Современная детская литература живо откликнулась на те перемены, которые сейчас переживает общество, и в произведения для детей быстро вошли реалии сегодняшней действительности. Как правило, это приметы взрослой жизни, с которой современный ребёнок знаком не понаслышке. Так детская литература отражает характерную черту нашего времени - стирание граней между детским и взрослым миром и быстрое взросление маленького человека. [24, c. 88]
Вот, например, как начинается современная сказка - повесть Д. Емца "Королева мутантиков": "У взорвавшейся старой АЭС, от которой остался один фундамент и несколько полуразрушенных блоков, раскинулась Страна Мутантиков. Ее территория огромна, и где она заканчивается, никто не знает. Бывали случаи, когда мутантики отправляли экспедиции для исследования дальних земель, но никто никогда не возвращался, и в конце концов их перестали посылать".
Не менее современными деталями изобилует сказка Г. Генераленко "Анастасия - дочь купеческая": "Пришёл Купец за визой в Африку, а её ему не дают. Решил Купец пробиваться нелегалом. Тимофеевич справил ему "беретту" неучтённую и ТТ с патронами, паспортов разных справил с десяток. Лётчик нарисовал Купцу планов всяких, как границу переходить научил".
А вот одна из задач "Ненаглядного пособия по математике" Г. Остера: "Вовочка купил за 3 рубля одну отечественную жвачку и продал ее на уроке географии своей соседке по парте Наташке за 4 рубля. Наташка продала эту жвачку своей лучшей подруге Люсе за 4 рубля 50 коп. Люся разделила купленную жвачку пополам и одну половину сжевала, а другую продала Машеньке за 5 рублей. Машенька немножко пожевала жвачку, а потом завернула ее в иностранный фантик и продала ее Вовочке за 6 рублей. Счастливый Вовочка жевал жвачку до самого конца урока. Какую прибыль получила каждая из участвовавших в торговой операции девочек, и сколько истратил на свою жвачку Вовочка?".
Так в детскую литературу входит современная реальность - реальность катастроф, криминала, плохих новостей и рыночных отношений. Однако разные авторы по-разному используют приметы современности в художественном тексте. Одни играют на тяге юного читателя ко всему опасному и неизведанному и буквально переносят на страницы своих произведений атмосферу пугающей действительности, другие создают пародийную картину нашего времени, подчёркивая тем самым анормальность мира, в котором живут сегодняшние дети.
В то же время литература для детей обращается и к камерным темам, и на страницах детских произведений вновь появляются привычные ситуации: ребёнок дома, в детском саду, в школе. Среди сказочных персонажей можно встретить не только монстриков и мутантиков, но и обычных домашних животных: "Белый жеребёнок с большими сиреневыми глазами, густой пепельной гривой и такого же цвета длинными сероватыми ресницами, проснулся далеко заполночь в незнакомом месте" (Л. Никитина, "Про белого жеребёнка")…[6, c. 48-50]. Может быть в современных печатных изданиях дети могут узнать что-то полезное?
Анализ молодежных СМИ позволяет утверждать, что сегодняшняя молодежная пресса формирует определенные стереотипы общения, отношение к старшему поколению, к социуму, к основополагающим вопросам свободы, вероисповедания, культуры и т.д. [4, c. 89]
Существует несколько тем, которым в подростковых журналах уделяется особое внимание:
ь Отношения полов, секс и сексуальные отклонения.
ь Алкоголь и наркотики.
ь Взаимоотношения с родителями.
ь Отношение к материнству (отцовству).
ь Молодежная мода, аксессуары, технические и автомобильные новинки.
ь Музыка, кино, жизнь звезд.
ь Компьютерные игры и Интернет.
ь Культивирование образа «крутого парня». [9, c. 52-53]
По мнению психологов, в подростковом возрасте ребенок начинает соотносить свою личность с системой оценок окружающего мира. Поскольку школа, утратив педагогическую функцию, не фиксирует внимание подростка на положительных примерах, а семья нередко не дает жизненных установок, молодой человек начинает искать ориентиры для самоопределения в обществе своих сверстников и в молодежной прессе. Из СМИ ребенок черпает информацию, создающую стереотипы и модели его поведения, жизненные ценности и приоритеты. Подростковые СМИ можно рассматривать как канал опосредованного общения со взрослыми.
Именно поэтому подросток воспринимает преподносимые прессой сведения как достоверные, неоспоримые и доказательные. Тем более что молодежные СМИ формируют негативное отношение к родителям, создают отрицательный образ отца и матери, различными способами систематически дискредитируя и подрывая их авторитет. Более того, родители представляются как агрессоры, стремящиеся подавить естественную волю ребенка. «Злобные монстры и профессиональные зануды. Они достают тебя нудными нравоучениями, лезут в твою жизнь и не разрешают возвращаться домой позже десяти... Они только и думают, как бы ущемить тебя в правах», - говорят авторы современных молодежных журналов. «Никогда в жизни не ссорьтесь со своими предками! Пусть они полные кретины, уроды и т.п., не надо этого делать! Я на этом прокололась, теперь сижу с опухшими глазами и испорченной психикой», - вторят им «специалисты» из детских газет. [17, c. 10-14]
Подросткам даются подробные советы, как обманывать «родаков», пресекать вторжения в свою личную жизнь, и повествуется о средствах «воспитания отсталых обитателей общей жилплощади».
Причем важно не только, какую информацию о родителях преподносят детям молодежные СМИ, но и как они это делают. На жаргоне подростково-молодежной прессы родители именуются как «предки», «родаки», «кони», «шнурки», «черепа», что, по мнению психологов, также подрывает авторитет взрослого, поскольку презрительная лексика неизбежно влечет за собой презрительно-снисходительное отношение.
