Рефераты. Современное состояние системы профессионального образования Тульской области

p align="left">Департаментом образования совместно с Советом ректоров вузов в 2002 году по поручению МО РФ была проведена проверка организации дистан-ционного обучения в филиалах ТулГУ и Тульском филиале Всероссийского за-очного финансово-экономического института. Комиссией отмечены работа на должном уровне в Тульском филиале Всероссийского заочного финансово-экономического института и интересные организационные решения в ТулГУ. Вместе с тем высказан ряд предложений по совершенствованию данной работы.[3]

Расширяется сфера сотрудничества и взаимодействия администрации области с высшими учебными заведениями. Это веление времени, потребность региона в высококвалифицированных специалистах, передача полномочий по контролю за соблюдением лицензионных требований и уровня подготовки с федерального на региональный уровень.

Деятельность ИПК и ППРО ТО определяется нормативными документами международного, федерального и регионального уровней.[3]

С учетом тенденций развития образования, Концепции модернизации российского образования Ученым советом были определены приоритетные на-правления в работе ИПК и ППРО ТО, среди которых:

организация и проведение повышения квалификации и профессио-нальной переподготовки педагогических и управленческих кадров учреждений системы образования и специалистов МОУО Тульской области;

- разработка дополнительных профессиональных образовательных про-грамм для осуществления процесса повышения квалификации и профессио-нальной переподготовки, их информационное и научно-методическое обеспе-чение;

- методическое обеспечение инновационных процессов как фактор раз-вития региональной системы образования;

-разработка организационного и подготовка кадрового обеспечения ин-форматизации регионального образования;

-формирование ценностных ориентации в сфере воспитания, становле-ние профессиональной позиции педагога-воспитателя;

-разработка психологических аспектов образования и развития личности;

- модернизация образовательных программ и технологий развития сельской школы;

-организация и проведение научных исследований, опытно-экспери-ментальных работ.[3]

Профессорско-преподавательский состав и методическая служба института приняли активное участие в реализации федеральных программ: Федеральной программы развития образования на 2002-2005 гг., «Развитие образования на селе средствами информационно-компьютерных технологий», «Программы воспитания в системе образования в Российской Федерации», «Русский язык», в организационно-методическом обеспечении широкомасштабного экс-перимента по совершенствованию структуры и содержания общего образова-ния в России.[3]

Структура института в основном сохранена: 3 факультета, 8 кафедр, лаборатории (НИЛ «Школа Л.Н. Толстого», лаборатория новых информаци-онных технологий), 7 кафедральных и межкафедральных центров и научно-методических лабораторий, 4 отдела.

В прошедшем учебном году при кафедре экономических и правовых ос-нов управления образованием (зав. кафедрой проф. Ю.Н. Арсеньев) созданы два центра: «Гражданская, экономико-правовая культура и безопасность субъекта образования» (научный руководитель проф. Ю.Н. Арсеньев), центр допол-нительных образовательных услуг (рук. Н.Г. Пономарева), что позволило зна-чительно расширить спектр услуг, предоставляемых институтом с учетом потребностей региона. В перспективе институт направит усилия на:

разработку концепции ноосферного образования;

разработку основ физико-математического пространства в общеобра-зовательных учреждениях Тульской области;

-создание центра «Глобальное образование»;

- развитие взаимодействия современной средней и высшей школ и уч-реждений системы повышения квалификации с целью формирования мышле-ния педагогических, управленческих кадров и учащейся молодежи в аспекте глобальноориентированного образования;

- привлечение к решению задач ноосферного образования работников
всей социальной сферы: образования, культуры, здравоохранения.[3]

Таким образом, институт стремится реализовать преемственность, как в образовательной деятельности, так и в научных исследованиях.

Ведущие направления деятельности ИПК и ППРО ТО нашли отражение при проведении областных научно-практических конференций, межрегиональ-ных семинаров, «круглых столов» в рамках проходивших коллегий департаментов образования администрации Тульской области, августовских совещаний работников образования, воспитателей школ-интернатов, детских домов и соци-альных педагогов, конкурсов «Учитель года - 2002», смотра-конкурса программ развития учреждений дополнительного образования детей, IV областного фестиваля детских общественных организаций и объединений, областного родительского собрания, в подготовке и проведении районного и областного этапов Всероссийской олимпиады школьников по предметам и др.

