Рефераты. Социально-педагогическая запущенность детей в детском возрасте

p align="left">* обобщение опыта практической психолого-педагогичес-кой реабилитации детей «группы риска» в условиях специали-зированного общеобразовательного учреждения.

Основные задачи Центра, решаемые в процессе психолого-педагогической реабилитации:

* осуществление комплексной медико-психолого-педагоги-ческой диагностики с целью определения причин возникнове-ния проблем в обучении, общении и др.;

* выбор оптимального способа обучения для каждого ребен-ка и выбор мер психокоррекционного воздействия на его лич-ность;

* оказание индивидуально-ориентированной педагогичес-кой, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи детям и подросткам «группы риска»;

* консультативная помощь родителям или людям, их заме-щающим;

* методическая и практическая помощь специалистам, за-нимающимся вопросами реабилитационно-коррекционной де-ятельности.

Основные направления деятельности Центра составляют:

1. Диагностическое.

2. Психокоррекционное.

3. Оздоровительное.

4. Учебно-воспитательное.

5. Социально-правовое.

6. Консультационное.

7. Научно-методическое.

8. Социально-аналитическое.

9. Социально-аналитическое и просветительское. Диагностическое направление включает в себя комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику уровня психи-ческого, физического развития детей и подростков; отклонений в развитии личности каждого из них и их поведении; отдельных психических процессов; трудностей адаптации учащихся в об-разовательном учреждении. Диагностика проводится:

* индивидуальная -- при первичном обращении к психоло-гу, в ходе психокоррекционной работы и для отслеживания ре-зультатов психокоррекционного воздействия;

* групповая - при социально-психологических опросах.

Психологи-диагносты работают с детьми, имеющими про-блемы различного характера, родителями, обеспокоенными негативными проявлениями особенностей психофизиологиче-ского развития своих детей.

Психокоррекционное направление подразумевает психо-профилактическую и коррекционную работу:

* при начальных стадиях пограничных психических состо-яний детей и подростков;

* при травмировании психики несовершеннолетних, став-ших жертвами преступлений, правонарушений, социальных, технологических и природных катастроф и других травмиру-ющих событий;

* с целью компенсации девиаций личностного развития и неадекватных форм поведения;

* для коррекции межличностных отношении;

* с целью преодоления различных комплексов личностного характера;

* для адаптации ребенка в социуме. Оздоровительное направление представляют следующие разделы работы:

* углубленная диагностика причин и характера отклоне-ний в развитии ребенка;

* разработка и проведение комплекса лечебно-оздорови-тельных мероприятий, направленных на профилактику нерв-но-психических и соматических заболеваний;

* разработка индивидуальных программ восстановления здоровья детей;

* обеспечение соответствующего режима учебной деятель-ности детей и подростков «группы риска».

Учебно-воспитательное направление деятельности Цент-ра -- это осуществление образования детей, имеющих трудно-сти в усвоении образовательных программ в связи с особеннос-тями психофизического развития и неблагополучными соци-альными условиями жизни в пределах государственного обще-образовательного стандарта; создание условий для личностно-ориентированного обучения, обеспечивающего вариативный характер образования с постановкой коррекционно-развиваю-щих задач; восстановление обучаемости и повышение уровня воспитанности.

Социально-правовое направление предусматривает оказа-ние помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении профессии и трудоус-тройстве, в защите их прав и охраняемых законом интересов;

консультировании несовершеннолетних и их родителей по правовым вопросам; профилактике асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида несовер-шеннолетних.

В консультационное направление входят консультации ро-дителей и лиц, их заменяющих, а также педагогов и психоло-гов, работающих с детьми «группы риска», по вопросам выбо-ра методов психолого-педагогического воздействия на лич-ность ребенка, выбора типа и вида образовательного учрежде-ния, учебных программ и форм индивидуального обучения и воспитания, по проблемам личной жизни несовершеннолет-них; по разрешению конфликтных ситуаций в педагогической и семейной среде. Консультации проводят все специалисты

Центра -- администрация, психологи, учителя-предметники, юрист и т.д. -- в зависимости от специфики возникших про-блем.

Научно-методическая работа Центра включает:

* обеспечение профилактической работы образовательных учреждений по преодолению и коррекции отклоняющегося развития личности ребенка;

* планирование и ведение исследовательской работы по разработке учебных планов, программ и методических мате-риалов специалистами Центра для работы с детьми «группы риска»;

* опубликование материалов исследований и их практичес-кое использование в системе коррекционно-развивающего об-разования;

* апробация и внедрение отечественных и зарубежных пси-холого-медико-педагогических методов диагностики и кор-рекции в практику работы образовательных учреждений с де-тьми «группы риска»;

* повышение квалификации работников образовательных учреждений - организация постоянно действующего научно-практического семинара для специалистов, работающих с де-тьми «группы риска»;

* организация и проведение постоянно действующего семи-нара для повышения квалификации работников Центра.

