Рефераты. Современные методики повышения скорости чтения

од полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются буквы, слова, в лучшем случае два-три слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок). Такой прием можно назвать дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше становится число этих остановок по тексту, а в итоге чтение эффективнее. Быстро читающий за одну фиксацию взгляда успевает воспринять не два-три слова, а всю строку, целое предложение, иногда и весь абзац.

Чтение текста целыми фразами более эффективно не только с точки зрения быстроты -- оно способствует и глубокому, правильному пониманию прочитанного. Это происходит потому, что восприятие больших фрагментов текста в моменты фиксации взора вызывает наглядно-образные представления, ярко и глубоко проясняющие смысл текста. В популярной литературе иногда ошибочно говорят об угле зрения; это неверно, ибо угол зрения определяется оптическими свойствами зрительной системы, а не тренированностью Зиганов М.А. Как научиться на 100% запоминать тексты. - М.: Эксмо, 2006. - с. 57..

Значительно снижает скорость чтения и непроизводительный переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой. Сколько строк на странице, столько и лишних переходов, т. е. холостых движений глаз. На это расходуется не только время, но и наши силы. Как мы узнаем в дальнейшем, при быстром чтении движение глаз более экономно: вертикально, сверху вниз по центру страницы.

Третий недостаток -- регрессия при чтении.

Под этим понимаются непроизвольные возвратные движения глаз к недопонятым фразам, словам, предложениям. Происходят повторные фиксации глазами одного и того же участка текста. Однако при регрессиях на строчке глаза совершают движение назад, но не в исходную точку фиксации, а только вблизи нее, ограничиваясь лишь своеобразной зоной предсказания, в которой нет отчетливого и точного восприятия читаемого слова.

Этот недостаток -- один из самых распространенных. По нашим наблюдениям, некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст -- как легкий, так и трудный, как бы для верности.

При медленном чтении регрессии -- довольно частое явление и составляют обычно от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. Понятно, что столь частые возвратные движения глаз резко снижают скорость чтения.

Наряду с регрессиями при медленном чтении замечены и возвратные движения глаз, вызванные кажущимися трудностями текста. Эти возвраты -- также недостаток чтения. Очень часто дальнейшее чтение снимает возникшие вопросы и делает подобные возвраты ненужными. Однако есть возвраты, которые можно считать обоснованными, они возникают при появлении новых мыслей. Подобные произвольные возвратные движения некоторые исследователи называют в отличие от регрессий реципациями. Если регрессии по своему характеру -- непроизвольные, механические возвратные движения, то реципации -- это мысленные целенаправленные и, как правило, обоснованные возвраты к уже прочитанному тексту. Их основная цель -- более глубокое осмысление уже однажды прочитанного текста. Методика быстрого чтения рекомендует повторное чтение только по окончании чтения всего текста.

Четвертый недостаток традиционного чтения -- комплексный, и условно его можно назвать -- отсутствие гибкой стратегии чтения.

Три рассмотренных нами недостатка относятся к так называемым следственным факторам. В самом деле, механизмы речи и движения глаз являются следственными факторами и их соответствующая тренировка важна, но не определяет скорости чтения. Гораздо важнее изменить причинные факторы, т.е. работу механизмов мозга, управляющих чтением.

Профессор А. А. Леонтьев в одной из своих работ отмечал, что главное в проблеме быстрого чтения не столько быстрота, сколько оптимальность, эффективность получения значимой информации благодаря правильному выбору стратегии смыслового восприятия текста. Понятно, что та или иная скорость и техника чтения подчиняются прежде всего целям, задачам и тем установкам, которые читатель ставит перед собой. Именно выработка соответствующих программ до автоматизма, умение гибко использовать каждую из них в нужный момент и определяет способность читать быстро.

Последний, пятый недостаток -- отсутствие внимания при чтении.

Как было установлено многочисленными наблюдениями, медленное чтение чаще всего -- чтение неряшливое, невнимательное. Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для понимания. У медленно читающего в процессе чтения внимание часто переключается на посторонние мысли и предметы, и интерес к тексту снижается. Поэтому большие фрагменты читаются механически и смысл прочитанного не доходит до сознания. Такой читатель, заметив, что он думает о посторонних вещах, часто бывает вынужден перечитывать отрывок заново.

Кроме того, такой читатель, как уже отмечалось выше, все читает с одинаковой скоростью: и методическое письмо министерстве, и увлекательный рассказ, и научную статью. Человек, читающий быстро, в зависимости от трудности текста, от цели чтения и других факторов может гибко менять стратегию чтения, способен управлять своим вниманием.

Глава 2. Методики повышения скорости чтения

2.1 Обзор современных методик

Первые попытки исследования процесса чтения были сделаны французским ученым Жавалем, который в 1879 г. занялся проблемой движения глаз при чтении. Но постоянное внимание рационализации чтения начали уделять лишь с 20-х годов прошлого века в нашей стране и с середины 30-х годов в США. С тех пор исследования и применение на практике быстрого чтения получили очень быстрое и широкое распространение во всем мире. Были созданы национальные и международные организации, исследующие вопросы рационального чтения и координирующие все направления в этой области.

