А.Н. Леонтьев видел в освоении не только процесс усвоения, но и присвоения, овладения культурой и социальным опытом, подчеркивая, что присвоение общественно-исторического опыта создает изменение общей структуры процессов поведения и отражения, формирует новые способы поведения и порождает подлинно новые его виды и формы.
Освоение предшествует присвоению, познание совершается на основе овладения опытом общественной практики, подлинного освоения вне овладения не существует. Освоить - значит овладеть кругом языковых значений, усвоить систему идей, взглядов, которые они выражают. Овладение рассматривается как процесс приобретения, преобразования, для которого нужна сила, энергия, знания, желание. Очевидна взаимосвязь освоения с теорией деятельности. Изучение деятельности как движущей силы развития (В.В. Давыдов, Л.С. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) позволяет рассматривать освоение как осваивающую деятельность, связанную с базовыми психологическими процессами: восприятием, мышлением, памятью, и с социально-психологическими процессами: адаптацией, идентификацией, аккомодацией, социализацией.
Проведенный философский, психологический, педагогический анализ позволил сделать вывод о том, что освоение есть процесс овладения субъектом специфическими свойствами объекта для расширения своих возможностей и удовлетворения потребностей.
Эстетическое освоение мира учащимися как социально-педагогическое явление.
Центральной категорией нашего исследования выступает «эстетическое освоение мира» как социально-педагогический феномен, обладающий широким спектром толкования содержания.
«Эстетическое» (чувствующий, чувственный) трактуется как начало, общее универсальное свойство, пронизывающее все процессы и явления жизни, как важнейший элемент человеческой культуры; «эстетическое как прекрасное, как вечная безотносительная божественная идея» (Платон); «источник красоты в Боге» (Фома Аквинский); эстетическое взаимосвязано с «чувственной видимостью идеи» (Г. Гегель); «прекрасное присутствует исключительно в духе, и дух каждого человека усматривает иную красоту» (Д. Юм); прекрасное образуется проецированием на предмет человеческого чувства (Ли Вернон, Р.Барт, А.Я. Гуревич, Дж. Дьюи, Т.Липпс).
В педагогике эстетическое освоение действительности личностью традиционно связывается с эстетическим воспитанием (М.А. Верб, В.Н. Коротков, В.П. Тугаринов), которое рассматривается как формирование способности полноценного восприятия и понимания красоты в искусстве и действительности, выработка эстетических вкусов, идеалов, развитие творческих задатков и способностей (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.И. Буров, Б.Т. Лихачев, Ю.А. Лукин); «освобождение творческих потенций человека», «культура творческой личности» (А.В. Бакушинский), «формирование эстетических чувств, суждений и оценок, способности вносить элементы красоты в жизнь, в искусство, в свое поведение» (М.А. Верб), формирование определенного эстетического отношения человека к действительности и искусству (А.Ю. Гончарук, Ш.М. Герман, О.В. Дивненко, Ю.Я. Егоров, Т.И.Костина, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков).
В своем развитии понятие «эстетическое воспитание» уточнялось, дополнялось, расширялось: художественное воспитание отражало освоение учащимися совокупности знаний и мировоззренческих установок в области искусства и творческой деятельности; художественно-эстетическое воспитание включало способы гармонизации духовной и практической жизнедеятельности человека; эстетическое развитие личности характеризовалось совокупностью способностей к образно-художественному восприятию жизни, эмоционально-психологического отношения к ней (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов). Изучение данных понятий стало основой для понимания сущности и особенностей исследуемого нами феномена.
Значимым для уточнения исследуемого понятия является утверждение о том, что концентрированное выражение эстетическое освоение находит в искусстве, что способом эстетического освоения действительности является художественный образ (Ю.Б. Борев, М.С. Каган, Н.И. Киященко).
С позиций социально-педагогического подхода эстетическое освоение социума мы трактуем как совместную деятельность сообщества педагогов и детей по освоению разносодержательных культурных полей социальной среды, предполагающей особое взаимодействие человека с окружающим миром, активизирующее процесс развития эмоционально-чувственной сферы, эстетических переживаний, продуктивного воображения, способствующих формированию эстетического отношения к действительности.
Эстетическое освоение мира происходит в художественно-эстетической осваивающей деятельности как в творческом процессе по созданию оригинального продукта, отражающего реальность и воплощающего личность автора. В исследовании эстетическое освоение мира учащимися характеризуется закреплением результатов познания в структуре личностного опыта, привнесением персонифицирующих смыслов в жизненную картину мира индивида, переживанием чувственно-логического опыта и рефлексии последействия часто на протяжении всей жизни. Целенаправленная художественно-эстетическая установка личности на освоение мира с помощью образов является одним из важнейших компонентов эстетической позиции человека, от которой во многом зависит состояние социально-культурной сферы жизни общества.
