Цель: исследование уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
1. Выявление уровня развития творческих способностей детей в музыкально-ритмическом движении.
Задание1. Исполнительское творчество. Танцевальная композиция «Если добрый ты» (Музыка Б.Савельева из м/ф «Кот Леопольд»).
Дети свободно располагаются по всему залу, выполняют самостоятельно знакомую им танцевальную композицию.
Критерии оценки:
а)Музыкальность.
2 балла - умеет передавать характер музыки, самостоятельно начинает и заканчивает движение вместе с музыкой, меняет движения на каждую часть музыки.
1 балл - в движениях выражается общий характер музыки, темп.
0 баллов - движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, с начало ми концом произведения.
б)Эмоциональность.
2 балла - умеет ярко передавать мимикой, пантомимой, жестами радость, удивление, восторг, грусть исходя из музыки и содержания композиции, подпевает, приговаривает во время движения, помогая этим себе.
1 балл - передаёт настроение музыки и содержание композиции характером движений без ярких проявлений мимики и пантомимики.
0 баллов - затрудняется в передаче характера музыки и содержания композиции движением, мимика бедная, движения невыразительные.
Задание 2. Композиционное творчество. Импровизация «Озеро» (музыка К.Сен-Санса «Аквариум» из сюиты «Карнавал животных»).
Инструкция: Сейчас мы представим, что находимся на дне озера. В озере растут водоросли и плавают рыбки. Подумайте, кого бы вы хотели изобразить, послушайте музыку и представьте себя в выбранной роли (слушание произведения). А теперь изобразите в движении то, что вы услышали, увидели и почувствовали (водорослям предлагается выбрать шифоновые шарфики, а рыбкам - накидки, изображающие чешую).
в)Творческие проявления.
2 балла - проявляет свои фантазии, придумывает свои варианты движения для передачи характера музыки, игрового образа, используя при этом выразительный жест и оригинальные движения.
1 балл - затрудняется в придумывании своих движений для передачи характера музыки, игрового образа, но прослеживается стремление к этому; исполняет знакомые движения под новую музыку.
0 баллов - отказывается придумывать свои движения для передачи характера музыки, игрового образа, копирует движения других детей и взрослого, не может исполнять знакомые движения под новую музыку самостоятельно.
2. Выявление уровня развития творческих способностей детей в пении.
Задание 1. Вопросно-ответные интонации.
Инструкция: «Сейчас мы будем задавать друг другу музыкальные вопросы, а затем отвечать на них. Ты согласен? Тогда можно, я начну?»
Педагог пропевает музыкальный вопрос, ребёнок пробует ответить ему. Задача взрослого - раскрепостить ребёнка, дать ему почувствовать свободу, чтобы он мог выразить себя в импровизации.
2 балла - использование мелодических оборотов, построенных на 3-4 звуках
1 балл - использование мелодических оборотов, простроенных на 2 звуках
0 баллов - использование 1 звука или проговаривание
Задание 2. Сочинение мелодии на заданный текст.
Инструкция: Педагог спрашивает, хочет ли ребёнок сочинить песню (найти мелодию). Предлагается следующий текст:
Киса-кисанька-краса,
Шубка очень хороша.
Мордочка усатая,
Спинка полосатая.
Сначала ребёнок повторяет за педагогом каждую строку («Играем в «Эхо»), говоря выразительно, слегка нараспев. Затем взрослый проговаривает слова тихо, а ребёнок их пропевает.
2 балла - использование оригинального ритма и развёрнутой мелодической линии
1 балл - использование простейших ритмических формул и 2-3 звуков в мелодии
0 баллов - ритмическое однообразие, использование 1 звука или проговаривание
3. Выявление уровня развития творческих способностей детей в игре на детских музыкальных инструментах.
Задание 1. Сочинение ритмических рисунков.
Инструкция: «Давай представим, что мы пришли в лес и услышали, как разговаривают между собой два дятла». Ребёнку предлагается на выбор использовать деревянные кубики, палочки или ложки. Педагог выстукивает ритмический рисунок (задаёт вопрос), а ребёнок сочиняет ответ, и наоборот.
2 балла - оригинальные ритмические рисунки, отличные от рисунков педагога
1 балл - использование усвоенных ранее ритмических рисунков без копирования ритма педагога
0 баллов - копирует ритмические рисунки педагога
Задание 2. Сочинение мелодий на металлофоне.
Инструкция: «Что тебе больше нравится: фортепиано, ксилофон или металлофон? Хочешь о чём-нибудь сыграть? Попробуй. Сыграй свою песенку, о чём хочешь».
Ребёнку предлагается на выбор - фортепиано, ксилофон, металлофон.
Если этот вариант не принимается, задание упрощается: «Сыграй про зайку», «Про мишку» и т.д.
2 балла - сочинение включает элементы мелодии и оригинальный ритм.
1 балл - мелодическое и ритмическое однообразие.
