Рефераты. Социальное сиротство

p align="left">По инициативе и при участии министерства разработан и передан в государственную Думу проект «Закона о минимальных стандартах в деятельности опеки и попечительства».

Сегодня в России в соответствии с Семейным кодексом введены такие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление; опека; приемная семья; детский дом семейного типа; учреждение для детей, нуждающихся в государственной поддержке.

Существуют патронажное устройство, детские деревни «sos», семейные пансионы, различные формы постинтернатной адаптации выпускников учреждении для детей - сирот.

Отечественный и мировой опыт показал, что гарантии благополучного будущего ребенка - сироты в семье значительно выше, чем устройство в учреждение. А воспитание и содержание ребенка - сироты в семье обходится государству и обществу значительно дешевле, чем в детдоме. В 1999 году, в России в семьи было передано около 60%, а в интернатные учреждения - 40% ребятишек.

Достаточно новой, экономически и педагогически выгодной для детей и государство является такая форма устройства детей, как приемная семья. Она получила законодательное оформление только в 1996 году в новом Семейном кодексе. В 2001 году около 1200 приемных семей, сюда входят и бывшие детские дома семейного типа, которые переведены в приемные семьи, и вновь организованные. Особенно активно растет число приемных семей в Самарской области.

Развитие семейного воспитания детей - сирот наряду с материальными сложностями сдерживают и стесненные жилищные условия большинства семей, эмоциональная усталость, бытовые трудности ее членов. Вместе с тем, в тех регионах, где опекунам и приемным семьям оказывается систематическая материальная поддержка, где население постоянно информируется через СМИ о благополучных семьях с усыновленными детьми, где опекуны и приемные семьи наряду с материальной получают психологическую и материальную поддержку, - проблемы социального сиротства решаются успешно.

Постановление Правительства РФ «О приемной семье» законодательно закрепило правовые основания этой формы. Но передача детей на воспитание в семьи зачастую сдерживается на местном уровне. Главы администрации органов местного самоуправления, органов опеки и попечительства отказываются создавать службы по устройству детей на воспитание в семьи, заключать договоры с приемными родителями. Причина такого положения - не только недостаток денежных средств, но и непонимание руководителями некоторых регионов значения этой меры.

В соответствии со ст. 152 СКРФ должны быть приняты законы субъектов Российской Федерации об оплате труда и льготах приемным родителям, однако только треть субъектов Российской Федерации приняла такой закон. Есть примеры, когда принятые законодательные акты в регионах ограничивают или нарушают права граждан, желающих стать приемными родителями.

В январе 2000 года принят Закон внесении в Семейный кодекс такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как детский дом семейного типа. Однако положение об их деятельности разрабатывается с большими трудностями. Дело в том, что, по сути, семья граждан, желающих воспитывать детей - сирот, квалифицируется как образовательное или воспитательное учреждение, что ведет к неприемлемым для них последствиям.

Новой для России формой устройства детей - сирот, является патронажная семья. Она предусматривает создание института профессиональных воспитателей, замещающих семью на определенное время.

Нахождение ребенка в такой приемной семье может колебаться от одного месяца до нескольких лет, в зависимости от степени неблагополучия родной семьи. Кратковременной нахождение ребенка в приемной семье означает необходимость срочной помощи ребенку в случае кризисной обстановки в родной семье, неожиданной потери родителей в приемной семье может стать обусловлено деятельным процессом реабилитации родной семьи ребенка или какими-либо другими причинами.

Это могут быть дети из детского дома или из неблагополучных семей, изъятые временно до выяснения ситуации. После того как ребенок получит необходимую социально-психологическую помощь в патронажной семье (например, в связи с последствиями стресса от проявленной родителями жестокости), он возвращается в свою родную кровную семью, если в ней изменились условия. Семья, пожелавшая стать патронажной, проходит обследование и предварительное обучение. Она должна быть открытой для постоянного контакта с психологом и социальным работником, возможен контакт такой семьи с родной семьей ребенка для выстраивания совместных перспектив его будущей жизни.

Патронажные семьи получают развитие в России. Опыт детского дома № 19 Центрального административного округа Москвы, семейных центров Владимирской и Пермской областей показывает, что форма патронажного воспитания адекватна экономической ситуации в России: оформление отношении через трудовое соглашение дает работу патронажным воспитателям, гарантируя при этом возможность обучения и воспитания ребенка в нормальных условиях. Интерес к реализации проект проявили Республика Карелия, Владимирская, Пермская, Саратовская, калининградская, Ростовская области, Приморский край и другие регионы.

Получают развитие и другие формы семейного устройства жизни детей - сирот, например детская деревня «sos». Ребенок помещается в детское учреждение особого типа. У него есть свои дом, воспитательница, которую он называет мамой, братья и сестры (тоже из числа детей, оставшиеся без попечения родителей). Каждая «семья», состоящая из «мамы» и восьми детей живет в отдельном доме или квартире, у них есть собственные деньги, свое хозяйство. Дети посещают муниципальные детские сады и школы. Для работы в такой детской деревне, «мама» проходит специальную психолого-педагогическую подготовку, психолог помогает ей в воспитании детей. Это позволяет преодолеть многие недостатки традиционного детского дома - у детей появляется чувство собственного крова, безопасности, они вырастают более адаптированными к условиям современной жизни.

