Рефераты. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом

p align="left">2. Действительно, тематика педагогических советов многих школ оторвана или весьма далека от тех задач, которые сформулированы в общешкольном плане. Но кто, же тогда и как будет решать эти задачи? Получается, что задачи сами по себе, а педагогические советы - сами по себе. В принципе, так быть не должно, т.к. каждый педсовет должен решать какую - то часть общей задачи.

В нашем случае необходимо знать:

a) Точные данные о состоянии здоровья учащихся школы о количестве хронически больных детей и т.д. (по медицинским картам).

b) Как организовано горячее питание учащихся в школе. Обеспечение питанием учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. (Щадящее питание).

c) Как соблюдается санитарно - гигиенический режим в школе. Соблюдение правил техники безопасности при работе с учащимися. Проектирование, наличие не менее двух 20 - минутных перемен, их организация, медицинское обслуживание, влажная уборка помещений, организация дежурства, световой режим, работа комиссии по предупреждению травматизма и т.п. Анализ расписания учебных занятий.

d) Как организуется здоровый образ жизни, режим дня школьника. (Результаты анкетирования родителей и учащихся, антиалкогольная, антиникотиновая и т.д. пропаганда. Реальное состояние дел в школе по этому вопросу).

e) Что показывают итоги внутришкольного контроля по проверке дозировки домашних заданий по всем предметам учебного цикла во 2 - 11 - х классах.

f) Состояние физкультурно - оздоровительной работы с учащимися школы. (Организация утренней зарядки, физкультпауз; анализ уроков физкультуры; система секционной и кружковой работы.).

Из всего перечисленного выбираем до начала учебного года четыре главных для нашей школы темы для педсоветов. Определяем ответственных, подбираем группу учителей по подготовке каждой темы. Создаём группу по подготовке и проведению анкетирования. Желательно определить место для большинства членов коллектива. По каждому педагогическому совету принимаем конкретные решения. В зависимости от главной задачи (или задач) будет меняться тематика, но сохранится один и тот, же принцип: каждый педагогический совет приблизит нас к решению общей задачи. Естественно, что вторыми вопросами на таких педсоветах будут стоять оперативные вопросы, которые необходимо решить в Вашей школе.

3. Вдумаемся в выражение “педагогический совет”. Первое слово “педагогический” определяет состав участников, т.е. это учителя, воспитатели, председатель родительского комитета школы. Второе слово “совет” означает, что есть некая проблема, которую каждый в отдельности либо не может решить, либо сомневается в правильности своего решения. Тогда мы собираемся вместе, чтобы обсудить проблему, посмотреть и, наконец, принять решение. Но определим для себя, что это возможно тогда, когда сама проблема мне интересна, она меня затрагивает, я понимаю, что

буду выполнять принятое решение. Обязательным условием для всего этого является, прежде всего, положение, при котором каждый заранее знает тематику педагогических советов, включён в группу по подготовке какого - то из них, либо в группу по подготовке принятия решения. Чем больше учителей будет конкретно привлечено к работе по подготовке педсовета, тем больше будет людей, заинтересованных в его работе.

4. Очень важным условием для любого педагогического совета является принятие конкретных решений, подчёркиваем - конкретных. Каждое принятое решение должно отвечать на вопросы: что делаем? Кто делает? Когда делает? Решения типа: “совершенствовать учебно - воспитательную работу”, “повысить уровень обученности учащихся” и т.д., и т.п. - абсолютно никого не вдохновляют и никого ни к чему не обязывают. Может быть, в этом одна из причин лёгкости, с которой педагогические коллективы голосуют за такие решения? Проголосовать и скорее закончить, т.к. конкретно ко мне это не имеет никакого отношения. Одним словом, решения должны быть проверяемыми. И есть одно совершенно обязательное требование: каждый последующий педагогический совет должен начинать с отчёта о выполнении решений предыдущего.

Существует два совета руководителям школ:

Первый - надо очень внимательно отнестись к человеку, которого Вы назначаете секретарём педагогического совета. Грамотно вести протоколы, правильно записывать выступления - это достаточно трудная задача. Нам всем просто необходимо помнить, что педсовет прошёл, а протокол хранится в школе вечно.

Второй - при всей занятости хотя бы один раз в течение года прочитывайте протоколы педагогических советов. В некоторых школах, особенно если менялись директора, оказывается, что за последние 7 - 8 лет многократно проводились педагогические советы с абсолютно одинаковой тематикой, да и решения принимались одинаковые!

4. Проблема в работе с номенклатурной документацией

“Номенклатурная документация” или “Номенклатура дел” утверждена Министерством образования РФ для общеобразовательных школ. В принципе, любой документ из этого списка школа обязана иметь, и всё, что указано в этом списке, может потребовать любой проверяющий школу. Необходимо отметить, что список дел не только не уменьшается, но, наоборот, увеличивается. На сегодня комитетом образования утверждён список, в котором: тридцать видов дел по разделу “Канцелярия”; четырнадцать - по разделу “Учебно - воспитательная работа”; девять - по разделу “Кадры”.