Социолого-аналитическое и просветительское направле-ние работы Центра включает:

* социально-педагогический мониторинг учащихся Центра;

* сбор информации, анализ и обобщение опыта работы с де-тьми «группы риска» в области;

* создание информационного банка данных по проблемам детей и семей «группы риска»;

* публикация популярных материалов для детей «группы риска» и родителей.

Работа с проблемным ребенком в Центре начинается с дея-тельности медико-психолого-педагогической комиссии. На ос-нове исследований, проводимых специалистами (психологом, психоневрологом, психотерапевтом, педиатром, психиатром, логопедом и учителями), определяются интеллектуальный уровень развития ребенка и дальнейшие перспективы его обу-чения: обучение в Центре или выработка рекомендаций для родителей и учителей этого ребенка с дальнейшими периоди-ческими консультациями.

Центр оказывает психолого-педагогическую, медико-соци-альную и правовую помощь детям и подросткам «группы рис-ка», имеющим проблемы различного характера:

1. Проблемы, возникающие в ходе образовательной дея-тельности:

-- недостаточная степень готовности к обучению;

-- трудности в освоении общеобразовательных программ;

-- категорический отказ от посещения школы (школофо-бия);

-- высокая степень педагогической запущенности.

2. Проблемы, связанные со здоровьем:

-- общая соматическая ослабленность;

-- хронические заболевания различной этиологии, создаю-щие проблемы при обучении ребенка в массовой школе, инва-лидность;

-- посттравматический синдром;

-- логоневроз;

-- психические последствия оперативных вмешательств, перенесенных болезней.

3. Психофизиологические проблемы:

-- отклонения интеллектуального и личностного развития;

-- низкая работоспособность и частичное отставание в раз-витии высших психических функций;

-- патохарактерологическое развитие личности;

-- нарушение эмоционально-волевой сферы личности;

-- коммуникативные проблемы (синдром отчуждения, по-вышенная конфликтность и др.);

-- последствия перенесенного психического или физическо-го насилия.

4. Социально-правовые проблемы:

-- семейные проблемы, сложные жизненные условия;

-- нарушение прав детей, физическое либо психическое на-силие над ребенком;

-- проживание в неблагополучной либо в малообеспеченной семье, социальная незащищенность, сиротство;

-- социальная дезориентация и дезадаптация, склонность к противоправным поступкам.

В данном Центре реализуется система многофункциональ-ного медико-психолого-педагогического воздействия на лич-ность ребенка «группы риска» с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей и условиями прожива-ния в социуме.

Интересный и многообразный опыт социально-реабилита-ционной работы складывается в системе социальных учрежде-ний Комитета по делам молодежи. Такого рода учреждения являются либо непосредственно центрами социально-педаго-гической реабилитации, либо совмещают ресоциализирующие функции непосредственно с работой по месту жительства в подростковых клубах и молодежных учреждениях.

Как правило, эти учреждения рассчитаны на педагогически запущенных подростков, у которых из-за плохой учебы ослож-нены отношения в школе с учителями и одноклассниками, на-метилась деформация ценностных и референтных ориента-ции, имеет место семейное неблагополучие.

Важнейшим условием успешной реабилитации социально дезадаптированных подростков в условиях подростковых клубов и молодежных объединений является включение их в систему новых межличностных отношений, строящихся на основе коллективной общественно полезной деятельности. Это создание той воспитывающей среды, которая могла бы выполнять функции института социализации, а вернее ресо-циализации, т.е. восстанавливать утраченные навыки соци-ально одобряемого поведения «трудного» подростка, его соци-альный статус, преодолевать отчуждение от основных инсти-тутов социализации (семьи, школы), переориентировать сис-тему внутренних ценностей и референтных ориентации. Та-кие ресоциализирующие функции могут выполнять различ-ные временные коллективы, подростковые клубы, досуговые центры, летние лагеря труда и отдыха. Многолетний опыт ра-боты таких подростковых клубов и объединений, как клуб имени Дзержинского в Тюмени (руководитель Г.А. Нечаев), многопрофильный подростковый клуб «Калейдоскоп» в Вят-ке (руководитель Н.А. Катаева), социально-педагогический комплекс «Лужники» в Москве (руководитель Ю.К. Берез-кин) и других показывает, что организация коллективов, вы-полняющих ресоциализирующие функции на базе досуговых центров и подростковых клубов, в основе своей базируется на принципах и условиях, разработанных в свое время А.С. Ма-каренко [7]:

1. Совместная деятельность, общие цели, фундаментирую-щий коллектив.

2. Наличие перспектив развития -- близкой, средней и да-лекой, стимулирующих активность коллектива и его членов.

3. Эстетика, дисциплина и детское самоуправление.

4. Чувство защищенности и радостный мажорный тон.

5. Преемственность и такие формы ее проявления, как ри-туалы, традиции, игровые элементы.

6. Связь с другими детскими и взрослыми коллективами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.