Таким образом, у подростков девальвируются понятия «умный взрослый», «любящий родитель», и ребенок начинает противопоставлять себя «чуждому и враждебному» родительскому крову, агрессивно отстаивая свои желания и интересы. [5, c. 268]
Впрочем, негативное отношение прививается не только к родителям, но и к остальному взрослому миру, особенно к пожилым людям, которые описываются презрительно-саркастическим тоном и становятся предметом насмешек.
На страницах молодежных журналов мы находим статьи под названием «Взбеси пассажира: экстрим-развлечения в общественном транспорте». В данном материале авторы дают рекомендации, как лучше избежать возможных притязаний со стороны старшего поколения на занятое подростком сидячее место и каким образом разнообразить поездку: изобразить больного туберкулезом, спящего, нетрезвого, глухонемого, приставать к пассажирам и т.п. [45, c. 48-49]
Еще в одном журнале даже существует рубрика под названием «Антипрепод», где читатели обмениваются многочисленным опытом по срыву уроков: «Достали учителя, не дает прохода завуч, Мариванна озверела? Пора с ними разобраться. Для этого есть масса способов. Образ учителя как более умного, справедливого, уважаемого низводится до враждебного, неуравновешенного, с низким интеллектуальным и духовным уровнем. Тем самым нарушается иерархия «взрослый-ребенок». [29, c. 46]
Относительно большой удельный вес в молодежной прессе имеют материалы, затрагивающие секс и околосексуальные темы. Эти вопросы вызывают наибольший интерес подростка, поскольку именно в этот период у человека формируются стереотипы общения с противоположным полом. На страницах журналов молодое поколение активно обсуждает проблемы секса.
В некоторых журналах есть рубрика, рассказывающая читателям о новых порносайтах, раздел писем читателей, обсуждающих свои сексуальные проблемы, и, конечно, масса статей с яркими названиями: «Группен секс», «Она + она. Любовь без конца», «Секс повсюду», «Секс втроем: тактика и стратегия». [21, c. 60]
В одном популярном печатном издании, которое позиционирует себя как «журнал для думающей молодежи», содержится целый каталог статей на тему секса: «Папа, мама, я - веселая семья», «Наши руки не для скуки», «Семейный секс» и т.п.
В некоторых журналах на откровенные вопросы читателей отвечает доктор-сексолог, которому можно написать в редакцию или по е-mail. Основной контингент читателей данного издания - школьники от 11 до 16 лет, которым специалист дает конкретные советы: как часто можно заниматься сексом, что делать, если порвался презерватив, какие средства контрацепции лучше применять. «Запретных тем и «стыдных» вопросов не бывает», - заверяют издатели.
Таким образом, под лозунгом свободы слова блокируются попытки защитить детей от непристойной информации. Происходит ранняя сексуализация детей, что провоцирует расторможенное поведение, которое может привести к серьезным психическим сдвигам. Упраздняются понятия «стыд», «нравственность», «мораль», а это, разрушительно влияет на психику, нравственное и духовное здоровье подрастающего поколения, неизбежно ведет к искажению личности подростка. [43, c. 8]
В газетах и журналах семья не рассматривается как сфера реализации личности. Супружество становится устаревшей формой сосуществования мужчины и женщины, и в качестве альтернативы подростку предлагается сексуальное партнерство, основанное не на принципах брака, а на идеях свободы от привязанностей и обязанностей. Молодого читателя ориентируют прежде всего на получение собственного удовольствия, на удовлетворение желаний, что невозможно при наличии семьи и особенно детей. Обо всех удовольствиях, большинство из которых станут запретными при создании семейного очага, и повествуется на страницах вышеупомянутых периодических изданий.
Не обходят СМИ стороной и актуальную тему наркотического бизнеса. В некоторых молодежных изданиях зачастую публикуются материалы, содержащие открытую пропаганду потребления наркотиков. Через публикации в юношеское сознание внедряется миф о возможности полного избавления от наркотической зависимости, дается подробная информация о различных видах и свойствах психотропных и наркотических веществ, о местах их приобретения и сбыта.
В одном журнале приводится список 15 наркосодержащих препаратов, которые продаются без рецепта либо без соблюдения норм рецептурного отпуска. А в другом напечатан материал «Сказки белого порошка», в котором говорится, что кокаин - самый богатый и элитарный наркотик, который в начале его употребления дает ощущение легкой искрящейся эйфории, вызывает желание общаться со всеми вокруг и делиться самым сокровенным.
На страницах этого же издания дети могут ознакомиться с информацией, какие наркотики изготовляют из конопли, станет ли марихуана легальной и какой эффект она имеет: «Марихуану получают из верхушек цветов с женских растений конопли, которые сушат и измельчают. Марихуана выглядит как чай от высоких до низких сортов и по цвету варьирует от серо-зеленого до зелено-коричневого. Марихуану также называют различными сленговыми именами. По некоторым подсчетам, их более 200». [37, c. 14-15]
Стоит отметить, что молодежные издания стараются позиционировать себя как партнеров по общению, тем самым завлекая подростковую аудиторию. Это отражается на языке изданий. В частности используется подростковый сленг с характерной «неправильной орфографией»: маза, перец, чел, мутить, запара, раша и т.п. Авторы берут себе псевдонимы, имитирующие детские клички, используют способ обращения от Я к Ты, и демонстративно нарушают правила орфографии по принципу «как слышится, так и пишется»: дарова, щастье, бырро, ананимно, панятно и т.п. [10, c. 15-17]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7