Рефераты. Современные виды и формы процесса обучения

оворя об особенностях дистанционных технологий обучения, сотрудники отмечали, что данный вид обучения подходит не для всех: система подготовки в российских школах пока не ориентируется на формирование самостоятельности у учащихся, а иногда человеку данная технология просто не подходит.

Основная цель дистанционного обучения - позволить учиться всем желающим, у кого есть стремление получить профессию.

Интерес к данной технологии обучения интервьюируемые видят не только в желании получить образование, но и в том, что информационные технологии внедряются в нашу повседневную жизнь.

Потенциал дистанционных технологий оценивается высоко. Однако возможная замена традиционных технологий дистанционными оценивается интервьюируемыми осторожно: в ответах собеседники высказывали мысль о том, что любому человеку необходимо предоставлять альтернативу и свободу выбора образовательных технологий. Но при этом респонденты были едины во мнении, что за дистанционными технологиями - будущее. Дистанционно обучающиеся студенты более адаптированы к внешним условиям, они более самостоятельны, общительны и коммуникабельны, не боятся принимать важные решения, а значит, в современном мире бизнеса им будет легче.

Заключение

Одним из серьезнейших недостатков всей системы отечественного образования до сих пор остается неизживаемый «знаниевый подход» («знаниевая парадигма») - обучающийся по-прежнему рассматривается как бы в роли «копилки», в которой накапливаются знания, умения, навыки. Между тем, учение необходимо рассматривать как активную деятельность обучающегося по самоизменению. Таким образом, принципиально новый подход ко всей постановке учебно-воспитательного процесса в современных социально-экономических условиях заключается в том, чтобы ответить на один вроде бы простой, но очень существенный для всей российской школы вопрос: учащегося, студента, слушателя учат, или он учится?

Ответить на этот вопрос поможет использование видов и форм организации, которые мы рассмотрели. Здесь важны не только сами формы, но и их комбинации, использование как основных, так и сопутствующих форм.

Сопутствующие формы организации обучения позволяют обучающимся глубоко и разнообразнее познавать жизнь, развивать свои творческие силы, духовно обогащаться, приобретая дополнительную информацию, воспитывать в себе деловые черты характера.

В заключении можно сказать, что только рационально сочетание традиционной классно-урочной системы обучения и нетрадиционных форм позволит организовать процесс обучения таким образом, чтобы обучающиеся были мотивированны на получение образования и самооценку.

Литература

1. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М., 1989

2. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия/Под ред. И.А. Каирова, Ф.Н. Петрова, Т.3. М.: Советская энциклопедия, 1966. - 880 с. (Энциклопедии. Словари. Справочники.)

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 176 с.

4. Кузнецов Ю.Ф., Голубева В.П. Исследование опыта применения дистанционных технологий обучения в условиях колледжа. Пермь: ППКК, 2006

5. Куриленко Л.В. Инновационное обучение как условие индивидуально-личностного развития школьников// Педагогика, 1999. №3. С.12-31.

6. Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. М.,: Академия 1985. - 246 с.

7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. - 668 с.

8. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - м.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.

9. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец./ И.Ф. Харламов. -4-е изд., перераб.и доп. -М.: Гардарики, 2002. - 517 с.

10. Хуторский А.В. Формы и методы обучения. [Электронный ресурс]. - М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2005

11. Хуторский А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб.: Питер, 2004. - 541 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).

Приложение 1

План - конспект традиционного построения занятия для среднего профессионального учебного заведения

ТЕМА ЗАНЯТИЯ «РАЗМЕТКА»

Дата проведения занятия ___________ Предмет: Слесарное дело

ФИО Сулейманов Р.Р.

Тип урока: Изучение операции нанесения разметки.

Цель урока: Формирование умений и навыков выполнения разметки.

Задачи урока:

1. Научить учащихся приемам нанесения разметки.

2. Развивать практические умения нанесения разметки, правильного использования рабочего и измерительного инструмента.

3. Воспитание бережного отношения к инструменту, аккуратности и внимательности.

План урока.

№ п/п

Этап

Время, мин

Действие педагога

Действие учащихся

Метод

1.

Организационный

7

Приветствие, проверка присутствующих.

Приветствие

Беседа.

2.

Вводный инструктаж

40

1. Дать понятие о разметке и ее видах.

- Определение разметки: Разметка - это операция нанесения на обрабатываемую деталь или заготовку различных линий - рисок, определяющих контуры деталей или мест, подлежащих обработке, т.е. основное назначение - указание границ, до которых надо обработать заготовку, для контроля правильности обработки, для проверки заготовки.

- Виды разметки:

- плоскостная - построение на плоскости;

- пространственная - построение в различных плоскостях под различными углами друг к другу.

