Рефераты. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей

p align="left">Важным направлением в работе с родителями является изучение педагогическим коллективом семьи. Для этого проводятся:

Целенаправленное наблюдение ситуации общения детей с семьей, беседы с членами семьи, анкетирование родителей, изучение результатов детской деятельности, изучение ценностных ориентаций родителей в воспитании ребенка с помощью вопросов анкет, изучение представлений взрослых о себе как о родителях (анкета «Хорошие ли вы родители?», «Патриотическое воспитание детей», « Наказывать или нет?»).

Мировая статистика убеждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Поэтому во многих странах разрабатываются специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи, воспитание супругов как родителей. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи.

Поэтому психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением имеет целевую направленность. Так, специфика работы воспитателя группы «Почемучки» с семьей диктуется прежде всего психофизиологическими особенностями детей этого возраста: быстрое развитие малыша требует своевременного изменения задач воспитания и обучения, перестройки методов и приемов педагогической работы. В содержание психолого-педагогического просвещения родителей включаются вопросы охраны жизни, укрепления здоровья малыша, создания условий для правильного физического развития. По вопросам адаптации ребенка к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода, рационального питания, закаливания, режима дня, массажа, гимнастики родителям рекомендации дает не только воспитатель, но и медицинские сотрудники детского сада. Причем советы и рекомендации должны быть не вообще о детях, а о ком-то конкретно. Методич. рекомендации « Памятка родителям по вопросам музыкального воспитания в семье», советы « Как научить ребенка аккуратности», консультация «Утренняя гимнастика дома» и др.

Таким образом, мы можем отметить, что родители являются главными воспитателями своих детей, поэтому семья должна играть определяющую роль в процессе воспитания и обучения детей. Только в условиях партнерских отношений между воспитателями и родителями возможны положительные результаты в воспитании.

2.3 О вопросах здоровья дошкольников

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в вопросах здоровья ребёнка в значительной степени зависит от смысла, вложенного в понятие «взаимодействие». В современных условиях образования взаимодействие в вопросах здоровья следует рассматривать как триединство субъектов «педагоги -- дети -- родители». На взгляд В.А. Шишкиной, профессора кафедры педагогики и методик дошкольного образования УО «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова», особого внимания заслуживают следующие тезисы:

§ Семья - основной институт воспитания здорового ребёнка, детский сад -- основной источник информации о средствах здоровья ребёнка.

§ Основные направления взаимодействия должны органично вписываться в систему оздоровительной работы в дошкольных учреждениях.

§ Подниматься к здоровью необходимо во взаимодействии: «взрослые и дети -- к здоровью вместе».

Почему детский сад -- основной источник информации о средствах здоровья ребёнка?

Оздоровительная система работы в дошкольном учреждении представляет собой определённый эталон здорового образа жизни, демонстрируемый семье как наиболее оптимальный для воспитания здорового ребёнка; педагог дошкольного учреждения является транслятором культуры здорового поведения, рассматривается как компетентный специалист в области оздоровительного воспитания. Родители ежедневно получают от педагога информацию о психофизическом состоянии ребёнка в течение дня в детском саду. Зная семью, педагоги предлагают родителям нужную информацию, которая поможет им осознавать проблемы здоровья ребёнка и искать пути решения. При этом и педагог, должен знать какова компетентность родителей в вопросах здоровья ребёнка; условия ЗОЖ ребёнка в семье; проблемы здорового поведения родителей.

Сегодня взаимодействие семьи и детского сада в вопросах здоровья ребёнка часто характеризуется взаимными упрёками: родители обвиняют в нездоровье ребёнка детский сад, педагоги - родителей. Между тем, в дошкольном учреждении проводится много всевозможных мероприятий, в том числе нужных и эффективных, однако работа с родителями рассматривается как дополнение к основной, так как сотрудничество с семьёй не является чёткой системой, которая бы органично включалась в общую систему образовательного процесса.[15]

Сотрудники детского сада №2 г. Могилева осуществляют взаимодействие с родителями следующим образом. На общих и групповых собраниях проводятся консультации для родителей касающиеся здоровья детей «ОКИ - наши злейшие враги», « Режим дня - основа здоровья детей», «Предупреждение детского бытового травматизма», «Причины возникновения ОРЗ», «Все начинается с зубной щетки» и др. На стендах вывешиваются памятки и советы «Профилактике нарушения осанки, плоскостопия», «Профилактика детского травматизма», «Игры которые лечат», «10 заповедей здоровья» и др. Проводятся совместные праздники «День здоровья», «Веселые старты».