Создание пансионата семейного воспитания почти идентично детской деревне. Различие в том, что дети не в деревне, а в городе, каждая семья в отдельной квартире, но все - в одном здании.

Возрождаются религиозными организациями приходские детские дома, которые были распространены в России.

Министерство образования поддерживает поиск новых форм государственного и негосударственного устройства детей - сирот: созданы негосударственные образовательные учреждения (в 9 регионах России - 16 негосударственных учреждении). В частности в Костромской области созданы Ковалевский епархиальный детский дом и приют для детей - сирот при женском монастыре города Костромы, в Московской области пансионат для детей - сирот «Эдельвейс» в Дмитровском районе, в Санкт-Петербурге - христианский сиротский дом, в Читинской области - Детская христианская община, в Новосибирской благотворительный приют «Дом святого Николая» и д.р.

Несмотря на предпринимаемые усилия по развитию приоритетных форм устройства детей - сирот в семье (под опеку, попечительство, на усыновление в приемные и патронажные семьи), растет число воспитанников детских домов и школ-интернатов.

Для воспитания детей - сирот характерно выстраивание многоуровневой и многофункциональной системы психолого-педагогической и медико-социальной поддержки и защиты их прав.

Как показывает анализ опыта работы учреждении, успех достигается в тех коллективах, где уделяется внимание подготовке детей к социальной самозащите, создаются ситуации свободного выбора, педагогически регулируется взаимодействие детей разного возраста.

Основой социализации детей - сирот является трудовая подготовка. В связи с этим в образовательных учреждениях трудовое обучение становится индивидуализированным. Применительно к местным условиям сельские дети приобщаются к земле, городские получают различные трудовые навыки. Расширились возможности выбора учреждения для общего и профессионального образования.

Воспитание и образование детей-сирот - актуальная социально-педагогическая проблема. Дети-сироты в силу их особого социального статуса часто подвержены негативным реакциям на общественные процессы - апатии, потребительскому отношению к жизни, асоциальному поведению, наркотизации и т.д. Многие из них не умеют жить самостоятельно, строить свою семью. Разрыв между их представлениями о жизни и реальностью проявляется в отсутствии способности ориентироваться в современной ситуации, в неумении работать, изменять свое поведение и запросы в зависимости от обстоятельств и д.р.

Выпускники школ-интернатов и детских домов испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свои быт, вести свой бюджет, отстаивать свои юридические права. К сожалению, в государственной структуре социальной защиты населения до сих пор отсутствует система организованной помощи детям-сиротам после выхода из детского дома, интерната до совершеннолетия.

В результате в некоторых регионах России почти каждый второй выпускник детского дома состоял в «группе риска», был бомжем, находился под следствием, либо совершал правонарушения, причем в основном имущественные: грабежи, разбои.

Тревожит такой факт: заболеваемость детей в интернатных учреждениях в два раза выше, чем в общеобразовательных школах. На первое место у воспитанников детских домов и интернатов выходят нервно-психические расстройства (интеллектуальная недостаточность и эмоционально-волевая незрелость).

По сравнению со школьниками из общеобразовательной школы у детей-сирот в 1-4 классах наблюдается в 5-7 раз чаще нарушения психики. Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы - причина различных отклонении в развитии детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Это осложняет их социальную адаптацию, в том числе школьную.

Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период жизни ребенка, становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в тоже время повышенной уязвимости воспитанника детского дома. У части воспитанников есть психологические проблемы противоположного плана: после эмоционального теплого семейного детства, они оказываются без родителей в государственном учреждении. Такие дети постоянно переживают состояние фрустрации и предрасположены к невротическим срывам.

Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей-сирот, поступающих в детский дом. Вместе с психологическими проявлениями почти у половины воспитанников выявляется общее психическое недоразвитие, это затрудняет реабилитационный процесс. Нельзя также не учитывать. Что, как правило, в детских домах концентрируются подростки, ставшие жертвами преступных посягательств, испытавшие унижение, психическое и физическое насилие.

Педагоги стремятся учитывать интересы, нужды и желания детей. Идет перестройка жизни интернатных учреждении по пути создания семейных детских домов, увеличены расходы на содержание воспитанников, создаются общественные объединения, помогающие детям-сиротам. В течение ряда лет успешно работает программа «Дети-сироты», на государственном уровне принято несколько важных правовых документов. Для полноценного физического, психического и социального развития детей изменен возрастной ценз проживания их в детских домах - от полутора до восемнадцати лет. Создаются условия для проживания детей, сохраняющих родственные связи, небольшими группами (по 10-12 человек), что облегчает их социальную адаптацию.

Сложный процесс социализации предполагает решение трех главных проблем в обучении и воспитании ребенка-сироты: развитие его личности и межличностного общения; подготовку к самостоятельной жизни, профессиональную подготовку.