Роль педагогов, сопровождающих эстетическое освоение мира учащимися, заключается в организации образования, обеспечивающего социализацию в современной им ситуации развития общества. При этом гармонизация эстетической и практической деятельности связана не только с накоплением суммы эстетических знаний, но и с их применением в процессе творческой деятельности в социальной среде.
Дополнительное образование как детерминанта эстетического освоения мира учащимися. В ходе исследования выявлена социально-педагогическая ценность дополнительного образования для эстетического освоения учащимися мира:
1. Общность целевых ориентиров процессов дополнительного образования и эстетического освоения мира учащимися проявляется в необходимости формирования субъектной активности личности в процессах самореализации и социализации.
2. Многообразие содержания предметной и надпредметной деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования служит базисом личностного мироосвоения совокупности содержательных эстетически окрашенных направлений, представляющих палитру всех сфер жизнедеятельности человека: занятия интеллектуального, художественного, спортивного, экологического, хореографического, музыкального, исследовательского, социокультурного характера.
3. Сопряженность и взаимодополнение таких функций, как: информационная, позволяющая расширить диапазон знаний о мире; обучающая, обогащающая способы познания окружающей действительности; развивающая, актуализирующая способности и социально и личностно значимые качества учащихся; социализирующая, обеспечивающая выбор и реализацию ведущих типов отношений: отношение субъекта к миру в целом (недоверие, пессимизм - надежда на лучшее); отношение к другим людям (неискренность, подозрительность, манипуляции - доверие, принятие, открытость, естественность); отношение к себе (амбивалентность Я-образа, низкое самоприятие - целостность Я - образа, позитивное отношение к себе).
4. Социокультурная направленность познания и творчества в процессе дополнительного образования позволяет осуществить развитие у учащихся способности восприятия эстетических явлений в жизни и искусстве; умения различать душевные состояния при восприятии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического; формирование художественного и эстетического вкуса.
5. Приоритетность художественно-эстетической составляющей в дополнительном образовании, наличие которой обусловлено ненасыщаемостью духовно-эстетических потребностей личности, способствует утверждению эстетико-гуманистического отношения к окружающей жизни как способа гармонизации духовной и практической жизнедеятельности человека.
6. Наличие в учреждениях дополнительного образования свободных видов художественно-эстетического творчества, необходимых для эмоционально-нравственного обогащения личности, обеспечивает творческую практику для учащихся, стремящихся проявить себя при создании в предметно-чувственной форме образа новой эстетической реальности и ощутить эстетические переживания.
В исследовании доказано, что дополнительное образование детей является особо организованной системой, изначально ориентированной на свободу выбора учащимися образовательной области, профиля программ, времени их освоения, разнообразия видов деятельности и создание благоприятных условий для реализации имеющегося природного потенциала ребенка в соответствии с его духовными потребностями.
Специфика организации образовательного процесса современного учреждения дополнительного образования, направленная на удовлетворение познавательного интереса, осуществление индивидуализации обучения, при неформальном характере общения и практической направленности обучения, даёт возможность педагогу следовать природе развития духовных и эстетических потребностей личности ребёнка (А.Я. Журкина).
Образовательное пространство дополнительного образования активно включает искусство как эстетическую среду формирования умения оценивать и понимать прекрасное в природе и окружающем мире, в продукте физического, интеллектуального и художественного труда; учит пользоваться плодами культурного и исторического наследия человечества; обусловливает посильное участие в процессе сохранения и обновления социокультурного пространства; влияет на совершенствование личности путем художественного общения и собственной творческой деятельности в различных видах искусства.
Анализ личностной ценности дополнительного образования выявляет заинтересованное, неравнодушное отношение человека к собственному образованию, что соответствует позиции неотчужденного эстетического (индивидуально-мотивированного и стимулированного) отношения человека к уровню и качеству получаемого образования. Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования, таким образом, пронизан эстетическим началом во всех аспектах деятельности педагога, создающего особое пространство в совместном творческом процессе с учащимися по освоению мира.
Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей.
Социально-педагогическая теория освоения учащимися мира в системе дополнительного образования детей интегрирует совокупность идей, составляющих смысловое ядро теории (идея развития эстетической сферы личности учащегося; идея эстетизации образовательного и жизненного пространства; идея активизации эстетической позиции субъекта освоения мира); базируется на научно обоснованных подходах (социально-педагогический, средовый, персонифицированный, полихудожественный); выявленных закономерностях (эстетико-природная обусловленность развития личности; образного отражения действительности; значимость активности субъекта в освоении мира); системе принципов (принципа эстетизации как системообразующего, единства истины, добра и красоты; гармонии; открытости; резонирования; увлеченности; образности; рефлексивности); составляющих концептуальные основы исследования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9