Цели, направленные на раскрытие достижений института в новом стату-се - ИПК и ППРО ТО, принципиально новых приоритетных видов деятельности, в ходе проведения Дня открытых дверей были достигнуты. Диалоги с учеными, дискуссии, стендовые защиты проектов, «круглые столы», видеосалоны, дело-вые игры способствовали обсуждению актуальных проблем развития регио-нального образовательного пространства.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.03 2001 г. № 224, приказом МО РФ от 7.06.01 г. № 2329 и приказом департамента образо-вания администрации Тульской области № 354 от 4.06.01 «О проведении экс-перимента по совершенствованию структуры и содержания общего образова-ния в Тульской области» коллективом института реализовывались следующие задачи:

-организация повышения квалификации управленческих и педагогиче-ских кадров;

осуществление мониторинга результатов подготовки учащихся образо-вательных учреждений, участвующих в эксперименте;

оформление научно-методических материалов, составление аналити-ческих отчетов и докладов по проведению эксперимента в МО РФ;

участие в научно-методическом обеспечении эксперимента.[3]

Разработана программа совместной деятельности ИПК и ППРО ТО с управленческими и педагогическими кадрами ОУ, участвующих в эксперименте, по модернизации структуры и содержания общего среднего образования, с ме-роприятиями которой ознакомлены все руководители МОУО, районных (город-ских) методических служб, образовательных учреждений, учителя.

Исходя из анализа действующих документов по модернизации россий-ского образования, критических замечаний, для развития эксперимента необ-ходимо:

-разработать рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий, включая вопросы по организации занятий активно-двигательного характера;

совершенствовать информационно-технологическое обеспечение экс-перимента, в первую очередь - его мониторинга;

провести анализ содержания регионального компонента в рабочих
учебных планах экспериментальных общеобразовательных учреждений в це-лях определения общих тенденций и перспектив его развития;

разработать рекомендации по усилению нравственного, патриотическо-го воспитания через содержание учебников;

уделить внимание разработке программ по информационным техноло-гиям.

-разработать учебно-методические материалы, обеспечивающие про-филизацию школы.[7]

Одно из важных направлений деятельности ИПК и ППРО ТО - совершен-ствование содержания обучения руководителей ОУ и научно-методического обеспечения учебного процесса. Так, для обучения руководителей и специали-стов органов управления кафедрой научных основ управления образованием разработаны программы, спецкурсы, лекции по менеджменту, стратегическому управлению, профилактике и разрешению конфликтов, формированию коман-ды руководителей, по маркетингу услуг в сфере образования.

Потребности образовательных учреждений всех типов в таких специали-стах, как практический психолог, логопед-дефектолог, социальный педагог, валеолог, преподаватель экономики и др., обусловили необходимость обучения специалистов этих профилей.

В связи с этим необходимо отметить активную позицию в организации повышения квалификации педагогов-психологов в Щекинском, Ленинском, Узловском, Ясногорском, Заокском, Киреевском районах и в Туле, Новомос-ковске, Алексине, Донском.[5]

Благодаря внедрению личностноориентированных подходов в обучении, ориентации на развитие самостоятельности, творческого потенциала личности педагога, методологической компетентности удалось на более высоком уровне организовать подготовку и проведение 22 региональных педагогических мас-терских. Широкое участие руководителей ОУ, педагогов (порядка 1000 чело-век), обсуждение актуальных проблем при проведении «круглых столов», вклю-чение педагогов в рефлексивную деятельность, позитивные отзывы в блиц-анкетах - все это свидетельствует о востребованности этой формы повышения квалификации. Участники региональных педагогических мастерских единодуш-ны в своей положительной оценке: мастерская позволяет познакомиться с но-выми подходами в обучении и воспитании, увидеть уроки-образцы по обсуж-даемой проблеме и технологии к ее решению, предоставляет возможность са-мосовершенствования, профессионально-личностного роста, обмена опытом, общения коллег, заинтересованных в успешности проектирования перспектив педагогической деятельности.[3]

Анализ проведения региональных педагогических мастерских и мастер-классов позволяет констатировать, что закладывается принципиально новая, сетевая парадигма повышения квалификации, альтернатива традици-онной, и в этом их значимость и перспективность.

