По данным исследований в 70 % семей воспитание детей в основном лежит на матери. Только треть родителей в полной мере знает о делах своих детей в школе. Связь со школой слабая. Активное участие в работе школы принимают всего 15 % отцов и матерей. Мала инициатива и самих матерей. Только 4,1% семей довольны классными руководителями своих детей. Что касается микроклимата в семьях, то неблагополучная атмосфера в 5% изученных многодетных семьях (ссоры, скандалы, пьянство). Воспитание детей требует и физических, и моральных сил. Многодетность ограничивает круг интересов женщин, возможности их участия в производстве и общественной жизни, способствует консервации уклада семейной жизни, связанного с чрезмерной занятостью взрослых, приниженным положением женщины в семье. В каждой второй семье выявлены осложнения в состоянии здоровья членов семьи. Положение усугубляется и тем, что семьи фактически находятся на грани выживания.
Чрезмерная занятость родителей создает проблему общения. 66% родителей лишь иногда делятся с детьми своими успехами и трудностями.
Низкий уровень образованности, чрезмерная занятость отцов и матерей, недостаток свободного времени - вот основные причины упущения в воспитании детей. 77% родителей отметили свои слабые знания в вопросах воспитания детей, что свидетельствует о низком уровне их психолого-педагогической культуры. [21, 147].
Но, не смотря на многие отрицательные моменты, как свидетельствует статистика, семьи с двумя-тремя детьми более стабильны, т.к. дети скрепляют супружеский союз и повышают ответственность за семью.
Многодетная семья обеспечивает реальную возможность постоянного общения между людьми разного пола, возраста, снижают возможность формирования таких качеств, как эгоизм, себялюбие, леность. Разнообразие интересов, характеров, отношений, которые возникают в многодетной семье - хорошая почва для развития детей, для совершенствования личности родителей. Во взаимоотношениях членов многодетной семьи особенно значимо уважительное отношение к старшим. Многодетная семья является незаменимой школой коллективизма, подготовки каждого ребенка к будущей самостоятельной семейной жизни.
Воспитание в семье осуществляется не только родителями, но и старшими детьми: младшие учатся у старших, перенимают их привычки и опыт. Это может иметь как положительные (опыт заботы о другом человеке, общения с малышами), так и отрицательные (приобретение старшими детьми установок на бездетность, эгоизм у младших детей, как результат чрезмерной опеки) последствия в зависимости от педагогической грамотности родителей. Существенную роль в отношениях братьев и сестер играет возраст. Взаимосвязь сильнее всего проявляется у погодок и у детей с разницей в два-три года. В отношениях братьев и сестер, разница в годах между которыми значительная, могут возникать сложности. В таких семьях наблюдаются проблемы взаимоотношений между детьми.
Режим в семье, где несколько детей, должен быть особым: ведь в то время, когда старшим детям нужна тишина для подготовки уроков, младшие не могут, по всей вероятности, удовлетворить свою потребность в движении, которая реализуется у них в шумных играх. Родители в праве требовать от старших детей помощи младшим в учебе.
В правильно организованной многодетной семье более естественно решается проблема «дети и деньги». Здесь с раннего возраста каждый убеждается в целесообразности семейной экономики, привыкает считаться с возможностями семьи, уважать потребности близких людей, учиться планировать расходы. В многодетной семье труд каждого, независимо от возраста, является необходимостью. Однако здесь существует опасность неправильного распределения обязанностей между детьми: порой старший ребенок лишается значительной части тех детских и юношеских радостей, которые доступны его товарищам из малодетных семей. Младшие же дети в подобной ситуации вырастают изнеженными эгоистами, уверенными в том, что за все их поступки и промахи должен нести ответственность кто-то другой.
Многие педагоги считают, что многодетная семья лучше исполняет свою функцию подготовки детей к трудностям взрослой жизни. Такие дети, как правило, не капризны, расторопны, ловки и самостоятельны, в них больше сердечного тепла и заботы о других, меньше зазнайства и эгоцентризма. В большой семье легче реализовать в сознании и поведении ребенка таки нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение [24, 134-137].
Для исследования проблем многодетной семьи необходимо учитывать причины, побудившие родителей создать такую семью. По этому признаку в научной литературе многодетные семьи распределяются на три категории:
· Семьи, многодетность которых запланирована (в связи с традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, загруженностью родителей, состоянием здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей.
· Семьи, образовавшиеся в результате второго и последнего браков, в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи. Такие семьи чаще всего не мотивированы на многодетность и вынужденно принимают ее, приспосабливаясь к случившемуся. К этому же типу относят семьи с близнецами и с детьми, на рождение которых супруги идут по медицинским рекомендациям.
· Неблагополучные многодетные семьи образуются в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне алкоголизма, асоциального образа жизни.