Причём, как правило, все перечисленные документы имеют длительный срок хранения - от трёх до 50 лет, а многие хранятся “постоянно”. Работа с документами, бумагами всегда была достаточно сложной для директора школы. Многие неприятности руководителя школы как раз тесно связаны с этими “бумагами”.

Типичными ошибками руководителей школ по работе с номенклатурной документацией являются следующие:

1. В разделе ВШК плана работы школы на учебный год не планируется контроль за номенклатурной документацией.

2. Отсутствует или формально издан приказ о распределении служебных обязанностей между членами администрации школы.

3. Директора школ полностью передоверили работу с таким важнейшим документом, как классный журнал, своим заместителям по учебно - воспитательной работе.

4. Недостаточен контроль руководителей школ за документами “строгой отчётности”: “Книгами выдачи аттестатов об окончании 9 и 11 классов”.

5. Очень часто неправильно оформляется “Книга приказов по учащимся школы”.

6. Во многих случаях не контролируется ведение трудовых книжек, соблюдение “Инструкции по ведению трудовых книжек”.

Этот список можно было бы значительно расширить, но главное - выяснить общие подходы и исправить существующее положение вещей.

5. Проблема в организации платных дополнительных образовательных услуг

Главной типичной проблемой руководителей школ при организации в своём учебном заведении платных дополнительных образовательных услуг является неправильное оформление документации. Помимо приказов Минобразования России по этому вопросу, есть полный смысл познакомиться с брошюрой “Нормативно - правовая база внебюджетных источников финансирования образовательных учреждений”, изданной в Москве в 1997 году под редакцией Е.В. Никоненко.

Правовой базой для оказания платных дополнительных образовательных услуг является Закон РФ “Об образовании”.

Ст. 41, п. 8 Закон РФ “Об образовании”:

“Образовательное учреждение независимо от его организационно - правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые, в том числе валютные, ресурсы за счёт предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счёт добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных и зарубежных”.

Итак, эта статья разрешает платные дополнительные образовательные услуги и требует, чтобы названия этих услуг были зафиксированы в “Уставе” школы. А статья 45 Закона РФ “Об образовании” подтверждает, что право оказания платных дополнительных услуг есть у образовательного учреждения, и в общих чертах определяет понятие “платные дополнительные образовательные услуги”.

Есть один момент, на который директору школы стоит обратить серьёзное внимание: организация платных образовательных услуг не может не сказаться на моральном климате педагогического коллектива. За одну и ту же по времени работу часть педагогов получает значительно большее вознаграждение. Опыт показывает, что это не вызывает негативных последствий, если по оказанию платных образовательных услуг работают учителя, имеющие наиболее высокие квалификационные категории и соответственно наиболее высокие разряды. Тогда всё понятно: они лучшие специалисты, поэтому они там работают. Но ведь в жизни бывает и наоборот, тогда это ведёт к кляузам, склокам, расколу коллектива.

6. Проблема "трудного" учителя

Педагогический коллектив неоднороден по своему составу. Есть учителя, исключительно добросовестные в работе и постоянно нацеленные на творчество. Они часто являются кумирами для ребят, добиваются высоких результатов в своей деятельности. Для них не существует проблемы психологической перестройки: они идут в ногу с жизнью или в чем-то даже опережают ее.

Но есть учителя и противоположного типа. По тем или иным причинам они тянут школу назад: в одних случаях - из-за низкой профессиональной культуры; в других - неуживчивости, неумения сотрудничать с коллегами и руководителями. Как показал опрос, таких учителей можно встретить почти во всех школах.

Существует несколько типов "трудного" учителя:

· НЕКОНТАКТНЫЙ. Он имеет негативные установки к руководителям, проявляющиеся прежде всего в нетерпимости к их замечаниям и советам, агрессивных реакциях. Это, как правило, хороший учитель, но с гипертрофированной самооценкой и с ранимым самолюбием.

· "БУНТАРЬ". Чаще всего трудность проявляется в чрезмерно резкой, часто беспричинной критике руководителей. Такое поведение вызвано неудовлетворенностью своим положением.

· НЕДОБРОСОВЕСТНЫЙ, разболтанный учитель.

Каждый тип "трудного" учителя требует от руководителей школы использования специфических методов воздействия.

7. Проблема конфликтов в педагогическом коллективе

Среди множества социально-психологических проблем, связанных с руководством педагогического коллектива, особое место занимает проблема регулирования межличностных конфликтов. Опыт показывает, что наиболее частыми являются конфликты в сложных коллективах, включающих работников со специфическими, но тесно взаимосвязанными функциями, что порождает трудности в координации их действий и отношений как в сфере деловых, так и в сфере личных контактов. К числу таких коллективов относится и педагогический коллектив.