2. Сообщение знаний об инструментах, применяемых для нанесения разметки, измерительных инструментах.

3. Объяснение последовательности выполнения разметки:

1) рихтуют и замачивают заготовку;

2) поверхность обрабатывают медным купоросом (три ложки на стакан воды) или меловым раствором;

3) определяют базу детали, от которой будут наноситься риски, т.е. производят измерение и отсчет размеров;

4) риски наносят в следующем порядке:

- горизонтальные

- вертикальные

- наклонные

- окружности, дуги и т.д.

Показать приемы геометрических построений, применяемых при нанесении разметки.

4. Выдача задания учащимся «Нанести разметку гаечного ключа на данную заготовку»

5. Критерии оценивания:

- последовательность выполнения операций по нанесению разметки

- правильное определение базы детали

- точное нанесение размеров

- правильное и безопасное использование инструментов

Слушают, задают вопросы по выполнению работы, выполняют практические примеры геометрических построений.

Демонстрация, объяснение.

3.

Текущий инструктаж

100

Наблюдение за рабочим процессом учащихся:

1) проверка организации и содержания рабочих мест:

- готовность учащихся к выполнению работы (наличие заготовки, инструментов, материалов)

2) проверка правильности выполнения операций:

- рихтования

- обработки поверхности заготовки медным купоросом

- определения базы детали и отсчет размеров

- нанесения рисок

3) проведение текущего инструктажа при возникновении трудностей в работе у учащихся;

4) проведение демонстрационного разбора ошибки, повторяющейся у нескольких учащихся, с указанием правильного хода работы.

Выполняют работу, соблюдают технику безопасности.

Наблюдение, беседа, самостоятельная работа.

4.

Заключительный инструктаж

13

Проверка выполненных работ. Выставление оценок. Обсуждение возникших трудностей и ошибок, способов их устранения.

Уборка рабочих мест, назначение дежурных.

Слушают, делают выводы о выполненной работе, выполняют уборку мастерской.

Беседа.

Приложение 2

План - конспект зачетного занятия

ТЕМА ЗАНЯТИЯ «ОСНОВЫ ТЕОРИИ СЖАТИЯ ВОЗДУХА.

СВЕДЕНИЯ О ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ.»

Дата проведения занятия ___________

Предмет: __________________________

ФИО Сулейманов Р.Р.

Тип урока: Зачет по теме

Цель урока: Проверка качества запоминания материала по пройденной теме.

Задачи урока:

4. Повторить сведения о пневматической энергии.

5. Закрепить знания о компрессорах и их классификации..

6. Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность.

План урока.

№ п/п

Этап

Время (мин)

Действие педагога

Действие учащихся

Метод

1

Организационный

5

Приветствие, проверка присутствующих.

Приветствие

Беседа.

2

Вводный инструктаж

15

1. Повторение основных понятий по теме зачета:

- Определение «пневматической энергии»

- Свойства воздуха (конденсация и влажность, испарение и парообразование, плотность, удельный вес, вязкость);

- Параметры, характеризующие состояние воздуха (давление, температура, удельный объем);

- Принципы действия поршневого компрессора;

- Характеристика процесса сжатия воздуха в цилиндре поршневого компрессора.

2. Выдача задания учащимся (получают индивидуальные карточки, которые содержат четыре вопроса, имеется три варианте карточек)

3. Критерии оценивания работы:

- ответ на каждый вопрос должен быть полный и развернутый.

Слушают, задают вопросы по выполнению работы, выбирают карточку-задание.

Демонстрация, объяснение.

3

Текущий инструктаж

120

Наблюдение за рабочим процессом учащихся:

5) проверка организации и содержания рабочих мест:

- готовность учащихся к выполнению самостоятельной проверочной работы (наличие карточки-задания, отсутствие учебных пособий, подсказок)

6) проверка правильности выполнения самостоятельной проверочной работы:

- на каждый вопрос должен быть представлен полный ответ

- на дополнительные вопросы должны быть представлены правильные ответы (при необходимости).

Выполняют работу.

Наблюдение, беседа, самостоятельная работа.

4

Заключительный инструктаж

20

Проверка выполненных работ. Выставление оценок. Обсуждение возникших трудностей и ошибок, способов их устранения.

Уборка рабочих мест, назначение дежурных.

Слушают, делают выводы о выполненной работе, выполняют уборку аудитории.

Беседа.

Приложение 3

План-конспект занятия факультатива

Тема: «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЦВЕТКА»

ЦЕЛЬ: изготовить поделку, подарок к празднику.

ЗАДАЧИ:

Ш Научить детей скручивать пружину из проволоки,

Ш Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Ш Формировать чувство прекрасного, эстетический вкус.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

Для изготовления одного цветка потребуется:

Ш Медная проволока, длиной около 1 метра

Ш Шерстяные нитки

Ш Пустой стержень от писчей ручки

Дети изготавливают цветы, которые можно использовать как самостоятельные подарки. А можно собрать коллективную работу, и использовать ее для украшения интерьера.

