Рефераты. Современные педагогические технологии воспитательной работы с младшими школьниками

p align="left">В начале 20-х гг. складывается педагогическая технология С.Т. Шацкого, воплощенная им в Первой опытной станции по народном образованию.

Концептуальные основы этой технологии были сформулированы ученым еще в дореволюционный период его творчества и воплощены в следующих принципах учебно-воспитательной работы: «В центре жизни школы не книжные знания, а трудовая деятельность», «Не дети для школы, а школа для детей», «Воспитывать не для будущего, а для настоящего», «Революция школьного образования -- это прежде всего революция в подготовке образованного учителя», «Жизнедеятельность ребенка, а не «прохождение» учебных дисциплин должна находиться в центре внимания учителей». В 20-е гг. СТ. Шацкий в своей творческой деятельности акцентирует внимание на важности включения ре бенка в преобразование среды для того, чтобы изменившаяся среда, в свою очередь, оказывала воспитывающее влияние на него. Отсюда важнейший элемент в технологии Шацкого -- общественно полезная деятельность детей, направленная на изменение окружающей социокультурной среды.

Глубокий исследователь научного наследия и деятельности С.Т. Шацкого Ф.А. Фрадкин выделяет три этапа его сложившейся в 20-е гг. педагогической технологии.

Первый этап -- анализ и систематизация жизненного опыта ребенка, полученного из социума и переработанного им. По мнению Шацкого, это -- пропущенное сквозь личность отражение реальной действительности. Педагог обязан знать этот опыт, поскольку без него он не может эффективно конструировать способы воспитательного воздействия на ребенка. Пережитый опыт помогает понять и почувствовать особенности освоения окружающего мира детьми.

Методами исследования жизненного опыта детей служили социально-педагогические, педологические и статистические исследования, которые дополнялись и углублялись детскими сочинениями, анкетами, беседами с родителями. С.Т. Шацкий был убежден, что эффективность работы школы определяется прежде всего глубоким и содержательным анализом «обратных связей», принципиальной направленностью воздействий и корригированием учебно-воспитательной деятельности в соответствии с полученными данными. Учитель должен, утверждал С.Т. Шацкий, внимательно вглядываться в окружающую ребенка жизнь, оценивать ее, чтобы из всех сложных и разнообразных влияний отбирать наиболее эффективные. Усиливая позитивные и нейтрализуя негативные воздействия, педагог может способствовать формированию ценных качеств личности. «Поэтому школа должна быть центром, пунктом, куда педагоги приносят результаты своей работы с детьми, -- писал Шацкий, -- а работа педагога должна идти и вне школы, -- в семье, на улице -- везде, где протекает жизнь ребенка».

Важная задача второго этапа -- систематизация жизненного опыта ребенка, развитие и обогащение его мировоззрения, введение в систему культурных ценностей и ориентации.

Основным содержанием этого этапа педагогической технологии выступает связь ребенка в семье и в школе с достижениями науки в области охраны здоровья, научной организации труда, рационализации умственной и физической деятельности.

Сущность третьего этапа педагогической технологии составляет трансформация полученных учеником знаний в жизненную практику. В Первой опытной станции дети учились выращивать ценные сорта картофеля, редиса, брюквы, подсчитывали эффективность производства сельскохозяйственной продукции, учились координировать свою работу.

Ф.А. Фрадкин констатирует эволюционность педагогической технологии С.Т. Шацкого. Новая модификация педагогической технологии 20-х гг. была детерминирована теми противоречивыми социально-политическими процессами, которые складывались в стране в конце 20-х -- начале 30-х гг. Однако, как указывает Фрадкин, и она «не была приспособлена к работе в таких условиях. Тоталитарная организация промышленности и сельского хозяйства требовали совершенно другой технологии». В 1932 г. Станислава Теофиловича Шацкого отстранили от руководства опытной станцией. А еще 2 года спустя он скоропостижно скончался в возрасте 56 лет.

Прогрессивные идеи русской и зарубежной педагогики были ассимилированы в педагогической технологии Н.И. Поповой и воплощены ею в «Школе жизни», теоретической базой служила широко распространенная в начале 20-х гг. концепция «иллюстративной школы».

Понятие «школа» рассматривалось Н.И. Поповой достаточно традиционно: первоочередными считались задачи образования, а окружающая действительность служила базой для применения полученных знаний или подтверждением их объективности. Однако Н.И. Попова и ее единомышленники в центр педагогической технологии поставили проблему организации познавательной деятельности ребенка, в процессе которой он занял бы активную позицию исследователя. Содержание этой деятельности определялось одновременно учебными программами, интересами и потребностями ребенка. Различные виды деятельности (трудовая, игровая, творческая и др.) служат базой для реализации познавательной деятельности ребенка. Функция учителя -- быть в первую очередь не столько транслятором знаний, сколько организатором деятельности детей. Взаимоотношения его с детьми принимают характер сотрудничества в различных областях жизнедеятельности.

Исследователь названной педагогической технологии Л.И. Богомолова выделяет и характеризует следующие ее элементы:

Организация исследовательской деятельности как ведущий элемент технологии. Ребенок ставился в позицию исследователя окружающей жизни, самостоятельно организовывая экскурсии в различные учреждения, такие как кооператив, почтовое отделение и почтамт, хлебопекарня. На следующий год задания усложнялись -- исследовались железнодорожные учреждения: вокзал, депо, мастерские, завод и т. д. Старшая группа налаживала связь с Университетом трудящихся Востока, якутской дипломатической миссией и др. Для школы второй ступени связи еще более усложнялись. Ученики посещали и исследовали окрестные деревни, изучали быт, хозяйство, суеверия, обычаи, присутствовали на сходках, ездили в уездный город и обследовали административные здания, кооперативные организации, посещали заседания суда.

