Рефераты. Социальное сиротство

p align="left">К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они ,впоследствии, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.

3. Основные аспекты профилактики социального сиротства средствами образования

Исследователи проблемы социального сиротства единодушны в том, что основной причиной и условием данного явления является семья. По сути, профилактические действия по социальному сиротству - это создание «моды» на семью и ответственное «родительство». И система образования является одним из ключевых механизмов для решения данной проблемы -- профилактики социального сиротства. Основным условием, провоцирующим социальное сиротство, является кризис семьи, характеризующийся распадом семьи, ростом числа внебрачных детей, ранним материнством. Решение этой задачи должно стать важнейшим для государства. Необходимо изменение политики всех ведомств в области подготовки к семейной жизни, обучения родителей выполнению своих функций, связанных с воспитанием детей, разъяснения вопросов ответственности родителей. Должна проводиться работа с семьей и родителями по выполнению статей Конституции и Семейного кодекса об ответственности родителей за воспитание детей, заботу о них; необходимо также предусмотреть статью об уголовном наказании родителей за пренебрежение заботой о детях.

Для повышения воспитательного потенциала системы образования в общеобразовательных школах должна быть введена программа воспитания, в которой особый акцент надо сделать на воспитание в детях будущих родителей, повышение ценности такого общественного института, как семья в сознании подрастающего поколения, начиная с раннего возраста. Нужна разработка комплексной программы подготовки молодежи к семейной жизни - это касается образования, здравоохранения в образовательных учреждениях, профилактической работы специалистов всех ведомств по месту жительства (клубы для будущих семей, клубы молодых семей); создания центров помощи молодым матерям, одиноким молодым матерям с возможностью проживания в этих центрах.Важно появление системы воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства. В каждом городе, районе нужно создать систему социально-педагогической поддержки детства с учетом региональных условий, которая решала бы проблемы детей в совокупности и была бы направлена на реабилитацию ребенка и создания условий для его нормальной жизни. Также необходимо создание молодежных организаций, учитывающих традиционные нормы нравственности и духовности.

Должен использоваться рост влияния СМИ с целью введения ограничения на показ фильмов и передач, пропагандирующих некорректные и аморальные формы поведения молодежи и создания циклов телевизионных программ, радиопередач для современных подростков с содержанием, отвечающим нормам нравственных ценностей, а также создания учебных телепрограмм для детей и подростков по предметам учебного плана.

В ноябре 2006 г. в Москве состоялась Всероссийская конференция «Пути решения проблемы сиротства в России». Конференция была организована Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения с целью выработки общих подходов по решению проблемы детского сиротства. Перед собравшимися выступили министр здравоохранения и социального развития РФ М.Ю. Зурабов, министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко. Результатом конференции стали рекомендации для органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ по реализации государственной политики в интересах детей, разработке и принятию законодательных актов и региональных целевых программ по профилактике социального сиротства, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

Заключение

Весьма широк спектр причин социального сиротства. В числе существенных факторов следует выделять кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях при снижении ответственности за их судьбу. Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление -- так называемое “скрытое” социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.

Чтобы изменить ситуацию, необходим ряд профилактических мер: разработка и реализация образовательных программ по подготовке к воспитанию детей и семейной жизни, а также пересмотр социальных стимулов, включающих долгосрочные социально-экономические гарантии и позволяющих планировать беременность и вставать на учёт в женскую консультацию на ранних сроках всем категориям беременных женщин, брать детей под опеку и на усыновление. Для этого следует рационально использовать выделяемые средства на обеспечение детей в семьях, а главное -- изменить отношение государства к проблеме социального сиротства и повлиять на общественное мнение по отношению к приёмным семьям, детям-сиротам и к собственным детям.

Список используемой литературы:

1. Олиференко Л.Я Социально-педагогическая поддержка детей группы риска:-- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-- 256с.

2. Поддубная Т.Н. Управление социальной защиты детства: -- Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 347с.

Задание№1.

Определение понятия.

Признаки понятия.

Совпадающие.

Несовпадающие.

Социальная педагогика- это теория и практика познания, регулирования и реализация образовательного воспитателями средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом, которой является приобретенные индивидом ориентации и эталона поведения.

