Рефераты. Содержание и методика национального воспитания младших школьников

p align="left">В процессе анализа планов уроков учителей начальных классов и учителя музыки выяснилось, что в данной школе уделяют большое внимание нравственному и эстетическому воспитанию детей. Но, говоря о знаниях детей в области народного искусства, в процессе беседы с детьми выяснилось, что они проходили русские народные сказки, песни и пр., но не давали значения об их народном происхождении. Чтобы выяснить их знания в области русского народного творчества, был проведен констатирующий эксперимент, в котором выяснилось, что дети знают русские народные песни, которые они разучили на уроках музыки, могут назвать две-три русских сказок, но не видят разницы между русскими народными инструментами и инструментами других народов, путают авторские сказки, песни с народными, и не могут назвать русские имена, блюда, игры и т.п.

Была разработана программа по внесению в учебный процесс занятий по национальному воспитанию. Программа разработана так, чтобы проводимые занятия не мешали учебному процессу и не утомляли детей, поэтому на каждую четверть приходится одно занятие и одно мероприятие по определенной теме. И самое главное, они не должны проводиться как уроки, на таких занятиях дети должны отдыхать.

Работа по приобщению младших школьников к народным традициям в семье и школе включает в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляется прямым и косвенным путями: сообщение необходимых теоретических знаний в соответствии с возрастными возможностями; опрос детей, какие народные традиции они знают из своей семьи, организация работы с семьей, организация практики использования народной педагогики во внеурочной деятельности. В качестве направлении работы по приобщению детей к народным традициям мы выделяем следующие: выявление знаний учащихся народных традиций, умение их использовать в современной жизни, выявление семейных традиций, обрядов, творческие работы младших школьников с использованием средств народной педагогики, воспитательное значение народной педагогики. Соответственно этим направлениям выделены задачи приобщения детей к народному творчеству.

В четвертом классе третья четверть посвящена празднику «Масленица». Поэтому я провела урок, посвященный русским народным инструментам, классный час «Масленица» и, конечно же, сам праздник «Масленица». Во время занятий дети знакомились с русским народными песнями, играми, учились играть на народных инструментах. В подобной деятельности развивается речь, память, мышление, музыкальные способности, что способствует интеллектуальному и творческому развитию.

Урок-праздник "Масленица"

Цели:

1. Ознакомить учащихся с праздником “Масленица”, его обычаями и обрядами.

Ознакомить учащихся с технологией приготовления дрожжевого и бездрожжевого теста для блинов. Научить готовить блины.

2. Развивать творческое воображение у учащихся, навыки и умения в создании декоративного образа в технике “аппликация”.

3. Воспитывать уважение к укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремиться сохранить то ценное, что ещё осталось от несправедливо забытого.

Пробудить эмоциональное отношение к жизни. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

Наглядные пособия:

Предметы художественных народных промыслов (Павловские платки, хохломская посуда, матрёшки, дымковские игрушки и т. д. ).

Плакаты “Весёлая ярмарка”, рисунки детей с изображением проводов Масленицы, рецепты блинов; статьи, иллюстрации о Масленице, декорации деревни.

Оборудование и принадлежности:

Посуда и продукты для выпечки блинов и чаепития.

Листы ватмана для создания эскизов Павловских платков.

Цветная бумага, ножницы, клей для художественной артели.

Павловские платки на плечи для всех учащихся, русские народные костюмы для танцующих, костюм Масленицы.

Фартуки, косынки для поваров.

Магнитофон с записями народной музыки.

Ход урока-праздника

1. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

2. Новый материал.

Вступительное слово учителя: Если спросить у любого прохожего, что такое “Масленица”, каждый, наверное, ответит - это блины. Так оно и есть, но не только. Это весёлый, озорной, сказочный и очень древний праздник. Это целая неделя гуляний, игр, вкусных обильных угощений.

Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом её был Мороз. Однажды в самое суровое и печальное время года человек заметил её, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой, ядрёной бабой, с румяными щеками, коварными глазами. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела зазябшую кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока.

“Вот вам румяная и жирная богиня,

Обжорства и питья и драк всех героиня,

Шатается по городам, по сёлам, деревням…”

Этот праздник отмечали ещё с языческих времён, в честь бога плодородия Велеса. С приходом христианства он был принят православной церковью под названием “сырная” или “мясопустная неделя”. А с XVI века стал называться Масленицей.

Это последняя неделя перед Великим постом. На мясопустной неделе запрещается есть мясо. Но при этом едят много, вкусно, а главное блюдо - блины.

“Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей”, писал А. Куприн.

Основная часть урока. Ролевая игра, в которой принимают участие Ведущая, Масленица и учащиеся класса.

Входит Масленица.

Ведущая: Здравствуй Масленица, праздник проводов зимы холодной, праздник встречи весны ясной! Ты надолго ль к нам пришла?

Масленица: Здравствуйте люди добрые, а пришла я к вам на семь дней.

Ведущая: Наша Масленица дорогая ненадолго к нам пришла. Мы думали на семь недель, оказалось на семь дней.

Учащиеся: А мы знаем, как называются эти дни.

Понедельник - “Встреча”.