Итак, взаимодействие в вопросах здоровья осуществляется в разных вариантах: просвещение родителей, обмен мнениями на родительских собраниях и др.

Заключение

Проблема сотрудничества воспитателей и родителей в настоящее время является актуальной для многих ученых. Разрабатываются различные программы и новые способы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, возрастает число научных и научно-методических работ, посвященных этой важной проблеме.

Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.

Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников является заведующая. Она содействует установлению системы воспитания детей в семье и детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей.

Основные задачи и примерное содержание сотрудничества дошкольного учреждения с родителями намечаются в годовом плане, заведующей и старшего педагога.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Родители проявляют активность и высокую гражданскую ответственность, если отношения с педагогами строятся на открытости, доверии, сотрудничестве, взаимодействии.

Привлечение родителей к участию в образовательном процессе способствует повышению их общей педагогической культуры, предоставляет возможность лучше понять собственного ребенка, адекватно оценить его развитие, поведение и общаться с ним.

Согласованное скоординированное взаимодействие воспитателей, специалистов, администрации -- залог эффективного взаимодействия с семьей, обеспечения системы работы, сбалансированности деятельности по педагогическому просвещению родителей, защите прав и законных интересов ребенка.

Семья оказывает на ребенка значительное воспитательное воздействие, ни один педагог не может сравниться в этом с родителями. Ребенок, получая первичную социализацию в семье, приобретает в дошкольном учреждении опыт: общения со сверстниками, сотрудничества с другими детьми и взрослыми, самостоятельной деятельности. Возможность развиваться творчески с помощью воспитателей. Воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего ребенок получает гармоничное развитее.

В установлении контакта с родителями главная роль отводится педагогическому коллективу. Но, в тоже время, и родители должны проявлять активность и содействовать установлению положительных отношений с воспитателями.

Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. И с этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.

Таким образом, исходя из выше изложенного мы можем сказать что наша гипотеза подтвердилась. Тесное сотрудничество семьи и дошкольного учреждения действительно способствует воспитания разносторонне развитых, физически и психически здоровых детей.

Литература

1. Воспитатели и родители: Из опыта работы. Сост. Л.В. Загик, В.М. Иванова. - М.: Просвещение, 1985. - 96 с.

2. Гуз А.А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образвания/ Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,2007.

3. Детский сад и семья / Н.Ф.Виноградова, Г.Н.Година, Л.В.Загик и др.; Под ред. Т.М.Марковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 207 с.

4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред. Пед. учеб. заведений. - 4-е изд.: - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

5. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. С. Лобанок. - 2-е изд. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 2-е изд., испр-е и доп. - М.:Азь,1994.

7. Панько Е. А. Психология личности и деятельности педагога дошкольного образования: Моногр. - Мн.: БГПУ, 2005. _ 231 с.

8. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.6 Педагогическое общество России, 1998. - 640с.

9. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов. пед. вузов: в 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999г - Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. - 576с.

10. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов. пед. вузов: в 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999г - Кн.2: Процесс воспитания - 256с.

11. Чечет В.В., Коростелева Т.М. Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка. Минск «Университетское» 2000г.

12. Адукацыя i выхаванне, №2, 2001// Детский сад и семья: сотрудничество и взаимодействие М.М. Ярмолинская, А.А. Петрикевич.

13. Обруч, №1, 2008// Современный ребенок: семья плюс детский сад.

14. Пачатковае навучанне, №6, 2001// Взаимодействие детского сада и семьи В.И. Ермак.

15. Пралеска, №2, 2008// Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка. Материалы «круглого стола», состоявшегося 21 декабря 2007г. (В.А. Шишкина: Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей как первостепенная задача педагогов и родителей.).

16. Ребенок в детском саду, №2, 2005// Мир общения ребенка Л.А. Пенькова, Т.И. Самофалова, Г.М. Каратаева.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.