.

В процессе социализации, и в частности, социальной адаптации детей-инвалидов, социально-педагогическая поддержка помогает им приобретать те качества, которые необходимы для жизнедеятельности в обществе, овладевать социальной деятельностью, социальным общением и поведением, осуществлять социальное становление личности.

Социально-педагогическая поддержка оказывает детям-инвалидам компетентную социальную помощь: повышает эффективность процесса социализации, воспитания и развития детей; обеспечивает диагностику, коррекцию и управление в широком спектре отношений в социуме в интересах становления и развития полноценной, нравственно здоровой, социально защищенной и творчески активной личности; организует различные виды общественно и индивидуально значимой деятельности детей-инвалидов на принципах творчества, самоуправления самостоятельности; формирует на этой основе их систему ценностей.

Суть педагогического компонента в социальной защите и поддержке детей-инвалидов видится нам в учете их индивидуальных и возрастных особенностей, конкретных условий социального развития, способах и средствах воспитания, в разработке и реализации эффективной системы мероприятий по оптимизации воспитания на уровне личности.

Таким образом, ходом исследования было доказано, что семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, нуждаются в продуманной, целенаправленной социально-педагогической поддержке, направленной на оказание психологической, медико-социальной помощи. В результате исследования цель достигнута, гипотеза подтвердилась.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева О.П. Кто помогает детям? - М., 1994.

2. Алексеева Л. С. и др. Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе - комплексе "Детская личность". М., 1997.

3. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. М., 1991.

4. Аксенова Л.И., Белякова Л.И., Архипов Б.А., Назарова Л.И. Специальная педагогика., М.,2005.

5. Безух С.М., Лебедева С.С. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов. М., 2007.

6. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М.,1999.

7. Галагузова М.А., Мардахаев Л.В. Методика и технологии работы социального педагога. М., 2002.

8. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющих детей-инвалидов. М., 1992.

9. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. М., 1996.

10. Ким Е.Н. Концепция независимой жизни в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями. Автореф. дисс….канд.псих.наук. М.,1996.

11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993.

12. Остапова В.М., Лебединской О.И., Шапиро Б.Ю. Теоретико- методологические аспекты подготовки специалистов социально- педагогической сферы для работы с детьми-инвалидами, имеющими отклонения в развитии. М., 1999.

13. Особый ребенок и его окружение: медицинские, социальные и психологические аспекты. Материалы международной конференции. М., 1994.

14. Усынина А.И., Мельникова Г.С. Если в семье «особый» ребенок. М., 1992.

15. Яцунова О.А. Не такая как все? Новосибирск,1993.

16. Чавес Вега. Социально-психологические особенности семейного воспитания детей с ДЦП. М., 1992.

17. Социальная защита человека: регтональные модели / Под ред. В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой. М., 1995.

18. Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990.

19. Михаэлис К.Т. Дети с недостатками развития. Книга в помощь родителям. М., 1988.

20. Маляров Н.В., Несмеянова Н.И. Социальная защита детства: концептуальные подходы. М., 2003.

21. Камаев И.А., Позднякова М.А. Детская инвалидность. М., 1999.

22. Информационный бюллетень по реализации Федеральной Целевой программы «Дети России». Подпрограмма «Дети-инвалиды». М., 1995.

23.Кавокин С.Н. Профессиональная реабилитация и занятость населения. М., 1997.

24. Мастюкова Е.М., Москвина А.Г. Они ждут нашей помощи. М., 1991.

25. Иващенко Г.М., Ким Е.Н. Об опыте работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Московском клубе «Контакты-1». Президентская программа "Дети России". М., 2005.

26. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М., 1998.

27. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М.,2007.

28. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. 2002.

29. Проект доклада Российской Федерации в Комитете по правам ребенка ООН соблюдении Российской Федерацией.

30. Камаев И.А. Детская инвалидность. М., 1999.

Приложения 1

АНКЕТА

Отметьте тот вариант, который соответствует Вашему представлению. Благодарим за сотрудничество. Опрос анонимен. Ваше мнение будет учитываться при проведении последующих мероприятий.

1. Ваш пол

- женский

- мужской

2. Ваш возраст

- до 20 лет

- до 30 лет

- до 40 лет

- старше

3. Семейное положение

- состою в браке

- одинок/ая

4. Количество детей в семье

09-1

10-2

11-3

12 -более

5. Ваша оценка состояния ребенка

13 - здоров

14- болен

15 - оформлена инвалидность

6. Ваша оценка материальной обеспеченности семьи

- недостаточная

- достаточная

7. Ваша занятость
18- работаю

19 - занимаюсь домашним хозяйством

9. Ваша оценка жилищных условий

- удовлетворительная

- неудовлетворительная

10. Насколько жилищные условия приспособлены для потребностей
ребенка

- удовлетворительно

- неудовлетворительно

Насколько доступна для ребенка окружающая среда

- доступна

- недоступна

12. Можете ли с Вашим ребенком пользоваться услугами
общественного транспорта

30-да

31- нет

13. Как часто Вы с ребенком посещается культурные мероприятия
(музей, кинотеатр, театр, цирк, др.)

- один или несколько раз в месяц

- один или несколько раз в полгода

- один или несколько раз в год

14. Ваша оценка медицинского обслуживания

- удовлетворительно

- неудовлетворительно

15. Существуют ли изменения в медицинском обслуживании

- нет

- позитивные

- негативные

16. Испытываете ли Вы необходимость в консультациях психолога или семейного терапевта

40-да

41-нет

18. Ваша оценка социального обслуживания

- удовлетворительно

- неудовлетворительно

19. Существуют ли изменения в социальном обслуживании

- нет

- позитивные

-- негативные

20. В каких социальных услугах нуждается Ваша семья:

21. В какую форму образования вовлечен Ваш ребенок

- средняя образовательная школа

- специальная школа

- интернат

- надомное обучение

- другое (укажите)

22. Ваша оценка образовательных услуг

- удовлетворительно

- неудовлетворительно

23. Существуют ли изменения в системе образования

- нет

- позитивные

- негативные

24. В каких образовательных услугах нуждается Ваш ребенок:

26. Достаточно ли Вы информированы о правах ребенка

63-да

- нет

- не могу определить

27. Нуждается ли Ваш ребенок в профессиональной ориентации

- да (в какой именно)

-- нет

- затрудняюсь ответить

28. Ваша оценка деятельности неправительственных (общественных) организаций

- удовлетворительно

- неудовлетворительно

- затрудняюсь ответить

29.Насколько часто вы испытываете стресс, напряженность из-за проблем, с ребенком.

72-Никогда

73-Иногда

74-Довольночасто

75- Постоянно

30.Что вам кажется самым трудным в организации жизни ребенка?

31. Что вас беспокоит в поведении ребенка?

32. Как вы оцениваете отношение других детей к вашим детям?

33. Как вы относитесь к возможности ребенка в будущем жить самостоятельно, работать и обеспечивать свое существование.

76- Да

77-Да, но при определенных условиях

78-3атрудняюсь ответить

79-Нет

34. Что вызывает у вас наибольшее беспокойство, когда вы думаете о будущем своего ребенка?

35. Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы дети могли в будущем самостоятельно жить, получить профессию, работу?

36."Какую помощь Вы бы хотели получить для того, чтобы вырастить своего ребенка"?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.