В этот день в деревнях из соломы делали большую куклу Маслёну, наряжали её в женские одежды и отвозили на старую высокую гору, “чтобы Маслёна видела, откуда придёт весна”. Это сопровождалось играми, песнями, ряжеными. Люди гадали, шутили, веселились. Молодёжь строила снежные горы, мастерила качели, а в домах накрывали столы. Первые блины отдавали нищим - поминать усопших.

Вторник - “Заигрыши”.

С утра парни приглашали девушек кататься с гор. Ходили друг к другу в гости, причём по старшинству, молодые к более взрослым, приглядывали невест.

Среда - “Лакомка”.

В этот день тёщи угощали своих зятьёв. Сохранилось много шутливых поговорок на этот счёт: “Придёт зять - где сметаны взять”, “Нет чёрта в доме, пригласи зятя”.

“Широкий четверг”.

Все шли на гулянье. Катались на тройках, устраивали кулачные бои, пели песни, пили пиво.

Пятница - “Тёщины посиделки”.

В этот день зятья угощали своих тёщ блинами. Причем вечером зять сам должен был пригласить тёщу в гости.

Суббота - “Золовкины посиделки”.

Молодая невестка приглашала в гости своих родных, а парни и девушки строили снежные города с крепостями и башнями, а потом весело и с шутками отвоёвывали их друг у друга.

“Прощёное воскресение” или “Заговенье”.

Последний день Масленицы. Соломенную Маслёну сжигали, пепел рассеивали по полям, чтобы дать силу новому урожаю. Объедались блинами, “блин - не клин, брюха не расколет”, - смеялся народ. Это был последний день, когда разрешалось пить спиртное. Вечером с низкими поклонами и поцелуями люди просили друг у друга прощения за старые обиды и оскорбления. Шло очищение от всего греховного. Масленица заканчивалась, наутро начинался Великий пост.

Масленица: Какие вы молодцы! Тогда встречайте меня сытостью и довольством. Чем богаче Масленицу отпразднуете - тем богаче год будет.

Ведущая: Мы встречаем тебя хороводом. (Дети танцуют русский народный танец).

Рассказ учителя о праздновании Масленицы в городе:

а). Торговали товарами, сладостями, предметами народных промыслов, в том числе Павловскими платками.

Давайте представим себе, как же создавалось это чудо народными мастерами. Здесь у нас две “артели художников”, которые на наших глазах не только выполнят эскизы платков, но и попытаются расхвалить “свой товар”.

б). Строили ледяные горы.

в). Катались на санях.

г). Имелись развлечения: балаганы, балконные зазывалы, “петрушечники”, вожаки с качели, карусели, самокаты.

д). Хороводы, игры, угощения и, конечно, пекли блины.

Человек, оказавшийся на праздничной площади, некоторое время пребывал в удивлении и растерянности, а затем незаметно для самого себя оказывался вовлечённым в праздничный, ярмарочный водоворот. И уж, конечно, на Масленице водили хороводы.

Девочки танцуют танец “Сударушка”.

Группа девочек идет выпекать блины, другая - начинает изготавливать в технике “аппликация” из цветной бумаги на ватмане - эскизы Павловских платков.

Ведущая: Ребята, давайте попросим у Масленицы угощения?

Учащиеся:

Тинка, тинка, подай блинка,

Оладышка - подзабавышка.

Масленица, не скупися,

Блинком поделися.

Масленица:

Блины печь - дело сложное.

Растворю я квашенку на донышке,

Поставлю квашенку на столбушке,

Будет моя квашенка полным полна,

Полным-полна, с краями ровна!

Для блинов надо много секретов знать. Тесто ставить на снеговой воде, на дворе, когда, всходит месяц, да приговаривать:

Месяц ты месяц, золотые рожки,

Выгляни в окошко, подуй на опару.

Ведущая: Ждали мы тебя, Масленица, готовились.

Учащаяся: Раньше блины пеклись из дрожжевого теста. Мука бралась самая разная: гречишная, ячменная, пшеничная, просяная и даже гороховая. Сегодня мы используем пшеничную муку.

Масленица: А если мне очень захочется блины из гречихи, они считаются самыми вкусными. Где вы возьмёте такую муку?

Учащаяся: Очень просто. Гречневую крупу перемелем на кофемолке, вот вам и мука! Блины из такой муки вкусные, пышные, обладают очень приятным, слегка кисловатым привкусом.

Масленица: Я знаю такую поговорку: “Первый блин комом, второй знакомым, третий родне, а четвёртый мне”.

А у вас бывает первый блин комом?

Учащиеся: Чтобы ни первый, ни второй блин не были “комом”, нужно запомнить основные правила и приёмы замешивания теста. Кроме дрожжей в тесте можно использовать в качестве разрыхлителя кислое молоко, соду и яичные белки. (Девочки рассказывают особенности приготовления дрожжевого теста).

Конечно, лучше всего печь блины в русской печи, протопив её мелкими, сухими берёзовыми дровами. Равномерный жар, словно волшебник - невидимка, усеивает тесто многочисленными дырочками, румянит его, делает его особенно привлекательным. А что дух стоит на кухне, когда пекутся блины! И нет уж терпения дождаться первого блина.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.