В ИПК и ППРО ТО используются различные формы и виды научно-методической и исследовательской деятельности, планирующиеся и осуществляющиеся сотрудниками кафедр, лабораторий, центров, результаты работы ко-торых обогащают образовательный процесс:

- подготовка к публикации статей, пособий, книг, диссертационных ис-следований;

- разработка концептуальных основ различных направлений деятельно-сти кафедры, центра, лаборатории, создание научно-педагогической прдукциии ее внедрение;

- научно-методическое консультирование по профилю кафедры, лабора-тории и по проблемам научных интересов преподавателей;

-экспертиза авторских программ, проектов, пособий и т. д.;

-научное руководство экспериментальными и базовыми площадками;

-подготовка и участие в работе заседаний различных советов (ученый, учебно-методический, экспертный, диссертационный и т. д.);

-подготовка и участие в заседаниях кафедр и лабораторий, методологи-ческих семинарах, научно-практических конференциях, семинарах, «круглых столах»;

-творческое сотрудничество с другими кафедрами, вузами, научно-исследовательскими учреждениями и т. д.[3]

Основными направлениями деятельности кафедры воспитания и социа-лизации личности в этом году являлись;
- разработка научно-методического сопровождения развития гуманисти-ческих воспитательных систем региона;

- создание программно-методических комплексов по поддержке и разви-тию отдельных приоритетных идей воспитания в области гражданско-правового воспитания, по проблемам профилактики наркозависимости детей и подрост-ков.[3]

В основу научно-исследовательской и научно-методической деятельно-сти кафедры социально-педагогических проблем образования положен технологический подход. Превратить педагогическую идею в педагогическую реальность - эта задача решается кафедрой с помощью научно-педагогических проектов практикоориентированного характера.

В целом при кафедрах института функционируют 7 кафедральных и межкафедральных центров и научно-методических лабораторий, в рамках которых преподаватели и методисты кафедр, привлекая потенциал творчески рабо-тающих педагогов и целых коллективов, нарабатывают актуальные научно-учебно-методические материалы для использования в практике работы ОУ: ме-тодические письма и рекомендации, учебно-методические комплексы, инфор-мационно-аналитические материалы, пакеты контрольно-измерительных мате-риалов, каталоги, видеоматериалы и др.

Таким образом, проведенный анализ работы ИПК и ППРО ТО позволяет констатировать: по-прежнему остается проблемой финансово-материальное обеспечение направлений деятельности института, отсутствие надлежащего количества компьютерной и множительной техники, транспорта, не позволяющие проводить системную работу по анализу качества образования в ОУ области, что особенно важно в контексте принятой Правительством РФ Концепции модернизации российского образования.

Анкетирование.

С помощью методистов воспитательного отдела ТГПУ им Л.Н.Толстого для определения методов и задач работы по ценностно-ориентированной деятельности с учащимися я провел анкетирование 100 студентов разных курсов и факультетов данного университета.

Курс

1

2

3

4

5

Кол-во человек

22

23

28

17

10

Анкета.

Что лично для Вас наиболее ценно? (максимум 5 вариантов)

1. Здоровье.

2. Любовь.

3. Финансовое положение.

4. Жить в условиях социальной справедливости.

5. Хорошие друзья, доброжелательное отношение и взаимопонимание с людьми.

6. Политическая стабильность.

7. Всеобщее признание.

8. Иметь интересную, увлекательную работу.

9. Экология.

10. Достойное образование.

11. Иметь дружную семью.

12. Мирная жизнь.

Большинство учащихся на вопрос «Что лично для вас наиболее ценно?» из 12 предложенных вариантов ответов на первое место поставили дружбу, верных друзей (95%), на второе - здоро-вье (85%), на третье - счастливую жизнь (75%), на четвертое - материальную обеспечен-ность (55%), на пятое - мирную жизнь (45%). Как ни странно, об экологическом состоянии беспокоятся только лишь 15% опрошенных.

Результаты анкетирования теперь учитываются при организации учебно-воспитательного процесса в ТГПУ им. Л.Н.Толстого.

Заключение

Подготовка рабочих кадров и специалистов в нашей области осуществ-ляется в 52 учреждениях начального профессионального образования с общим контингентом 19856 человек. Статус профессионального лицея имеют 13 учебных заведений.

Актуальными на сегодняшний день остаются: регламентация деятельности учреждений НПО, переход на обновление качества профессионального образования в соответствии с требованиями государственных стандартов нового поколения, перепрофилирование учреждений ПО, создание новых типов учебных заведений, открытие подготовки по новым профессиям и многое другое.