Исследование окружающей жизни происходило по следующей схеме:

Сбор материала путем исследовательской работы

Изучение, анализ собранного материала

Оформление результатов

Сфера изучения постепенно расширялась и усложнялась и результаты служили материалом для учебной исследовательской деятельности.

Источником учебного материала в рассматриваемой технологии являлись также различные виды трудовой деятельности взрослых и труд самих детей. Для реализации этого элемента технологии в «Школе жизни» один день в неделю был только трудовым. Основным видом труда здесь был самообслуживающий. Организации труда уделялось достаточно много времени и внимания, при этом соблюдались следующие принципы: не выдумывать работу; не перегружать детей трудом, лишая их детства; организация участия детей во всякой деятельности, необходимой для их жизни. Все вопросы, связанные с выяснением неотложных дел и распределением Последних, решались на общем собрании. Выбирались ответственные старосты для каждого вида работ. Старосты организовывали группы. В конце дня на собрании проходили отчеты групп и оценивалась работа каждой.

Другой вид труда в «Школе жизни» -- ручной труд в различных мастерских: столярной, корзиночной, швейной, переплетной, картонажной, сапожной и др. -- служил для освоения какого-либо ремесла в школе второй ступени. Этот труд не был связан с учебными занятиями. С учебной работой непосредственно связывался труд иллюстративный: изобразительные искусства, моделирование, диаграммы, чертежи, таблицы, коллекции, драматизация. Автор этой технологии определяла труд как составную часть широкого активного метода воспитания и обучения, однако он не являлся ведущим элементом. «Общеобразовательная работа, деятельность учения является стержневой, подчиняющей все другие».

Наиболее благоприятные условия для естественной трудовой деятельности создавались летом, когда городское отделение выезжало в деревню, где была большая усадьба с разнообразной растительностью, кустарниками, огородом, оранжереей; имелись молочный и мелкий скот, пасека. Все это позволяло педагогам поддерживать интерес к сельской жизни и связывать учебный материал с исследовательской деятельностью детей.

Одним из важнейших элементов данной технологии является организация игровой деятельности. «Школа жизни» делает игру опорным пунктом детского развития, рассматривая школу не только как место учебы, но и как место жизни. Можно выделить несколько видов игровой деятельности: свободная игра -- ничем не ограниченная игра в игрушки, кубики, куклы, лошадки, прятки и т.д. В такой игре ребенок проявляет и развивает свою индивидуальность и навыки общения с другими детьми, а кроме того, такая игра является продолжением его домашней детской жизни и помогает снимать противоречия между жизнью ребенка в школе и дома.

Другой вид игры -- подвижные игры, которые сочетают в себе
как свободу, так и руководство со стороны педагогов. Это состязания в беге, силе, а также плавание, лыжи, катание на санках, коньках и т. д. И работа в мастерских тесно связана с игровой деятельностью: изготовление игрушек, украшений для елки, костюмов и декораций для спектаклей и драматизации на уроках. Драматизация использовалась в «Школе жизни» с первого года обучения с целью развития творчества детей, их речи и различных навыков. Это мог быть экспромт без костюмов и декораций прямо в классе, когда ребята изображали в лицах героев сказок или фрагменты изучаемых литературных произведений, или специально поставленный, отрепетированный спектакль. В.И. Попова отмечала важную деталь: «При постановке спектакля с разучиванием текста важно, чтобы он не был самодовлеющим, чтобы подготовку не перешла в дрессировку; необходимо, чтобы для детей он остался «игрой». А это достигается очень осторожным выбором темы, которая должна совпадать с детскими переживаниями».

Можно сказать, что игровая деятельность использовалась и в обучении, и в организации жизнедеятельности вообще: это и оборудование жилых помещений и учебных комнат, выпуск газет и журналов, и уход за животными и растениями, и экскурсии, и многое другое. Считалось, что «чем больше игры в работе, тем ближе она ребенку, тем более она сливается с его жизнью». На игру как важнейший элемент рассматриваемой технологии необходимо обратить особое внимание, так как в дальнейшем, в ходе борьбы за утверждение новых подходов к воспитанию он будет практически утрачен.

Необходимо отметить, что «Школе жизни» приходилось преодолевать и много трудностей. Одна из них -- дурное влияние улицы. Чтобы ослабить это влияние и поддерживать максимум самостоятельности и творчества, в городском отделении был установлен длительный школьный день -- дети могут находиться в школе с 9 утра до 7 вечера. День делился на две части: с 9 до 12 -- учебные занятия; с 12 до 13 -- обед и отдых; с 13 до 15 -- учебные занятия; с 15 до 17 или 19 (в зависимости от возраста и желания) -- клубные занятия, т.е. работа в мастерских, студийное рисование и изготовление декораций; библиотека-читальня, редакция журнала, литературный кружок, кружок любителей природы и т. д. Клубные занятия не были обязательным и носили свободный характер, но были строго организованными и проводились по расписанию и систематически.

Еще одним элементом технологии была общественная деятельность, которая включала организацию музея и выставок работ детей. Экскурсоводами были сами ребята, они готовили доклады, давали пояснения. Занятия в кружках также имели общественную направленность. Так, драматический кружок ставил спектакли для соседних школ, для деревни, для уездных учителей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.