К критериям эффективности оздоровительных мероприятий проводимых в ДОУ являются показатели здоровья детей.
В детских садах №87 и № 23 показатели пропусков одним ребенком за 3 года примерно одинаковые; но в ДОУ №87 этот показатель несколько выше:
Детский сад
2006 год
2007 год
2008 год
№87
6,5
4,2
6,7
№23
6,8
5,7
6,9
Анализ детей имеющих различные группы здоровья за год выявил, что в ДОУ №87 прослеживается тенденция уменьшения количества детей, имеющих 1 группу здоровья и увеличение количества детей со 2, 3 и 4 группой здоровья. В ДОУ №23 также не наблюдается положительная динамика перехода детей из 3 во 2, из 2 в 1. В ДОУ №87 количество детей с 4 группой здоровья выше, чем в ДОУ №23. Это можно объяснить тем, что ДОУ №87 компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и постоянным притоком детей имеющих нарушения соответствующие 4 группе здоровья.
ДОУ №87
Группы здоровья
1
26
30
20
2
178
173
196
3
11
14
16
4
5
8
-
ДОУ №23
170
174
153
6
Анализируя представленные данные об индексе здоровья ДОУ №87и №23 можно сказать следующее: в ДОУ №87 и №23 прослеживается стойкая тенденция повышения индекса, однако индекс здоровья детей в ДОУ №87 выше, чем в ДОУ №23.
47,5
50
22
22,5
29,6
Анализ показателей диагностики физической подготовленности дошкольников за 2008-2009 учебный год позволяет сделать вывод о том, что данные показатели в ДОУ №87, чем в ДОУ №23.
Начало года
Конец года
ДОУ №
выс.
ср.
низк.
87
12%
37%
49%
29%
53%
18%
23
9%
40%
51%
17%
46%
Исходя из анализа представленных показателей здоровья и физической подготовленности детей, можно отметить, что активное использование современных программ по физическому воспитанию, как комплексных, так и парциальных, коллективом ДОУ №87 позволяет им значительно улучшить результативность оздоровительной работы с детьми.
Таким образом, можно сделать вывод, что приоритетное направление по оздоровительной работе на основе современных образовательных программ по физическому воспитанию в ДОУ будет способствовать повышению показателей здоровья и уровня физической подготовленности дошкольников, что подтверждает нашу гипотезу.
3.2 Рекомендации по оптимизации оздоровительной работы в ДОУ
Оздоровительно-образовательный процесс в ДОУ должен строиться исходя из принципа комплексности и охватывать все основные направления развития ребенка: познавательное, эмоциональное, социально-нравственное. Особое внимание при этом необходимо обратить на совершенствование физического развития, что обеспечит целостность и гармоничность каждой личности дошкольника.
Объем оптимальной нагрузки при организации образовательного процесса должен определяться не только конкретной учебно-воспитательной программой, но и основными медико-психологическими требованиями, предъявляемыми к процессу развития и обучения ребенка в ДОУ.
Целесообразно использовать преимущество интегрированных занятий, позволяющих гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности. При регулировании нагрузки следует учитывать индивидуальные особенности детей, а при организации работы отдавать предпочтение занятиям по подгруппам. Такой подход предупреждает возможные отрицательные влияния однообразных видов нагрузок в режиме дня на развитие и здоровье ребенка.
Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является физическое воспитание. Его основная задача -- улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, формирование двигательных навыков (ходьба, бег, метание, лазание и т.д.) и двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость). При этом должны решаться задачи оздоровления, образования и воспитания.
В системе физического воспитания в детском саду рекомендуется использовать следующие организованные формы двигательной деятельности детей:
v физкультурные занятия;
v утреннюю гимнастику, физкультминутки;
v подвижные игры и физические упражнения на улице;
v спортивные упражнения.
Оправдали себя такие формы двигательной активности, как физкультурные досуги, праздники, занятия ЛФК, ритмикой, самостоятельная двигательная деятельность с использованием тренажеров, «дни здоровья», физкультурные паузы. Наряду с традиционными формами физкультурных занятий эффективными являются и нетрадиционные: сюжетно-ролевые, игровые (на основе подвижных игр, эстафет), тренировочные (с использованием спортивных комплексов). При этом продолжительность физкультурного занятия в каждой возрастной группе должна соответствовать программным требованиям, возрасту, состоянию здоровья, уровню физической подготовленности детей. Особое внимание следует уделять качеству выполнения упражнений.
Виды физических упражнений и формы двигательной активности, применяемые для оздоровления и реабилитации детей в условиях ДОУ:
Физические упражнения, применяемые для оздоровления и реабилитации детей в условиях ДОУ
Виды физических упражнений
Формы двигательной активности
Физические упражнения, направленные на развитие и совершенствование двигательных качеств и умений
Физкультурные занятия, утренняя гимнастика (физические упражнения, подвижные игры, спортивные упражнения, физкультурные праздники, занятия ЛФК)
Корригирующая гимнастика для укрепления основных дыхательных мышц, улучшения легочной вентиляции и ЖЕЛ
Все формы двигательной активности (с учетом возраста, пола, функциональных возможностей кардиореспираторной системы), занятия ЛФК, оздоровительный бег, общий и точечный массаж
Подвижные игры лечебно-оздоровительной направленности
Физкультурные занятия, занятие ЛФК, массажная дорожка «Здоровье»
Спортивно-прикладные упражнения
Оздоровительный бег, катание на лыжах, занятия на велотренажерах
Необходимо использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:
v по традиционной схеме (вводно-подготовительная часть, общие развивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры);
v состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;
v тренировки в основных видах движений;
v ритмическая гимнастика, состоящая из танцевальных движений;
v соревнования, в ходе которых выявляются победители;
v зачеты, во время которых дети сдают физкультурные нормы по выполнению основных движений на время, скорость, расстояние;
v самостоятельные занятия, когда ребенку предлагается вид движений, дается определенное время, и он самостоятельно тренируется, после чего воспитатель проверяет выполнение задания;
v занятия серии «Здоровье», где детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи (эти занятия воспитывают навыки здорового образа жизни).
Важное звено в системе оздоровления детей -- закаливание. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся условий внешней среды. Влияние факторов среды может привести к повышению резистентности организма и резервов адаптации. Количество известных и описанных в литературе методик проведения закаливающих процедур чрезвычайно велико.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12