Рефераты. Социально-педагогическая работа как направление деятельности с трудными подростками на базе сельского Дома культуры

нешний вид трудного подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений /34,с.95/.

Внешний вид трудного подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки - такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.

Внутренне происходит следующее.

У трудного подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому.

Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.

Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от трудного подростка можно слышать: "Я сам все знаю!" (Это так напоминает малышовое "Я сам!"). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между родителями и подростками в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Самое яркое - это появление пристрастия к музыке определенного типа /34,с.95/.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.

Очень важным для трудного подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение трудного подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.

Более всего особенности личностного развития трудного подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять "на все 100", как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, Друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с трудных подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны - потребность в единственно-преданном друге, с другой - частая смена друзей /14,с.99/.

У трудных подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа - это значимая для трудного подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах подростка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться /39,с.316/.

Каждый подросток, с точки зрения психологии - человек с "пограничной" психикой; своеобразие возраста таково, что более или менее выраженная "психопатология" в большинстве случаев является "нормой". Вместе с тем, представления о неизбежности каких-то чудовищных катаклизмов в период взросления, по мнению психологов, сильно преувеличены. Большинство трудных подростков проходит этот возраст в соответствии с известными критериями вариантов нормы, и успешно адаптируется в обществе /39,с.316/.

Таким образом, в переходном возрасте подросток испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством и его безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием ответственности. Возникающие взрослые экзистенциальные и мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Подросток свято верит в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности. Борясь с собственным одиночеством, и осознавая сложность проблем, подросток начинает искать себе подобных. Так образуются молодёжные компании, и формируется трудных подростковая субкультура в противовес миру взрослых. Учебная деятельность и школа перестаёт быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками. Для подросткового возраста характерна направленность поиска на собственную личность, самоисследование и самоанализ.

Таким образом, для более успешной воспитательной работы необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного трудного подростка. Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой работе педагога. Они сначала сосуществуют с отрицательными, и лишь настойчивая ежедневная воспитательная работа, совместные усилия всего педагогического коллектива, школы, семьи, привлечение общественных организаций, целенаправленная работа социального педагога дает возможность получить положительные результаты в перевоспитании трудных подростков.

Воспитательная работа с любой категорией трудных подростков требует, прежде всего, объединенных усилий государственных и общественных организаций, несущих ответственность за воспитание подрастающего поколения. В одиночку проблему перевоспитания трудных подростков не решить.

1.3 Формы, методы и средства социально-педагогический работы с трудными подростками Дома культуры

В сельской местности наблюдается проблема, где досуг трудного подростка вне школы ограничивается дискотеками и редкими праздниками. На фоне резкого снижения воспитательного воздействия семьи и ее роли в социализации трудных подростков снижение возможностей для их воспитания по месту жительства приводит к серьезным социальным последствиям: росту асоциальных неформальных трудных подростковых групп, увеличению числа трудных подростков, употребляющих алкоголь и наркотики; массовая безнадзорность несовершеннолетних /16,с.230/.

По оценке Научного центра здоровья трудных подростков РАМН, к 13 годам почти половина трудных подростков уже попробовали вкус алкоголя, в 16 лет - 61,4% юношей и 63% девушек регулярно его употребляют. По данным Минздрава России, в последние годы отмечается неуклонный рост числа трудных подростков как младшего, так и старшего трудных подросткового возраста, употребляющих наркотики. За последние пять лет частота впервые выявленной наркомании среди трудных подростков до 14 лет возросла в 20 раз, токсикоманий - в 15 раз /8,с.4/.

Отрыв от семьи, ослабление родительского контроля, воспитание в неполных и "неблагополучных" семьях, прекращение посещения школы ведут к тому, что в современных условиях дети и трудные подростки вынуждены переживать стрессы и преодолевать психологические трудности самостоятельно. Для 48,4% трудных подростков наркоманов именно равнодушие взрослых является одной из основных причин приобщения к наркотикам /8,с.6/.

Социальное одиночество у трудных подростков, связанное с семейными проблемами, когда подросток не находит поддержки и опоры в семье, или с индивидуальными особенностями, когда он испытывает проблемы при общении со взрослыми или сверстниками, также стало в настоящее время серьезной проблемой, влияющей на самочувствие и здоровье подростка, на его социализацию.