Изготовление цветка показано в технологической карте.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦВЕТКА

Операция

Процесс

Результат

Изготовление пружины - основы для лепестков и стебля цветка

1. На стержень наматывает кусок проволоки

2. Аккуратно снимаем полученную пружину со стержня

Готовую пружину немного растягиваем и сворачивает в петли

Изготовление лепестков цветка

1. От основания петли начинаем накладывать нить через один виток пружины

2. В обратную сторону накладываем нить в пропущенные витки пружины

Закрепляем нитку в основании петли.

Монтаж лепестков

1. Готовые лепестки скрепляем между собой

Приложение 4

План-конспект занятия по технологии

Тема: Выжигание по ткани.

Занятие на 3 часа.

Изделия: воротнички, манжеты, салфетки.

Цель занятия:

Образовательная: освоение техники обработки ткани способом выжигания, применение этой техники для украшения одежды и предметов быта.

Развивающая: развитие глазомера, точности движений, художественного вкуса.

Воспитательная: развитие коммуникативности, умения работать в коллективе.

Применяемые материалы: ткань (капрон), бумага.

Инструменты: карандаш простой и цветной, ножницы.

Оборудование: выжигатели по дереву.

Приспособления: настольная лампа, копировальная бумага.

Ход занятия:

Девочки занимают рабочие места. Приветствуем их и начинаем беседу.

Сегодня, девочки, будем разговаривать об отделке ткани. Расскажите, какие виды отделки ткани, украшения одежды вы знаете? Девочки рассказывают о вышивке, мережке и т.д. Добавляем то что они не назвали. Большинство видов отделки на ткани исполняется с помощью ниток и иголки, например, вышивка гладью, крестиком, мережка, или вышивка швейной машинкой - машинные буфы.

Есть вид художественной обработки ткани, где не нужны нитки и иголки - это выжигание по ткани. Такой способ обработки вы видите на блузах, продаваемых в магазинах. Ткань по краю воротника или манжет как бы вырезана фестонами, украшена сквозными отверстиями, точками и почему-то не осыпается. Это достигается следующим образом: такие детали штампуются металлическими трафаретами, нагретыми до определенной температуры, ткань в местах соприкосновения с металлом оплавляется, и как бы вырезается. Такой способ обработки вы видите на блузках, продаваемых в магазинах. Ткань по краю воротника, манжет как бы вырезана фестонами, украшена сквозными отверстиями, точками и она почему-то не осыпается. Это достигается следующим образом: такие детали штампуются металлическими трафаретами, нагретыми до определенной t, ткань в местах соприкосновения с металлом оплавляется, и как бы вырезаются, выдавливаются нужные детали одежды из куска ткани. Такой способ возможен только на термоплавких тканях: это капрон, тюль. Выполняется такая работа на станке с предварительным изготовлением металлических трафаретов. В домашних условиях подобные вещи можно сделать с помощью выжигателя по дереву. Это более длительный процесс, трудоемкий, может быть менее чистый, но зато какой простор для нашей фантазии: можно свести рисунок из журнала, можно нарисовать самому и осуществить любую задумку. Что именно можно сделать: воротнички, манжеты, кокетки, салфетки, фигурки для аппликации. Нарисованную на бумаге деталь переводим на ткань, а затем выжигаем. Этим мы с вами и займемся сейчас.

Показать девочкам вещи, выполненные своими руками. Пока они рассматривают, попросить двух девочек раздать бумагу, карандаш. Положить на стол комплект вышивок по ткани, забавные картинки со зверюшками, и предложить девочкам с их помощью выбрать себе изделие и оформить его на бумаге. Обратить внимание, что для первого раза нужно выбрать изделие попроще. Девочки рисуют, преподаватель ходит между ними, помогает советами, подсказывает, как сделать лучше. Нарисованные детали вырезаем (вспоминаем ТБ при работе с ножницами). На стуле стоит настольная лампа, покрытая стеклом. Девочкам выдается кусок ткани и объясняется как с помощью лампы перевести рисунок на ткань. Объясняем еще один способ - через копирку. Девочки переводят рисунок. На отдельном столике оборудовано рабочее место с выжигателем: стол покрыт стеклом, выжигатель расположен справа на подставке. Объясняем меры предосторожности работы с электровыжигателем, показываем приемы работы. Предлагаем девочкам выполнить свои работы. По мере выполнения накалываем изделия на ткань: светлые на темную и наоборот. Хвалим себя за работу: «Какие мы молодцы, какие рукодельницы!»

Прибираем рабочие места. До свидания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.