Понятие «конфликт» тесно связано с понятием «совместимость». Совместимость является двухполюсным феноменом: степень ее меняется от полной совместимости членов группы до полной их несовместимости.

Конфликт представляет собой прежде всего такую форму выражения ситуационной несовместимости, которая носит характер межличностного столкновения, возникающим в результате совершения одним из субъектов неприемлемых для другой личности действий, вызывающих с ее стороны обиду, неприязнь, протест, нежелание общаться с данным субъектом.

Межличностный конфликт наиболее ярко проявляется в нарушении нормального общения или в полном его прекращении.

Педагоги работают относительно независимо друг от друга и в то же время тесно между собой связаны в плане межличностного общения.

7.1 Причины конфликтов

Нарушение одним из членов коллектива трудового сотрудничества.

Большинство конфликтов связано с нарушением норм делового взаимодействия, т.е. обусловлены функциональными причинами: недобросовестность, недисциплинированность.

7.2 Предупреждение конфликтов

Для предупреждения внутригруппового межличностного конфликта среди учителей необходимо:

Умение учитывать интересы друг друга.

Воспринимать критику своих коллег.

Проявлять вежливость, тактичность, уважение по отношению друг к другу.

Дисциплинированность в работе.

Для снижения конфликтности с подчиненными руководителю необходимо:

Объективно оценивать труд своих подчиненных.

Проявлять заботу, по отношению к ним.

Не злоупотреблять официальной властью.

Эффективно использовать метод убеждения.

Совершенствовать стиль своей организации.

Эмоциональное благополучие в коллективе определяется стилем руководства данным коллективом со стороны администрации.

7.3 Способы решения конфликтов

1. Прежде чем реагировать на действие другого лица необходимо выяснить: почему данный человек поступил так, а не иначе.

2. Побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с другом, на открытое обсуждение конфликтной ситуации.

3. Создать условия для работы конфликтующим людям, чтобы они длительное время не контактировали друг с другом.

4. Информировать всех учителей при распределении премий, надбавок к заработной плате (социальная справедливость и гласность).

5. Руководители должны совершенствовать стиль организационной работы с подчиненными.

6. Не злоупотреблять официальной властью.

7. Предупреждать и устранять межличностные конфликты.

Заключение

Подводя итоги нашей работы можно сказать, что для директоров школ наиболее трудными для решения являются социально-психологические задачи, а именно:

Обеспечение четкой дисциплины и организованности в работе учителей.

Решение задач формирования общественного мнения в педагогическом коллективе.

Критическое отношение учителей к недостаткам друг друга.

Воспитание у них потребности работать творчески, постоянно совершенствуя свою квалификацию.

Анализ уроков.

Осуществление контроля и раскрытия творческих способностей учителей.

Стимулирование их трудовой активности.

Сплочение коллектива.

Регулирование взаимоотношений в нем.

Организация директором своей собственной деятельности, распределение времени таким образом, чтобы выкроить время на самообразование и отдых.

Задача педагогической науки - найти оптимальный вариант в управлении школой, определив место директора в системе руководства, чётко разграничить его права и обязанности и обязанности подчинённых.

Главное - это умелая организация, глубокое уважение к коллегам, умение поддерживать любую полезную инициативу, способность слушать и учитывать мнение коллектива и его представителей.

Заканчивая краткий обзор типичных проблем и ошибок руководителей педагогическими коллективами, автор я считаю необходимым ещё раз подчёркнуть главные цели своей работы:

1. Постараться предотвратить возможные ошибки руководителей школ на примере своих собственных управленческих ошибок и ошибок своих коллег -руководителей.

2. Разработать возможные варианты правильных действий.

3. Доказать, что только наличие “системы” работы даёт возможность добиться успеха и получить если не материальное, то хотя бы моральное удовлетворение от очень напряжённой директорской работы.

4. Предупредить, что всё, что написано в моей работе, - это мой взгляд на проблемы, который может не совпадать с взглядами на эти же проблемы других людей.

К сожалению, в настоящее время эти проблемы осознаются еще далеко не всеми. Так, по данным одного из исследований, только 2,5% директоров школ пытаются овладеть идеями педагогики сотрудничества, только 2,3% из них интересуются вопросами самоуправления. А ведь директор играет самую важную роль в сплоченности педагогического коллектива.

Литература

1. Аникеева Н.П. «Учителю о психологическом климате в коллективе» Москва 1983г.

2. Вишняков Н.Ф. «Конфликтология» Минск 2000г.

3. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н. Богомоловой.- М.,: Изд-во Мос. ун-та, 1977.

4. «Фрустрация, конфликт, защита» - Вопросы психологии №6 1991г.

5. Шакуров Р.Х. «Директор школы и микроклимат учительского коллектива» Москва 1979г.

6. Шакуров Р.Х., Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. -М., 1982.

7. Шакуров Р.Х. «Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив» Москва 1990г.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.