В результате развития было накоплено много чрезвычайно ценных знаний и выработаны методы рационализации чтения. После того как изучили движение глаз при чтении и выяснили значение величины поля восприятия текста для скорости чтения, была предпринята попытка расширить поля восприятия текста с помощью визуальных средств, например чтения пирамид слов. Использовались и такие технические средства обучения, как тахистоскоп, воспроизводящий на экране слова различной длины и позволяющий тренировать способность восприятия слов с большим количеством букв. Применялись регуляторы скорости, которые то увеличивали, то замедляли скорость проекции текстов на экран и вынуждали обучаемых изменить темп своего чтения Зиганов М.А. Скорочтение. - М.: Эксмо, 2007. - с. 29..

В настоящее время существует немало методик, направленных на повышение скорости чтения. Большим успехом пользуется метод выборочного чтения, когда читается не все подряд, а лишь то, что соответствует определенным задачам. Существуют также техника чтения целыми словами (этот метод очень популярен в США), техника, заключающаяся в угадывании смысла предложения по его началу и нескольким опорным словам.

Есть также методики, заключающиеся в прогнозировании мыслей автора, в чтении «по диагонали», «зигзагом» и т. д. Этим методам вас могут обучить на курсах и тренингах, посвященных этой проблеме. Разработана также обучающая компьютерная программа, убирающая из текста лишние слова.

Интересна методика, основанная на том, что в одном абзаце, как правило, содержится лишь одна основная мысль. В процессе чтения необходимо ставить перед собой следующие задачи:

· отыскивать основные мысли -- наиболее важную информацию в тексте;

· подкреплять их второстепенными мыслями, которые оформлены как в виде предложений, так и в виде примеров (фактического материала).

· вычленять основные и второстепенные мысли и устанавливать между ними связь, давая им собственные лаконичные формулировки, благодаря чему текст лучше воспринимается и надежнее запоминается;

· не концентрируйте внимание на несущественной информации (вводные слова; фразы, использующиеся для логической связи; неинтересные для вас сведения) Зяблицева М.А. Мнемотехника. Секреты суперпамяти. - М.: Эксмо, 2009. - с. 73..

Основные мысли в тексте могут быть выделены жирным шрифтом или курсивом, подчеркнуты или заключены в рамку. Стоит также обращать внимание на слова-выводы: «следовательно», «в результате», «итак» и т. д. С помощью таких слов автор подводит читателя к главной мысли.

В некоторых случаях основная мысль может быть заключена в формулы, числа, краткие умозаключения.

Главная трудность при овладении техникой повышения скорости чтения -- научиться вычленять из абзаца главную и второстепенные мысли.

Этот навык появляется только после долгих тренировок.

Что же такое «скорочтение»: «Умные глаза» или быстрое мышление?»

Большинство школ «скорочтения» придерживаются первой точки зрения и делают упор на «ускорение движений глаз» в процессе чтения или тренировку «состояния скорости». Действительно скорость чтения стремительно растет от занятия к занятию, а вот качество понимания текста значительно падает.

«Непосвященным» в хитрости процесса роста скорости чтения кажется, что успех высокий и стабильный. Ведь скорость чтения-то растет! Это можно прокомментировать, перефразировав слова наших партийных лидеров: «Вы читаете, мы считаем». Ведь подсчитать результат можно по-разному, например, если принять за знак единицу учетно-издательского листа (т.е. все точки и пробелы), то ваша скорость чтения будет выше уже на 500 или 1000 знаков выше, даже не читая; если же после прочтения текста задавать 10 вопросов, на половину которых вы можете ответить и, не читая, то скорость чтения будет расти только за счет быстрых движений глаз и достигнет астрономических результатов! (Список «хитростей» можно было бы продолжить) Получается, что вы читаете только ради скорости, так сказать: «Скорость ради скорости!». А как же быть с пониманием текста? Какой смысл читать быстро без понимания и запоминания? Вот и получается, что методика, развивающая только «умные глаза» несостоятельна, что для увеличения скорости чтения нужно уметь быстро мыслить. А это уже другая история Зиганов М.А. Скорочтение. - М.: Эксмо, 2007. - с. 68..

Вот как определяет современная герменевтика процессы понимания текста. Звуки и буквы, комбинации символов и даже предложения сами по себе несущественны для понимания. С информативной точки зрения они представляют собой лишь сигналы. Мы понимаем не звуки, буквы и символы и даже не слова и предложения сами по себе, а мысль, которую они выражают, тот смысл, который содержится в словах и предложениях языка. Таким образом, понимание текста связано с раскрытием его смысла и значения. Сущность понимания текста сводится к тому, чтобы свести содержание к коротким и существенным логическим формулам, отметить в каждой формуле центральное по смыслу понятие, ассоциировать понятия между собой и образовать таким путем логическую цепь идей. Прием выделения смысловых опорных пунктов представляет собой как бы процесс фильтрации и сжатия текста без потери смысла.

Каким же образом можно научиться сжимать информацию? Рассмотрим некоторые варианты, предложенные русскими специалистами, и проанализируем их с точки зрения простого читателя, перечислив основные сложности.

2.2 Особенности и сложности современных методик быстрого чтения

О.А.Андреев в книге «Учитесь быстро читать» предлагает использовать алгоритмы чтения. Дифференциальный алгоритм чтения сводится к 3 пунктам:

1) ключевые слова;

2) смысловые ряды;

3) доминанта - значение.

«Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометия. Очень редко выступают в этой роли местоимения, которые лишь замещают уже употребляемое ранее в тексте предметное (ключевое) слово. Очень часто смысловой абзац текста в целом является вспомогательным и вообще не содержит ключевых слов.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.