Интересным и новаторским для нашей страны стал опыт создания реабилитационного пространства (поддерживающей среды) для адаптации воспитанников сиротских учреждении, особенно с отклонениями в развитии. Создается модель комплексных медико-психолого-педагогических консультации, диагностирования детей, реализации реабилитационных программ, пересматриваются и снимаются диагнозы.

Основная идея реформирования сиротских учреждении - принципиальная равноценность стартовых условии жизни всех без исключения российских детей. Эти условия гарантируются государственным социальным стандартом, как минимальным набором возможностей, предоставляемых государством каждому ребенку.

В программе мер улучшения положения детей-сирот предполагается ввести образовательный сертификат, который базируется на персональном учете особенностей детей, оценивать перспективность, уровень его жизни и благополучия. На основе этого учета можно проводить всестороннюю культурно-образовательную сертификацию качества работы всех ведомств и служб.

Реформирование системы учреждении для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, потребует активных форм взаимодействия ведомств и учреждении, причастных к решению проблем неблагополучного детства.

Заключение

Обобщая результат исследования, очевидно, что для сокращения количества социальных сирот нужно не только поддерживать создание разнообразных форм учреждении, а необходимо в центр внимания поставить семью, помочь ей в материальной, социальной и психологической сфере, создать условия и возможности для воспитания детей в семье.

Социальные сироты - особая категория детей. Они не только имеют искаженное представление о духовных и нравственных ценностях, культуре поведения вследствие неполноценного семейного воспитания, но у них отсутствуют интеллектуальные потребности, присущи повышенная тревожность, агрессивность.

В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство - проблема, которая крайне остро стоит перед нашим обществом.

В России социальная помощь детям-сиротам имеет свои глубокие культурно-исторические корни и традиции, основанные, прежде всего с милосердием и благотворительностью. В последние десятилетие традиция благотворительности возрождается, остается надеяться, что это не дань моде. И, что вся помощь оказывается предприятиями (государственными и частными), фондами основана на понимании проблемы, и осознании дальнейшего будущего российского общества.

Необходимо ввести в общеобразовательную школьную программу предмета на тему: «Культура семьи», «Ценности семьи, как основной ячейки общества». К сожалению. Утрачены ценности семьи, потеряны человеческие качества по отношению к ближнему. Нельзя думать, что обществом правит равнодушие, и безразличие ко всему происходящему является показателем «инфицированности» общества. Существует «вакцина», которая помогает человечеству выживать в наиболее трудных ситуациях, и главными составляющими являются сопереживание, сострадание и доброта.

Существует поговорка: «Дети - это цветы жизни». И все мы понимаем, как великолепно они цветут, так зачем «высаживать слабые саженцы на клумбу», зная, что они могут погибнуть. И тут главными задачами становятся окружить «саженцы» заботой, лаской и любовью.

Огромную благодарность выражаю тем людям, которые не остаются равнодушными, помогают детям обрести смысл жизни.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М, 1994.

2. Беленцов С. Взаимоотношение школы и семьи на рубеже 19-20 веков: взаимодействие или взаимные претензии?//Народное образование. - 2005 -№2.

3. Борисова Е., Краснова В. Как строить мост? //Наш современник. - 2002. -№10 - С. 226-233.

4. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001 - 160с

5. Дети надежды//Вестник. - Н.П. - 2002 - 20 марта - С.8-10 («Деловой вторник»)

6. Дети улицы// Труд. - 2000. - 25 марта.

7. Железнова А.К. Реабилитация неблагополучной семьи методом социального патронажа// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998. -№4. -С.28-39.

8. Иванцова А О работе с проблемными семьями. //Воспитание школьников. -2000 -№10.

9. Из опыта работы педагога - психолога школы-интерната с социальными сиротами//Воспитание школьников. - 2003. - №6 - С. 44-46.

10. Крупская Н.К. К вопросу о детдомах//На путях к новой школе.- 1924. - №6. - С.6-9.

11. Лиханов А. Сироту построить - это храм построить//Педагогика - 2000. - №3 - С.58-67.

12. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 440с.

13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994. - С.445.

14. Психология социальной работы/Под ред. М.А. Гулиной. - СПб: Питер, 2004.- 351с.

15. Психолого-медико-педагогическая характеристика детей - сирот, воспитывающихся в семьях//Педагогика - 2003. - №5 - С.18-217.

16. Социальная педагогика: Курс лекции: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведении/Под общ. ред. М.А. Галагузовой.- М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003.- 416с.

17. Социальная педагогика: Курс лекции: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведении/Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200с.

18. Социальная работа. Словарь-справочник. - М., 1998.

19. Статистика называется…//Независимая газета - 2000. - 19 мая. - С.72.

20. Сухарь Е. Ошибки семейного воспитания.//Воспитание школьников. -2005. -№3.

21. Технология социальной работы: Учеб. пособие для ВУЗов/Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, - 2000.,

22. Тихонова Н. Российская семья в начале века: ситуация удручающая //Воспитание школьников. -2002 -№3.

23. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272с.

24. Шкурных Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях.//Народное образование. - 2001. - № 7 - С.23-28.

25. Щелованов Н.М. Основные предпосылки для организации воспитательной работы в домах младенца//Вопросы материнства и младенчества, 1938 - С. 164.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.