Рефераты. Современные реалии детства

p align="left">В последнее время дети стали меньше читать. Но дети, читающие современную детскую литературу, не получают пользы от чтения. Давайте проанализируем современную детскую литературу.

Современная детская литература живо откликнулась на те перемены, которые сейчас переживает общество, и в произведения для детей быстро вошли реалии сегодняшней действительности. Как правило, это приметы взрослой жизни, с которой современный ребёнок знаком не понаслышке. Так детская литература отражает характерную черту нашего времени - стирание граней между детским и взрослым миром и быстрое взросление маленького человека. [24, c. 88]

Вот, например, как начинается современная сказка - повесть Д. Емца "Королева мутантиков": "У взорвавшейся старой АЭС, от которой остался один фундамент и несколько полуразрушенных блоков, раскинулась Страна Мутантиков. Ее территория огромна, и где она заканчивается, никто не знает. Бывали случаи, когда мутантики отправляли экспедиции для исследования дальних земель, но никто никогда не возвращался, и в конце концов их перестали посылать".

Не менее современными деталями изобилует сказка Г. Генераленко "Анастасия - дочь купеческая": "Пришёл Купец за визой в Африку, а её ему не дают. Решил Купец пробиваться нелегалом. Тимофеевич справил ему "беретту" неучтённую и ТТ с патронами, паспортов разных справил с десяток. Лётчик нарисовал Купцу планов всяких, как границу переходить научил".

А вот одна из задач "Ненаглядного пособия по математике" Г. Остера: "Вовочка купил за 3 рубля одну отечественную жвачку и продал ее на уроке географии своей соседке по парте Наташке за 4 рубля. Наташка продала эту жвачку своей лучшей подруге Люсе за 4 рубля 50 коп. Люся разделила купленную жвачку пополам и одну половину сжевала, а другую продала Машеньке за 5 рублей. Машенька немножко пожевала жвачку, а потом завернула ее в иностранный фантик и продала ее Вовочке за 6 рублей. Счастливый Вовочка жевал жвачку до самого конца урока. Какую прибыль получила каждая из участвовавших в торговой операции девочек, и сколько истратил на свою жвачку Вовочка?".

Так в детскую литературу входит современная реальность - реальность катастроф, криминала, плохих новостей и рыночных отношений. Однако разные авторы по-разному используют приметы современности в художественном тексте. Одни играют на тяге юного читателя ко всему опасному и неизведанному и буквально переносят на страницы своих произведений атмосферу пугающей действительности, другие создают пародийную картину нашего времени, подчёркивая тем самым анормальность мира, в котором живут сегодняшние дети.

В то же время литература для детей обращается и к камерным темам, и на страницах детских произведений вновь появляются привычные ситуации: ребёнок дома, в детском саду, в школе. Среди сказочных персонажей можно встретить не только монстриков и мутантиков, но и обычных домашних животных: "Белый жеребёнок с большими сиреневыми глазами, густой пепельной гривой и такого же цвета длинными сероватыми ресницами, проснулся далеко заполночь в незнакомом месте" (Л. Никитина, "Про белого жеребёнка")…[6, c. 48-50]. Может быть в современных печатных изданиях дети могут узнать что-то полезное?

Анализ молодежных СМИ позволяет утверждать, что сегодняшняя молодежная пресса формирует определенные стереотипы общения, отношение к старшему поколению, к социуму, к основополагающим вопросам свободы, вероисповедания, культуры и т.д. [4, c. 89]

Существует несколько тем, которым в подростковых журналах уделяется особое внимание:

ь Отношения полов, секс и сексуальные отклонения.

ь Алкоголь и наркотики.

ь Взаимоотношения с родителями.

ь Отношение к материнству (отцовству).

ь Молодежная мода, аксессуары, технические и автомобильные новинки.

ь Музыка, кино, жизнь звезд.

ь Компьютерные игры и Интернет.

ь Культивирование образа «крутого парня». [9, c. 52-53]

По мнению психологов, в подростковом возрасте ребенок начинает соотносить свою личность с системой оценок окружающего мира. Поскольку школа, утратив педагогическую функцию, не фиксирует внимание подростка на положительных примерах, а семья нередко не дает жизненных установок, молодой человек начинает искать ориентиры для самоопределения в обществе своих сверстников и в молодежной прессе. Из СМИ ребенок черпает информацию, создающую стереотипы и модели его поведения, жизненные ценности и приоритеты. Подростковые СМИ можно рассматривать как канал опосредованного общения со взрослыми.

Именно поэтому подросток воспринимает преподносимые прессой сведения как достоверные, неоспоримые и доказательные. Тем более что молодежные СМИ формируют негативное отношение к родителям, создают отрицательный образ отца и матери, различными способами систематически дискредитируя и подрывая их авторитет. Более того, родители представляются как агрессоры, стремящиеся подавить естественную волю ребенка. «Злобные монстры и профессиональные зануды. Они достают тебя нудными нравоучениями, лезут в твою жизнь и не разрешают возвращаться домой позже десяти... Они только и думают, как бы ущемить тебя в правах», - говорят авторы современных молодежных журналов. «Никогда в жизни не ссорьтесь со своими предками! Пусть они полные кретины, уроды и т.п., не надо этого делать! Я на этом прокололась, теперь сижу с опухшими глазами и испорченной психикой», - вторят им «специалисты» из детских газет. [17, c. 10-14]

Подросткам даются подробные советы, как обманывать «родаков», пресекать вторжения в свою личную жизнь, и повествуется о средствах «воспитания отсталых обитателей общей жилплощади».