В итоге можно выделить основные направления и ожидаемые результаты реализации программы развития профобразования:

Основными направлениями развития НПО:

· Обеспечение сохранения НПО и развития его основных образовательных, культурных и профессиональных функций;

· Осуществление подготовки квалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на основе самоопределения личности и ориентации ее на удовлетворение развивающихся потребностей общества;

· Разработка методик прогнозирования потребностей в рабочих кадрах по отраслям и регионам;

· Разработка механизмов заинтересованности предприятий в развитии НПО;

· Обновление содержания НПО, педагогических технологий в указанной области образования и профподготовки обучающихся;[8]

В настоящее время областная система образования включала в себя 40 государственных ссузов и 3 негосударственных (Юридический колледж 1 Российской секции Международной полицейской ассоциации, Гуманитарный колледж и Белевский кооперативный техникум). Кроме этого функционируют: Экономический техникум Аксенова, Ефремовский и Новомосковский филиалы ЮК PC МПА, Новомосковский и Тульский филиалы Московского экономико-технического колледжа железнодорожного транспорта, Тульский филиал Московского финансового колледжа.

В современных социально-экономических условиях совершенствование системы подготовки специалистов и формирование необходимых региональных компонентов современной модели выпускника об-разовательного учреждения СПО обязательно должно предполагать формирование гуманистической направленности личности студентов - будущих специалистов, которое проявляется в достойном самоутверждении, в выборе гуманных средств педагогического воздействия, в нацеленности на по-требности личности обучаемого. Формирование личности студентов как субъектов деятельности, должно разви-вать их самосознание и коммуникативную культуру, креативность, самостоя-тельность. Необходимость решения указанных задач обуславливает переход систе-мы СПО на реализацию модели опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности, самой системы СПО и ее влияния на основные общественные процессы.

Основными направлениями развития СПО являются:

· Обеспечение сохранения потенциала, СПО и дальнейшего развития его образовательных, культурных и иных функций в интересах развития личности, общества и государства;

· Совершенствование системы ОУ СПО, реализующих образовательные программы СПО, расширение доступа граждан к СПО;

· Совершенствование содержания СПО, оптимизация структуры подготовки специалистов;

· Развитие нормативно-правовой и методической базы СПО;

· Обеспечение ссузов учебной и учебно-методической литературной, техническими средствами обучения;

· Создание необходимых экономических условий для развития и совершенствования материально-технической базы ссузов;[8]

Система высшего профессионального образования (ВПО) Тульской об-ласти включает ТулГУ и ТГПУ им. Л.Н. Толстого, являющиеся ведущими выс-шими учебными заведениями области, два института - Тульский артиллерий-ский инженерный институт и Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, четыре филиала цен-тральных российских вузов, пять негосударственных учреждений высшего про-фессионального образования и представительства центральных вузов РФ, количество которых ежегодно меняется (от 5 до 10).

Основными направлениями развития Высшего и послевузовского профобразования являются:

· Разработка мер, способствующих выполнению системами высшего и послевузовского профобразования функций, соответствующих их общественному и государственному предназначению;

· Сохранение потенциала системы высшего и послевузовского профобразования и дальнейшее развитие их структурных составляющих;

· Формирование и обеспечение социально-экономических механизмов расширения доступа граждан к получению высшего и послевузовского профобразования за счет средств федерального бюджета;

· Увеличение вклада системы высшего и послевузовского профобразования в развитие фундаментальных научных исследований и распространение научных знаний, развитие культуры и искусства;

Задача адаптации системы профессионального образования к новой по-литической, социальной и экономической реальности является общей для всех структур, заинтересованных в качественной подготовке квалифицированных специалистов.

Решение этой задачи может быть достигнуто путем: интеграции учебных заведений различного уровня; устранения в них неоправданного дублирования профессий и специ-альностей, внедрения многоуровневой системы профессиональной подготовки; открытия новых направлений подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов с учетом рыночной экономики региона; улучшения ресурсного обеспечения материально-технической базы учреждений; повышения уровня и социально-экономической эффективности.

Список литературы

1. Горчакова-Сибирская М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии. Учебное пособие.-Санкт-Петербург.: Вестник, 2000.

2. Профтехобразование России: Итоги ХХ века и прогнозы: В 2т.-2-й том: Систематизированный сборник нормативных документов (1888-1999) /Сост. Ю.А.Якуба; Науч. ред.

И.П.Смирнов - М.: ИРПО; Изд. центр «Академия»,1999.

3. Состояние и тенденции развития системы образования Тульской области 2002-2003 учебный год / под ред.Н.И.Ждановой.-Тула: ИПКиППРО ТО, 2002.

4. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. - 2-й том. / Под ред.С.Я.Батышева.-М.: АПО,1999.

5. Образование Тульской области в цифрах и фактах.

6. Программа развития педагогического образования на 2001-2010 годы.

7. Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001-2010 годы.

8. Развитие системы образования Тульской области по уровням.

9. Система образования РФ (сборник статистических данных), М.:2000

10. «Профессиональное образование» №2, 2003

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.