По мнению исследователей, каждая вторая многодетная семья нуждается в материальной поддержке, каждая пятая - в профилактической социальной помощи, которая должна способствовать повышению психолого- педагогической компетенции родителей и содействовать социализации детей.
Значительной для поддержки многодетных семей является консультативная помощь как специалиста, непосредственно работающего с многодетной семьей, так и работников специализированных служб и центров психологической, правовой и социальной помощи, и адаптивно - педагогической помощи, включающей в себя работу самых разных специалистов (психологов, правоведов, экономистов, педагогов и др.).
Выводы по второму параграфу. Таким образом, анализ специфики воспитания детей в многодетной семье показал, что такая семья наиболее полно реализует возможности воспитания детей.
В ней сталкиваются и положительные и отрицательные факторы, тем или иным образом влияющие на воспитание и социализацию детей. С одной стороны, многодетные семьи сталкиваются с множеством проблем (ограниченная жилищная площадь, недостаток средств, загруженность родителей на работе и т.д.), которые являются негативными факторами. С другой стороны, в ней существует межвозрастное и близковозрастное общение. Этот фактор многодетной семьи благоприятно действует на становление личности ребенка в таких аспектах, как коммуникабельность, развитие эмпатии, трудолюбия, самостоятельности, в целом, способствует лучшей подготовке детей к взрослой жизни, их социализации.
§ 3 Специфические особенности подросткового возраста
Подростковый период (10-17 лет) считается наиболее противоречивым и дисгармоничным по сравнению с другими возрастными фазами личности, вследствие этого многие исследователи определяют его как кризисный этап в становлении личности человека. Это тяжелый период, как для ребенка, так и для взрослых. Здесь актуализируются различные проблемы, а в многодетной семье могут присутствовать и дополнительные факторы риска для социализации подростка.
Для подросткового возраста характерны:
-доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных и эмоционально-комфортных потребностей;
- решающая роль школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей;
- возрастающая способность противостоять отрицательным влияниям среды, которая сочетается со склонностью к подчинению им при неблагоприятных условиях. Возникает юридическая ответственность за правонарушения;
-сохранение высокой значимости от влияния взрослых (учителей, родителей) в зависимости от самопознания, личного самоопределения.
Следует учитывать, что в подростковом возрасте требования к родителям намного выше, чем к посторонним. Подросток требует к себе особого подхода, большей самостоятельности, настаивает на том, чтобы считались с его мнением. Трудный подросток возникает в той семье, где не занимаются воспитанием детей, где постоянно происходят конфликты, где взрослые, не понимая сложностей этого возраста, не признают за подростком стремления к самостоятельности и независимости, где вместо помощи читают нотации и нравоучения, где практикуется жестокое обращение, происходит психологическое или сексуальное насилие [7, 46].
Подросток чувствует, что у него появляются новые возможности, что прежние отношения с родителями и учителями не устраивают, он стремится отвоевать равенство в отношениях со взрослыми. По мере взросления ребенка в семье изменяются отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами. Это вполне закономерное явление, обусловленное возрастом ребенка, ведущим видом деятельности, социальной ситуацией развития ребенка на данном возрастном этапе. Подростковый возраст особенно сложный как для самих детей, так и для родителей.
В процессе социализации подростка из многодетной семьи могут нарушаться условия, обеспечивающие базовые потребности подростка в принадлежности, любви, и потребности в самоактуализации в связи с загруженностью, дефицитом внимания, неосведомленностью о проблемах подросткового возраста со стороны родителей.
Исследование Н.В.Маляровой и М.И.Несмеяновой показало, что подростки из многодетных семей в значительно большей степени ориентируются на комфорт и благополучие, чем на активную деятельность. Образ будущего у них не определен. Высоко оценивая волевые качества личности, эти подростки в достижении целей в большей степени склонны к риску. Они демонстрируют расхождение между высокой оценкой нравственных качеств личности и реаль-ными поступками. Исследователи предполагают, что стремление к лидерству, авантюризм, нечеткая нравственная позиция при определенных обстоятельствах могут проявиться в социально неодобряемом поведении [18, 60].
По сведениям Л.А.Соколовой, особенностью жизнедеятельности детей в многодетных семьях является раннее их включение в выполнение домашних обязанностей. Такие заботы, как покупка продуктов(36% семей) и уборка квартиры (28%) выполняют преимущественно дети 7--11 лет. На них же возлагается обязанность гулять с младшими детьми.(21%). К обязанностям старших детей относятся, приготовление пищи, стирка белья, для мальчиков починка бытовой техники и мелкий ремонт в квартире [Соколова Л.А., 79]. В то же время ученые отмечают, что «включенность подростков в выполнение домашних дел не оценивается ими как отрицательное, хотя занимает значительную часть времени» [2, 116].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7