Личностно-отчужденная парадигма
Личностно-ориентированная парадигма
Образовательные практики
Когнитивная
Аффективная
Самоопределения
Самореализации
Субъективная
Валеологическая
Креативная
Воспитательная
Сравнительный анализ традиционного и личностно-ориентированных подходов к обучению (по Б.Б. Айсмонтасу)
Традиционный подход
Личностно-ориентированный подход
Принцип педагогического общения
Прямая передача готовых знаний путем объяснения и иллюстрации
Обучение детей путем вовлечения в творческий учебный труд всех
Учение - тягостный, тяжелый, непосильный труд для многих детей
Учение приносит радостное чувство успеха и умственного развития
Учитель выполняет роль предметника, и он с предметом идет к учащимся
Учитель выполняет роль воспитателя, и он с учащимися идет к творческому познанию предмета
Учитель чаще обращается с учащимися по принципу волевого принуждения к учению
Учитель с детьми обращается по принципу уважительного сотрудничества
На уроке оценку своего труда получает небольшое количество учащихся
Каждый ученик на каждом уроке получает оценку своего труда
Принцип опережения в обучении
Учитель жестко привязан к программе, он не рискует изменить время, отведенное на изучение материала, не проявляет творческой инициативы
Учитель жестко не привязан к программе, он позволяет себе опережать время, отведенное на изучение предмета
Формализм, безынициативность в выполнении учебной программы, отсутствие творческого подхода
Опережение программы учеником доставляется удовольствие, ведет к быстрому умственному развитию
Класс в целом остается ленивым, бездумным, безответственным
Класс становится думающим, трудолюбивым
Принцип опорных сигналов в обучении
Деление детей на сильных и слабых
Отказ от деления детей на группы сильных и слабых
Отказ от дифференцированных заданий
Основное педагогическое средство - это объяснительно-иллюстративный метод
Использование идеи опорных сигналов (В.Ф. Шаталов), схем (С.Н. Лысенкова) и др.
Отсутствие творческого поиска более оптимальных методов обучения
Опорные сигналы - это главные и существенные признаки, правила, способы, приемы и их составные действия и др.
Отрицательное отношение к ученикам, не понимающим поставленная проблема и не умеющим думать
Развитие у учащихся способности к мышлению
Преобладание индивидуальных форм обучения и отсутствие групповых, совместных
Создание детского коллектива, способного вовлекать всех в коллективное учебное творчество
Принцип самоанализа в обучении
Учащихся не учат анализировать и оценивать свою деятельность, оценочные действия преимущественно или полностью принадлежать учителю
Учащихся приучают анализировать свою деятельность, обучают индивидуальному и коллективному самоанализу
Каждому школьному делу оценку дают учителя и родители, дети не обучаются анализировать работу
Каждое школьное дело анализируется и оценивается самими учащимися
Доминирует авторитарный стиль руководства ученическим коллективом
Обучение коллективному самоанализу ведет к укреплению атмосферы сотрудничества
Страницы: 1, 2