Рефераты. Сотрудничество школы и семьи. Формирование духовного мира личности младшего школьника

p align="left">Отношения школы и семьи должны строиться на взаимном уважении. Родителей, приходящих в школу, интересуют учеба и поведение их ребенка. Они хотят получить конкретные советы и рекомендации. Между тем некоторые классные руководители не соблюдают педагогический такт и нормы этики. Родителей вызывают в школу без сообщения им точного времени и места встречи, часами ожидают педагога в коридоре. Беседа проводится на ходу, во время перемены, в коридоре, в лучшем случае в учительской в присутствии посторонних лиц.

Работа школы с семьями учащихся не должна сводится к педагогическому просвещению родителей. Семье необходимо оказывать помощь в организации всей жизни, в создании условий для развития детей. А для этого необходимо изучать характер взаимоотношений в семье, и очень осторожно их корректировать мерами общественного и педагогического воздействия.

Дети, воспитанные в сплоченном семейном коллективе, на практике познают чувства товарищества и дружбы. Такие ребята с первых дней пребывания в школе легко входят в коллектив, стремятся найти общие интересы со сверстниками, завязывают дружбу, помогают им в учебе.

Вместе с тем встречаются и дети, которые не могут общаться в коллективе, грубят одноклассникам, ведут себя дерзко и вызывающе. Как показали наблюдения, такие дети зачастую бывают из семей, в которых допускают грубость, лицемерие, лживость, извращенное толкование нравственных норм и правил поведения. При отсутствии целенаправленной работы с родителями не исключена возможность увеличения в классе трудновоспитуемых детей.

Повышения качества знаний, творчества, эффективности воспитания детей во многом зависит от стиля работы школы и учителей, от их умения методически верно планировать и вести уроки и внеклассные занятия, организовывать и проводить различные внеклассные мероприятия с участием всего коллектива учащихся. Учителю необходимо знать способности каждого своего ученика. Для этого следует чаще бывать в семьях учащихся, наблюдать за их поведение среди сверстников, во время выполнения поручений учителя, общественно-полезной работы.

Некоторые родители считают, что раз ребенок пошел в школу, то его воспитанием всецело должен заниматься учитель, школа. Между тем как они должны вместе с педагогами воспитывать ребенка, принимать участие в его школьной жизни, помогать классному руководителю в организации и проведении различных внеклассных мероприятий.

Родители часто спрашивают: надо ли помогать детям в выполнении домашних заданий? Здесь нельзя ответить однозначною. Следует помнить, что домашнее задание рассчитано на самостоятельную работу школьника, поэтому помощь должна быть направлена на активизацию мышления ребенка. Главное - осмыслить изучаемый материал, суметь синтезировать знания в плане полученного задания, выбрать пути и средства, необходимые для его выполнения, суметь оценить сделанное. Вот в таком направлении можно помогать школьнику, если в этом возникает необходимость.

А.С.Макаренко, обращаясь к родителям, писал: «Родительское дело вы должны выполнять как можно лучше, и, прежде всего вы должны знать, чем живет, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет ваш ребенок. Вы должны знать, с кем он дружит, с кем он играет, что читает, как воспринимает прочитанное. Когда он учится в школе, вам должно быть известно, как он относится к школе, к учителям, какие у него затруднения, как он ведет себя в классе. Это все вы должны знать всегда, с самых малых лет вашего ребенка. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, вы должны их предугадывать и предупреждать».

Старая учительская истина гласит: хочешь узнать своего питомца, погляди на него в семье. Каждый педагог знает, как по-разному ведут себя дети в школе и семье. Однако встречаются и такие учителя, которые причину всех недостатков учеников видят только в низкой культуре родителей, семейных неурядицах, отрицательном отношении родителей к школе, учителям. Такие родители плохо следят за учебой своих детей, не просматривают дневник, не посещают родительские собрания, являются в школу только по вызову.

