Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Социально-педагогическая работа по профилактике аддиктивного поведения у подростков
Социально-педагогическая работа по профилактике аддиктивного поведения у подростков
Содержание:
Введение
Глава I. Теоретические основы деятельности социального педагога по профилактике аддик
тивного поведения у подростков
1.1 Особенности адд
иктивного поведения подростков
1.2 Методы и принципы социально-педагогической работы по профилактике аддиктивного п
оведения подростков
1.3 Деятельность социального педагога по профилактике аддикт
ивного поведения у подростков
Глава II. Организация социально-педагогической работы по профилактике аддиктивного поведения учащихся
в образовательном учреждении
2.1
Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент2.3 Контрольный экспериментЗаключениеСписок литературыПриложение 1Приложение 2Приложение 3Приложение 4
Введение
Каждый человек стремится к комфортному состоянию, но, к сожалению, в повседневной жизни оно не всегда достижимо. Всегда есть множество факторов, «мешающих жить». В таких случаях у человека возникает чувство психологического дискомфорта. Большинство людей для выхода из стрессового состояния используют: свои внутренние ресурсы, обращаются за помощью к друзьям, близким людям или просто пережидают -- «время лечит», считая «проблемные» периоды естественными явлением жизни.Люди используют различные способы, чтобы справиться со стрессом, снять усталость, расслабиться. Для одних -- это еда, для других -- спорт, музыка, компьютерные игры, рыбалка, чтение, работа, коллекционирование и т.д. В норме эти способы поддержания психологического комфорта не мешают, а помогают и являются неотъемлемыми составляющими полнокровной, насыщенной эмоциями и общением жизни. Если же такой способ ставится во главу угла, отодвигая на второй план все остальное «жизненное», «человеческое», можно говорить о возникновении аддиктивного поведения. Вероятность возникновения аддикции выше у людей, которые с трудом переживают даже кратковременные и «незначительные» затруднения, не умеют справляться с житейскими стрессами.Наркомания и алкоголизм являются одной из важных и сложных проблем нашего общества. Дальнейший рост числа наркозависимых среди детей и подростков создает предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодежи. Сложившаяся ситуация вызывает острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами. В сфере образования приоритетным направлением в решении проблем, связанных с формированием негативной зависимости, является профилактика: болезнь легче предупредить, чем лечить Юдкина А.А. Аддиктивное поведение учащихся: организация профилактической работы // Сибирский Учитель. - Май-июнь 2003. - №3 (27).. Касаясь вопросов профилактики наркомании и алкоголизма, необходимо учитывать многоаспектность этого явления, а следовательно, и сложность построения системы превентивных мероприятий. Современная школа в своей деятельности, как и прежде, стремится к единству процессов обучения и воспитания. Образовательному учреждению принадлежит ведущая роль в организации среди учащихся профилактики недисциплинированного поведения, нарушения ими норм морали, этики, а также в организации санитарно-просветительской работы по предупреждению табакокурения, алкоголизма и злоупотребления психоактивными веществами.Очень часто употребление психоактивных веществ несовершеннолетними является симптомом жизненно-личностного или социального (семейного) неблагополучия. Неправильное питание, гиподинамия, стрессы, потеря смысла жизни - это факторы, которые приводят детей, подростков и молодежь к употреблению алкоголя, табака, наркотиков. Подростки «выпадают» из сферы образования, ведут маргинальный образ жизни, совершают правонарушения. Это предполагает приоритет педагогических и социально-психологических воздействий при решении вопросов профилактики аддиктивного поведения в образовательной среде. «Полагаться только на опыт наркологов в деле предупреждения табакокурения, алкоголизма, наркоманий и токсикоманий - значит вообще ничего не менять... борьба с вредными привычками в отрыве от формирования здорового образа жизни не имеет смысла, ибо любая из вредных привычек - не первичное явление, она заполняет вакуум в системе воспитания именно там, где здоровье и здоровый образ жизни занимают одно из последних мест в системе ценностных ориентаций ребенка или подростка» Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе: Методическое пособие. - СПб.: Просвещение-АСТ, 1992. С. 29..Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы «Социально-педагогическая работа по профилактике аддиктивного поведения у подростков» актуальной и своевременной.Объект исследования - аддиктивное поведение подростков.Предмет работы - социально-педагогическая работа по профилактике аддиктивного поведения у подростков.Цель работы: Проанализировать социально-педагогическую работу по профилактике аддиктивного поведения у подростков.Задачи работы:1. Провести теоретический анализ основ деятельности социального педагога по профилактике аддиктивного поведения у подростков.2. Диагностировать склонность подростков к аддиктивному поведению.3. Организовать и провести социально-педагогическую работу по профилактике аддиктивного поведения учащихся в образовательном учреждении.Методы работы: Теоретический анализ литературы по теме, тестирования, социально-педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.
Глава
I
.