Причем важно не только, какую информацию о родителях преподносят детям молодежные СМИ, но и как они это делают. На жаргоне подростково-молодежной прессы родители именуются как «предки», «родаки», «кони», «шнурки», «черепа», что, по мнению психологов, также подрывает авторитет взрослого, поскольку презрительная лексика неизбежно влечет за собой презрительно-снисходительное отношение.

Таким образом, у подростков девальвируются понятия «умный взрослый», «любящий родитель», и ребенок начинает противопоставлять себя «чуждому и враждебному» родительскому крову, агрессивно отстаивая свои желания и интересы. [5, c. 268]

Впрочем, негативное отношение прививается не только к родителям, но и к остальному взрослому миру, особенно к пожилым людям, которые описываются презрительно-саркастическим тоном и становятся предметом насмешек.

На страницах молодежных журналов мы находим статьи под названием «Взбеси пассажира: экстрим-развлечения в общественном транспорте». В данном материале авторы дают рекомендации, как лучше избежать возможных притязаний со стороны старшего поколения на занятое подростком сидячее место и каким образом разнообразить поездку: изобразить больного туберкулезом, спящего, нетрезвого, глухонемого, приставать к пассажирам и т.п. [45, c. 48-49]

Еще в одном журнале даже существует рубрика под названием «Антипрепод», где читатели обмениваются многочисленным опытом по срыву уроков: «Достали учителя, не дает прохода завуч, Мариванна озверела? Пора с ними разобраться. Для этого есть масса способов. Образ учителя как более умного, справедливого, уважаемого низводится до враждебного, неуравновешенного, с низким интеллектуальным и духовным уровнем. Тем самым нарушается иерархия «взрослый-ребенок». [29, c. 46]

Относительно большой удельный вес в молодежной прессе имеют материалы, затрагивающие секс и околосексуальные темы. Эти вопросы вызывают наибольший интерес подростка, поскольку именно в этот период у человека формируются стереотипы общения с противоположным полом. На страницах журналов молодое поколение активно обсуждает проблемы секса.

В некоторых журналах есть рубрика, рассказывающая читателям о новых порносайтах, раздел писем читателей, обсуждающих свои сексуальные проблемы, и, конечно, масса статей с яркими названиями: «Группен секс», «Она + она. Любовь без конца», «Секс повсюду», «Секс втроем: тактика и стратегия». [21, c. 60]

В одном популярном печатном издании, которое позиционирует себя как «журнал для думающей молодежи», содержится целый каталог статей на тему секса: «Папа, мама, я - веселая семья», «Наши руки не для скуки», «Семейный секс» и т.п.

В некоторых журналах на откровенные вопросы читателей отвечает доктор-сексолог, которому можно написать в редакцию или по е-mail. Основной контингент читателей данного издания - школьники от 11 до 16 лет, которым специалист дает конкретные советы: как часто можно заниматься сексом, что делать, если порвался презерватив, какие средства контрацепции лучше применять. «Запретных тем и «стыдных» вопросов не бывает», - заверяют издатели.

Таким образом, под лозунгом свободы слова блокируются попытки защитить детей от непристойной информации. Происходит ранняя сексуализация детей, что провоцирует расторможенное поведение, которое может привести к серьезным психическим сдвигам. Упраздняются понятия «стыд», «нравственность», «мораль», а это, разрушительно влияет на психику, нравственное и духовное здоровье подрастающего поколения, неизбежно ведет к искажению личности подростка. [43, c. 8]

В газетах и журналах семья не рассматривается как сфера реализации личности. Супружество становится устаревшей формой сосуществования мужчины и женщины, и в качестве альтернативы подростку предлагается сексуальное партнерство, основанное не на принципах брака, а на идеях свободы от привязанностей и обязанностей. Молодого читателя ориентируют прежде всего на получение собственного удовольствия, на удовлетворение желаний, что невозможно при наличии семьи и особенно детей. Обо всех удовольствиях, большинство из которых станут запретными при создании семейного очага, и повествуется на страницах вышеупомянутых периодических изданий.

Не обходят СМИ стороной и актуальную тему наркотического бизнеса. В некоторых молодежных изданиях зачастую публикуются материалы, содержащие открытую пропаганду потребления наркотиков. Через публикации в юношеское сознание внедряется миф о возможности полного избавления от наркотической зависимости, дается подробная информация о различных видах и свойствах психотропных и наркотических веществ, о местах их приобретения и сбыта.

В одном журнале приводится список 15 наркосодержащих препаратов, которые продаются без рецепта либо без соблюдения норм рецептурного отпуска. А в другом напечатан материал «Сказки белого порошка», в котором говорится, что кокаин - самый богатый и элитарный наркотик, который в начале его употребления дает ощущение легкой искрящейся эйфории, вызывает желание общаться со всеми вокруг и делиться самым сокровенным.

На страницах этого же издания дети могут ознакомиться с информацией, какие наркотики изготовляют из конопли, станет ли марихуана легальной и какой эффект она имеет: «Марихуану получают из верхушек цветов с женских растений конопли, которые сушат и измельчают. Марихуана выглядит как чай от высоких до низких сортов и по цвету варьирует от серо-зеленого до зелено-коричневого. Марихуану также называют различными сленговыми именами. По некоторым подсчетам, их более 200». [37, c. 14-15]

Стоит отметить, что молодежные издания стараются позиционировать себя как партнеров по общению, тем самым завлекая подростковую аудиторию. Это отражается на языке изданий. В частности используется подростковый сленг с характерной «неправильной орфографией»: маза, перец, чел, мутить, запара, раша и т.п. Авторы берут себе псевдонимы, имитирующие детские клички, используют способ обращения от Я к Ты, и демонстративно нарушают правила орфографии по принципу «как слышится, так и пишется»: дарова, щастье, бырро, ананимно, панятно и т.п. [10, c. 15-17]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.