# Поразмышляем над последствиями перехода ко всеобщему среднему образованию, которые ощущаются до сих пор.
В 70-80-е гг. в связи с переходом ко всеобщему среднему образованию резко сократилось количество начальных и неполных средних школ и возросло число средних школ. При резко возросших количественных показателях пострадало качество образования. Снизился уровень подготовки выпускников средней школы. Более слабое пополнение стали получать вузы и средние специальные учебные заведения. Происходило то, что в США в свое время назвали «наступлением посредственности» - потерей интеллектуальности.
Вопреки ожиданию школа не приблизилась к экономике, насущным потребностям общества, а еще более оторвалась от них. Резко падает престиж образования. Приоритетными становятся специальности, не требующие глубоких знаний, например в сфере торговли, обслуживания. Обнаруживается нехватка учительских кадров, хотя их подготовка велась достаточно активно. Ежегодно пединституты и педучилища выпускали от 222,2 тыс. (1975 г.) до 270,3 тыс. (1985 г.) учителей, что позволяло почти полностью обновлять учительский корпус раз в 10 лет. Однако лишь около 40% окончивших педагогические учебные заведения оставались верными избранной профессии.
В начале 80-х гг. остро встал вопрос о школьной реформе. Любопытно, как сначала объяснялась ее необходимость. Утверждалось, что реформа нужна «не потому, что школа плоха, а для того, чтобы лучше и быстрее двигаться дальше».
В 1984 г. публикуются документы по школьной реформе, и она начинается. Ее основными направлениями и задачами были следующие: обучение детей с шестилетнего возраста; завершение и подъем уровня всеобщего среднего образования с введением ряда новых учебных предметов (информатика и др.); всеобщее профессиональное образование; улучшение подготовки и материального положения учителей и других педагогических работников и т.д.
Завершить реформу намечалось к 1995 г. Однако с первых же шагов она «забуксовала». Начались традиционные отступления от намеченного. В связи с начавшейся в стране общей перестройкой в 1985 г. на первый план выдвигаются другие социально-экономические и политические вопросы. Вместе с тем в процесс происходящих преобразований в обществе активнее включаются учителя, педагогическая интеллигенция.
2. Система образования и общественно-педагогическое движение в СССР и России с 1985 г.
С 1985 г. новым руководством СССР взят курс на проведение преобразований в экономике, социальной сфере, внутриполитических и международных отношениях, на развитие демократии с широкой гласностью, создание правового государства. Происходящие процессы вызвали в стране бурную и неоднозначную реакцию различных политических партий, организаций, течений. В результате сложных и острых переплетений политической борьбы, спада производства, ухудшения материального положения населения, обострения национальных взаимоотношений, выступлений республик и других регионов за суверенитет последовали коренные изменения в жизни страны, которые вряд ли ожидались ее бывшими лидерами. Перестала быть правящей, а затем ушла с политической арены прежняя коммунистическая партия (КПСС). В декабре 1991 г. СССР распался на 15 суверенных государств, вскоре отказавшихся от прежней социалистической ориентации. Большинство из них договорились о создании нового объединения - содружества независимых государств (СНГ). Практически все бывшие союзные республики прежнего СССР ныне находятся в состоянии экономического кризиса, политической и социальной нестабильности.
Происходящие процессы не обошли систему образования, она снова переживает трудные времена и большие перемены.
1. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: ИЗМЕНЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ. В предшествующей теме дана характеристика образования в СССР к 1985 г. Обратимся к ее сравнительным количественным показателям в динамике их развития за годы советской власти до распада Союза.
2.
Показатели
Годы
1914
1927
1950
1970
1985
1990
Число дневных общеобразовательных школ (единиц)
Всего
123687
118558
20162S
174645
130288
132200
Город
14616
11006
24319
33243
32958
35100
Село
109071
107552
177309
141402
97460
97100
Число учащихся дневных общеобразовательных школ (тыс. чел.)
9658
11466
33314
45448
42556
44300
2249
3220
11753
23069
26071
27200
7407
8246
21561
22379
16651
17100
Численность
учителей дневных общеобразовательных школ (чел.)
279892
346493
1433402
2504638
2783822
3095000
97760
127785
456397
1126566
1327249
нет св.
183132
218708
977005
1382972
1466573
Число вузов
124
148
880
805
894
898
Приведем еще некоторые данные о числе учащихся в СССР (старше 16 лет, с отрывом от производства) на 1991 г. (млн.).
учащихся общеобразовательной школы
3,2
учащихся ПТУ
2,92
студентов техникумов
2,49
студентов вузов
2,85
учащихся подготовительных отделений вузов
0,05
аспирантов, докторантов
учащихся школ и курсов
0,14
11,70
А теперь о некоторых характеристиках школ собственно России. Данные приводятся на начало 1992/93 уч. г. В ближайшие годы они, скорее всего, существенно не изменятся. Всего школ насчитывалось 67891 (в Свердловской области - 1513), в том числе в городских поселениях - 19572, в сельских - 48319. Учащихся в дневной общеобразовательной школе - 20427 тыс. (в Свердловской области - 628,1 тыс.), из них в городских школах - 14529 тыс., а в сельских - 5898 тыс. Обратите внимание на соотношение числа школ и учащихся в городской и сельской местности.
Нынешние изменения в системе образования начинались еще в бытность СССР со школьной реформы 1984 г. В 1986 г. принимается решение о перестройке высшего и среднего специального образования. В целом меры, намечавшиеся по обеим реформам, не дали ожидаемого результата, а с изменением политической ситуации в стране и переходом к рыночным отношениям вообще утратили какое-либо значение. Под давлением обстоятельств и потребностей школа в значительной степени стала развиваться и перестраиваться стихийно. Изменения в образовании происходят на наших глазах и при нашем участии.
# Ниже мы расскажем кратко об этих изменениях, а вы попробуйте дополнить их и провести «ревизию», отметив положительные и негативные явления.
К положительным сдвигам отнесем появление важных документов, определяющих концепцию развития образования и школы: Закон РФ «Об образовании» (1992) и Конституцию Российской Федерации (декабрь 1993). Ведущие положения обоих законодательных актов концентрируются в ст. 43 Конституции: каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии; обязательность основного общего образования; установление государственных образовательных стандартов и поддержка различных форм образования и самообразования. Обратим внимание, что первоначально ни закон «Об образовании», ни Конституция (ст. 43) не содержали гарантий прежней общедоступности и бесплатности полного среднего образования, ограничившись только общим средним. Понадобился протест общественности и Министерства образования РФ, чтобы были восстановлены прежние права граждан.
Страницы: 1, 2, 3, 4