Теоретические основы деятельности социального педагога по профилактике аддиктивного поведения у подростков
1.1
Особенности аддиктивного поведения подростков
Аддиктивное поведение
-- стремление к уходу от реальности путем изменения психического состояния искусственным образом: при помощи приема каких-либо веществ (алкоголь, наркотики, транквилизаторы...) либо осуществляя какой-либо вид деятельности, активности (азартные игры, коллекционирование, трудоголизм...).Этапы формирования аддикции Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем. - Новосибирск: Гуманитарный Проект, 2000. С. 154.:1. Начало (исходная точка) -- возникновение и фиксация в сознании связи между переживанием интенсивного изменения психического состояния и приемом определенного вещества (или осуществлением какого-либо действия). Человек с предрасположенностью к аддиктивному поведению в момент осознания данной связи на эмоциональном уровне понимает: «Это мое!».Фиксация происходит не зависимо от того, положительные эмоции испытывал человек или отрицательные -- главное интенсивность переживания.2. Аддиктивный ритм -- устанавливается определенная частота обращения к средству аддикции, пока только в моменты психологического дискомфорта.Установлению аддиктивного ритма способствуют:а) особенности личности (низкая переносимость даже кратковременных затруднений),б) тяжелая личная жизнь (болезни и смерть близких, потеря работы),в) ограниченный выбор стратегий выхода из стресса.Между первым и вторым этапами может пройти несколько лет.3. Аддикция как часть личности. Учащение аддиктивного ритма формирует стереотип реагирования на психологический дискомфорт. («Поругалась -- надо съесть шоколадку»). В человеке возникают как бы две личности -- «здоровая» и «аддиктивная». «Здоровая» стремится к общению, боится одиночества. «Аддиктивная», наоборот, стремится к уединению, может общаться только с такими же «аддиктами» (например: коллекционеры предпочитают общаться с такими же коллекционерами, и только по поводу коллекции). Этот этап сопровождается внутренней борьбой двух составляющих личности, и здесь еще могут возникать периоды прекращения аддикции или замена одной аддикции на другую. У многих аддиктов на этом этапе существует иллюзия полного контроля над своими эмоциями и правильности своего поведения. У человека, общающегося с аддиктом, в этом периоде возникает ощущение, что он общается с разными людьми. (Только сегодня человек обещал больше никогда не играть в казино, завтра он может обмануть с целью получения денег для игры, послезавтра -- злобно обвинить во всем вас.) Аддикта в состоянии стремления к «своему ощущению» невозможно разубедить. На все доводы у него будет готовый ответ: «Марки мне важнее, чем люди, они никогда не подведут...», «Все люди пьют...», «Живем один раз, съем еще пирожное...».4. Доминирование аддикции. На этом этапе человек погружается в аддикцию и изолируется от общества. Происходит нарушение межличностных отношений -- не может общаться даже с такими же аддиктами. Окружающие на этом этапе замечают, что «это уже не тот человек», былая личность «ушла», разрушилась.5. Катастрофа. Аддикция разрушает не только психику, но и здоровье. Наблюдается общее пренебрежение к себе, к своему организму, к личной гигиене. Не фармакологические аддикции тоже разрушают здоровье (булимия приводит к ожирению, азартные игры -- к заболеваниям сердца). Возвратиться к прежней жизни уже не возможно, так как здоровая часть личности уже разрушена. Человек потерял семью, квалификацию, работу, у него серьезные финансовые проблемы. Поэтому аддикты -- частые нарушители закона.Вывод: все виды аддиктивной активности приводят к разрыву с прежним кругом общения, миром реальных ощущений, реальных людей с их заботами, надеждами, страданиями.Виды аддиктивного поведения:1. Химические аддикции:а) Зависимость от психоактивных веществб) Алкоголяв) Наркотиковг) Таблеток (транквилизаторов, барбитуратов, и т.д.)д) Табака2. Нехимические аддикции:а) Перееданиеб) Голоданиев) Коллекционированиег) Сексуальнаяд) Азартные игрые) Работоголизмж) Компьютерные игры, Интернетз) Религиозный фанатизми) Фан. движения в музыке и спортек) Просмотр «мыльных опер»л) Со-зависимостьВ случаях с нехимическими аддикциями речь идет о постоянной фиксации внимания на определенных предметах (марки, книги, оружие) или активностях - видах деятельности (секс, работа, поглощение пищи, забота о муже -- алкоголике, общение с компьютером). Это принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным, лишает воли к противодействию аддикции. Эти предметы или активности постепенно вытесняют из жизни человека нормальные контакты с людьми, любовь, заботу о своих близких, отдых, здоровое честолюбие в работе, необходимость в дружеской поддержке. В жизни здорового человека все гармонично дополняет друг друга.При химических аддикциях внимание фиксируется на одном или нескольких химических веществах, изменяющих психическое состояние. В этом случае жизнь зависимого человека (алкоголика или нарко-потребителя) разрушается значительно быстрее и в это ураганное разрушение вовлекаются близкие ему люди.Разрушительное действие аддиктивного поведения удобнее рассматривать на био -- психо -- социо-- духовной модели зависимости. Ее суть заключается в следующем: любая зависимость/аддикция влияет на все аспекты жизни человека -- разрушает тело, психику, отношения с людьми.Например: зависимость от компьютерных игр, Интернета ведет к нарушению деятельности центральной нервной системы (ЦНС), как следствие этого -- головные боли, нарушение концентрации внимания, снижение памяти, бессонница. Человек, посвящающий компьютеру много времени, физически не имеет возможности общаться с людьми или общение приобретает формальный характер.
Рассмотрение психологических аспектов профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних предполагает определение феномена психологической готовности к употреблению психотропных веществ, то есть выявление таких психологических особенностей подростков, которые являются своего рода «слабым звеном» в процессе социализации личности. Именно эти психологические особенности провоцируют их на «уход от реальности» при первом же столкновении с трудностями.
Страницы: 1,
2
,
3
,
4
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.