Массовый репрезентативный опрос в рамках известных пределов точности измерения может дать достоверные ответы (в числовом выражении) на ряд актуальных вопросов. Прежде всего, можно измерить уровни распространения наркотических веществ, число немедицинских употреблений наркотиков, и в целом -- степень погружённости респондентов в наркокультуру. Возможно осуществлять контроль над указанными показателями во времени, т. е. исследовать динамику процесса, а также можно проверять различные статистические гипотезы относительно причин и механизмов этого процесса.
База исследования - школы Ленинского района г. Новосибирска. В опросе приняли участие 368 учащихся 9 - 11 классов.
Предполагалось, что исследования будут проходить в учебных заведениях в форме группового анкетирования. Этот путь даёт наилучший эффект с точки зрения установления доверительных отношений с респондентами, так как анкеты могут обезличиваться на глазах молодых людей, например, они складываются стопкой на столе (анкетер не касается анкет, пока не завершиться вся процедура опроса). Как выяснилось, некоторые респонденты уклоняются от разговора с интервьюером, но согласны заполнить анкету самостоятельно. Полезно также использовать в анкете исключительно вопросы закрытого типа -- это дополнительная гарантия для респондентов, суть которой может быть объяснена молодым людям до начала опроса. Конечно, закрытые вопросы несколько ограничивают возможности опроса и требуют более тщательной подготовки инструментария, но чистота и правдивость первичной информации -- более важное обстоятельство. Базовый вариант анкеты, отображающий эти идеи, приведён в Приложении 2.
Инструментарий позволяет измерять показатели трёх типов:
- факты поведения (прежде всего, факты аддиктивного поведения);
- факты сознания (знания, оценки, мнения, суждения респондентов по интересующей нас проблеме);
- факты социального окружения (социальные связи, контакты с людьми, которые являются носителями и передатчиками наркокультуры).
Сценарий предполагает, что респондент вначале отвечает на вопросы экспертного типа, вопросы, относящиеся к окружению, а затем постепенно переходит к основным (с нашей точки зрения) вопросам, требующим от молодого человека прямых ответов. Главное понятие, которое используется в процессе измерения -- "наркотики".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8