Важно отметить, что организация работы в сельской местности - это задача межведомственная, включающая в себя и вопросы воспитания, и социальной работы с определенными категориями трудных подростков. Эта важнейшая задача возложена сегодня на органы управления образованием, социальной защиты населения, занятости, внутренних дел, по делам молодежи, физической культуры и спорта, культуры, здравоохранения, общественных объединений /38,с.111/.

Важнейшей функцией органов управления образованием в работе с подростками и трудного подростками в сельской местности в этих условиях выступает организация воспитательной деятельности.

Целями организации воспитательной деятельности трудного подростками в сельской местности в зависимости от условий (кадровых, наличия материальной базы, сети образовательных учреждений) могут быть:

- социально-педагогическая защита трудных подростков;

- предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми; развитие способностей и интересов личности, защита его прав;

- формирование и развитие личностных качеств трудного подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности;

- увеличение степени самостоятельности трудных подростков, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать

- возникающие проблемы;

- создание условий, в которых трудные подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;

- адаптация или реадаптация трудных подростков в обществе;

- компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников;

- дополнительное образование, получаемое в соответствии с их жизненными планами и интересами.

Базовыми учреждениями системы образования для организации работы в сельской местности традиционно являются школы и учреждения дополнительного образования, включая трудных подростковые клубы по месту жительства и др. /38,с.115/.

Анализ опыта последних лет позволяет определить приоритетные

направления деятельности ДК:

- помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение общеобразовательного учреждения;

- привлечение трудных подростков, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций по месту жительства;

- изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы подростка, на ранних стадиях развития с целью предупреждения правонарушений;

- индивидуальное и групповое консультирование трудных подростков, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов,

- снятию стресса, воспитанию трудных подростков в семье и т.п.;

- выявление запросов, потребностей разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;

- пропаганда и разъяснение прав трудных подростков, семьи;

- решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной деятельности вне учебного процесса;

- организация реабилитационных лагерей для дезадаптированных трудных подростков;

- проведение летних профильных смен (трудовых, творческих, досуговых, спортивных);

- организация культурно-досуговой местных жителей и трудных подростков.

Профессиональный уровень обеспечивают специалисты, получившие

специальную подготовку и работающие в различных учреждениях социальной сферы, если их профессиональная деятельность и должностные обязанности имеют педагогическую или социально-защитную направленность. Оплата их труда производится из бюджета (государственного или муниципального) или из иных регулярных источников /38,с.117/.

Важную роль в социально-воспитательной деятельности в сельской местности занимают комплексные социальные программы работы с трудного подростками, т.е. организация культурно-досуговой деятельности.

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств сущностных сил человека и оптимизации социокультурной среды, окружающей его. Процесс функционирования досуговой деятельности можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиться.

Всем известно, что воспитание начинается со дня рождения подростка. И если ребенок в дошкольном возрасте не усваивает основ правильного поведения, в школьном возрасте он потребует к себе большего внимания, воспитывать его приходится со значительными трудностями. Имя это в виду, А.С.Макаренко говорил: "На самом деле главные основы воспитания закладываются до пяти лет, и то, что вы сделали до пяти лет, - это девяносто процентов всего воспитательного процесса, а затем воспитание продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет" /25,с.189/.

Отсюда следует сделать вывод: если родители сразу не воспитали у своих трудных подростков культурных привычек или навыков трудолюбия и аккуратности, то позже эти привычки прививать будет гораздо труднее. Для этого понадобятся многие годы. Не поможет в этом и чрезмерная требовательность родителей, если время упущено.

Естественно, что ошибки в воспитании рождают "трудных" трудных подростков. И если сами родители не обладают навыками культурного поведения, то их дети, как правило, останутся также некультурными.

В современной научно-педагогической литературе сложился собирательный образ трудного подростка. Как правило, его характеризует низкий уровень образования и культуры поведения, отсутствие стремления получать знания или интересов к положительной деятельности, привычка к безделью, трансформация моральных понятий в оправдании аморальных действий. Безволие - черта, присущая большей части подобных трудных подростков, однако наряду с отсутствием волевых черт характера постоянно ощущается обостренное стремление к самостоятельности, болезненное отношение к надзору, руководству взрослых. Особенно привлекательным оказывается общение со сверстниками, усиленное стремление к необычному, редкому, романтике, но без идеалов, без четких жизненных требований. Безнаказанность, к которой трудные подростки привыкают, как правило, в семье, а нередко и в школе, на улице приводит к развитию такого качества, как излишнее, неоправданное бравирование своими возможностями в любой ситуации /8, с.119/.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.