Как показали социологические исследования, можно выделить несколько групп родителей. К первой относятся родители, посещающие школу ежемесячно. Они беседуют с классными руководителями, учителями, рассказывают им о том, как дети ведут себя дома, в общественных местах, с кем дружат, что читают, как готовят уроки. Во вторую группу входят родители, считающие, что незачем ходить в школу если их дети хорошо учатся. К третьей группе относятся родители, редко посещающие школу, едва знающие учителей. Встречаются и родители, которые не прислушиваются к словам учителя, некоторые даже не скрывают свое отрицательное отношение к школе и учителям. Учителя должны вести индивидуальную работу с родителями, независимо от того, как они относятся к школе.

В школах сегодня создаются уголки для родителей, где вывешиваются план воспитательной работы в классе, график мероприятий, новинки педагогической литературы, газетные и журнальные статьи. Накануне родительских собраний можно организовать выставку детских работ, книг о воспитании.

Школа призвана активно влиять и на культурно-воспитательный потенциал семьи, осуществлять дифференцированный подход к учащимся, оказывая особое внимание тем, кто не может в семье получить необходимой помощи в учебной работе.

Учителя получают информацию о разных семьях и во время уроков, и во время внеурочной деятельности детей. В процессе непосредственного общения с родителями и членами семьи. Наблюдения в семьях осуществляется на протяжении длительного времени. Родителям необязательно знать о цели прихода учителя.

Укрепить связи семьи и школы помогает привлечение родителей к выполнению общественной работы совместно с детьми в школе. Это может быть подготовка и сбор материалов для школьного музея; трудовые субботники, проведение походов, утренников, вечеров. Важно, чтобы на основе общего дела, интереса крепли духовные связи между детьми и родителями, семья становилась активным помощником школы в воспитании детей. Необходимость активного взаимодействия, сотрудничества, родителей и учительского коллектива в воспитании подрастающего поколения актуализируется усложнением процесса формирования личности в условиях современного мира. Осознавая это, многие родители не только проявляют заботу о создании в семье морально-нравственного климата, но и участвуют в воспитательной работе школы. Они являются членами родительского комитета, организуют для детей кружки, походы, проводят беседы.

Наблюдение за работой классных руководителей показало, что даже когда у них возникает необходимость в индивидуальной беседе с родителями, они не всегда имеют возможность посещать их на дому, легче пригласить их в школу. Важно в беседе с родителями рассказать и об успехах их чада, отметить что-нибудь положительное в его учебе, поведении, а не только высказывать отрицательные проявления их ребенка. Ведь положительные оценки, доведенные до сведения ученика, подбадривают его, повышают работоспособность, активность. Все это в конечном счете способствует укреплению контактов, добрых взаимоотношений между родителями и школой.

Контакты учителя с родителем - трудная задача, решение которой невозможно без знаний психологии не только ребенка, но и взрослого. Они требуют времени и, главное, желания. Ключи к сердцу ребенка учитель нередко находит именно в семье.

Школу и семью связывает единый объект взаимного влияния - личность ученика. Отсюда и требование - исходить из единых нравственных позиций и руководствоваться едиными требованиями по отношению к ребенку.

Учителю необходимо обладать чувством высокой ответственности, постоянно изучать и всесторонне знать семейные условия учащихся, быть советчиком, доверенным лицом каждой семьи, хранить известные ему тайны, не оскорблять родительских чувств нетактичной оценкой поведения м учебы ребенка. Учитель должен прислушиваться к мнению родителей, терпеливо принимать критические замечания в свой адрес и помнить, что самокритичность поднимает его авторитет в глазах родителей. Утрата учителем самообладания, окрик, грубость, оскорбления, унижение достоинства ученика, не могут быть оправданы ни при каких обстоятельствах.

Теряя контроль над собой, учителей волей-неволей становится источником возникновения психологического барьера на пути установления необходимого контакта с учащимися и их родителями.

Следует помнить, что только совокупность методов, их система, используемая с учетом каждого из них, гарантирует успех. Необходимо помочь родителям глубже осознать свои воспитательные возможности, не только научить их азам педагогической науки, но и взять на вооружение все лучшее, что накоплено в семейном арсенале, сделать родителей союзниками школы, учителей.

Школа должна занимать педагогически выверенные позиции во взаимоотношениях с семьей. Задача школы - активнее опираться на помощь родителей, вооруженных педагогически верными методами воспитания.

2. Формирование духовного мира личности младшего школьника

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.