Социальная педагогика-это отрасль педагогики исследующая социальное воспитание, как социальный институт( это её объект), воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для того созданных, так и в организациях для которых воспитание не является основной функцией.(А.В. Мудрик- Введение в социальную педагогику - М., 1997г.- с.130.)

Социальная педагогика- отрасль знания изучив которую можно узнать, во- первых о том, что неизбежно произойдет или может произойти в жизни человека того или иного возраста в тех или иных обстоятельствах во- вторых, как можно создать благоприятные условия для развития человека, для предотвращения» сбоев» в процессе его социализации, в третьих, как можно уменьшить эффект влияния тех неблагоприятных обстоятельств, в которые человек попадает, эффект того нежилательного, что случается в процессе социализации человека. ( А.В. Мудрик - социальная педагогика М.-2002 г.

Теория, практика познания, воспитатель.

Отрасль педагогическое социальное воспитание, социальный институт, воспитание.

Социальная категория.

Отрасль знания, социализация, Благоприятные условия .

Отрасль, социальное воспитание.

Теория, практика познания, воспитатель.

Знания, социальный институт.

Задание 2

Термин «социальная педагогика» последние 70 лет в нашей стране не принимался, но опыт идеи, принципы социальная педагогика, защиты детства и социального воспитания существовали давно. В 8 веке- 11 веке на Руси происходит переход к малой семье, состоящей из супругов и детей.

В « Уставе Владимира Святославича», древнейшем правовом документе эпохи Киевской Руси, нашем отражение забота княжеской ( государственной) власти о единобрачной семье, записаны наказания за нарушения её устоев.

Во время подготовки крестьянской реформы было разработано « Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, которое возлагала на крестьянские общины обязанность призрения детей- сирот. Судьбой детей- сирот, вдов, слепых и глухих занимались жена Павла 1, императрица Мария Федоровна. Она была назначена « начальствовать над воспитательным обществом», а позже и над воспитательными домами. Состояние в России воспитательных домов, в крестьянские семьи в « государевы деревни». За их воспитанием и содержанием был установлен надзор инспекторами, которыми отбирала сама императрица. В манифесте было предусмотрено предоставление особому попечению императрицы Марии Федоровне всех женских учебных заведений. После её смерти (1854) было создано Ведомство учреждений императрицы Марии, которое занималось сиротскими приютами, институтами благородных девиц, женскими училищами и гимназиями, школами для глухонемых и слепых. Впоследствии Ведомством управляли другие императрицы. В 1828г. Принимается закон о запрещении открытия воспитательных домов в губерниях. Однако за детьми, которыми передовали в крестьянской семье существовал надзор со стороны воспитательного дома.в 1822 г. В Саратовской губерниях начали создаваться земледельческие колонии воспитанников воспитательных домов.

В.Я. Стонина ( 1826-1888) « Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского воспитательного дома». Статья была написана в начале 70-х годов, когда автор работал в Николаевском сиротском институте в Москве.

1834- был создан Московский Александровский сиротский институт для детей обоего пола. В существовавших Воспитательных домах были сиротами отделения.

1837.- Гатчинский воспитательный дом был преобразован в сиротский институт для « обер- офицерских сирот» ( мальчиков), в котором одно время готовили домашних учителей. История призрения детей сирот в России осуществлялась по двум направлениям: государственно-общественной и частно- церковной. До 21 века преобладали государственные учреждения, но в начале 21 в. стали усиливаться патронат и воспитание детей- сирот в городских и крестьянских семьях. В это время создаются приюты, которые содержали частные лица, попечительские советы или различные благотворительные общества.

1837- фабрикант- горнозаводских А.Демидов открыл первый детский приют, в который находились дети в то время, когда их матери уходили на работу.

1838- создается Комитет гласного попечительства в Москве и Петербурге приютами Советы, а в губернских и уездных городах- попечительства.

1846- в приютах были только приходящие дети, но позднее стали создаваться « сиротские отделения», где постоянно жили дети, не имеющие родителей. К концу 21 века приюты стали смешанными, где находились приходящие и постоянно живущие дети. В России была целая сеть приютов, которыми содержались за счет частных лиц общественных организаций. Известными был приют принца Петра Георгиевича Ольденбургского в Петербурге.В 1900 г. На Всемирной выставке в Париже приют был отмечен двумя серебряными медалями.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.