0 баллов - просто перебирает пластинки, клавиши.
4. Выявление способности к творческому восприятию музыкального произведения (Э.Григ «Утро»).
Инструкция: послушай музыкальное произведение, которое называется «Утро» (1 прослушивание). Попробуй нарисовать, что ты представляешь, чувствуешь, когда слушаешь эту музыку (2 прослушивание). Расскажи, что ты представил, почувствовал, что изобразил в своём рисунке.
Если ребёнок отказывается рисовать, то предлагается просто выразить словами то, что он услышал, почувствовал.
2 балла - передаёт свои ощущения, представления о музыкальном произведение в рисунке и в речевом высказывании.
1 балл - передаёт свои ощущения и представления о музыкальном произведении либо в рисунке, либо в речевом высказывании.
0 баллов - не справляется с заданием.
Примечание: в этом задании оценивается не качество детских рисунков и высказываний, а сама способность ребёнка к творческому восприятию музыки и выражению услышанного в рисунке и рассказывании.
Все баллы, полученные детьми в процессе выполнения заданий, складываются, выводится общий балл.
Уровни развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности:
Высокий - 16-14 баллов
Выше среднего - 13-11 баллов
Средний - 10-7 баллов
Ниже среднего - 6-3 балла
Низкий - 2-0 баллов
Задания на выявление способностей в танцевальном творчестве и творческого восприятия музыки проводились с двумя подгруппами детей по 6 и 5 человек, остальные задания предлагались детям индивидуально. Результаты заносились в таблицу (Приложение № 1).
В результате выполненных заданий мы выделили следующее:
Высокий уровень развития творческих способностей в музыкальной деятельности имеют 2 ребёнка, выше среднего - 2, средний - 3, ниже среднего - 3, низкий уровень имеет 1 ребёнок. Полученные данные мы представили в виде диаграммы (Приложение № 4).
Из результатов диагностики следует вывод о том, что большинство детей находится на среднем и ближе к среднему уровнях развития творческих способностей в музыкальной деятельности. Это говорит о необходимости целенаправленной работы с каждым ребёнком с целью дальнейшего развития детского музыкального творчества.
2. Изучение организации педагогических условий для развития детского творчества в семье.
Для изучения создания условий для развития творческих способностей в семье мы предложили родителям анкету (Приложение № 5). Сводные результаты проведённого анкетирования разместили в таблице (Приложение № 6).
Отвечая на вопрос о развитии творческих способностей в музыкальной деятельности, 4 человека считают, что способности нужно развивать в дошкольном учреждении, 2 человека придерживаются мнения о развитии творческих способностей в семье, 5 человек считают необходимым проведение этой работы как в семье, так и в детском саду.
Уровень теоретической подготовленности родителей по вопросу создания условий для развития музыкального творчества ребёнка дома 1 человек считает высоким, 6 - средним, 4 - низким.
Условия для музыкального творчества ребёнка в семье считают недостаточно созданными 6 родителей, хорошо созданными - 2. На отсутствие таких условий указывают 3 человека.
В большинстве семей знакомство ребёнка с произведениями искусства происходит через слушание музыкальных произведений (9 родителей). Также имеет место посещение театров, концертов (4 семьи). В семье 1 ребёнка никак не знакомят с произведениями искусства.
В большинстве семей дети чаще слышат детские песни и музыкальные произведения (8 ответов), современную музыку (7 ответов). Только 2 семьи предлагают ребёнку для прослушивания классическую музыку.
Из группы детей 1 ребёнок посещает музыкальную школу, 1 ребёнок - танцевальные занятия. В остальных семьях (9 человек) не проводится никакого целенаправленного обучения детей музыкой или танцами.
Регулярно поют с детьми родители 3 детей, иногда - 7 детей, не поют в 1 семье.
В большинстве семей никто не владеет игрой на музыкальном инструменте (8 ответов), 1 человек немного владеет, в семьях 2 детей владеют игрой на инструменте достаточно хорошо.
У большего количества детей дома имеются музыкальные игрушки (7 ответов), 2 ребёнка имеют настоящий музыкальный инструмент, у 3 детей не имеется ничего (Уточнение: музыкальными игрушками родители называют электронное фортепиано, микрофон, на котором воспроизводятся стандартные мелодии, и другие игрушки подобного типа, звучащие молоточки, игрушку-металлофон, на котором пластинки имеют не совсем точную высоту звучания).
Все родители ответили, что постараются сделать так, чтобы их ребёнок захотел заниматься музыкальным творчеством. Для этого 7 человек хотели бы получить от педагогов ДОУ практическое занятие, 4 человека - консультацию, 1 человек - подбор специальной литературы.
Проанализировав подученные данные, мы сделали ряд выводов.
В целом родители понимают необходимость развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности, причём большая часть родителей считают это задачей как семьи, так и дошкольного учреждения. Это даёт возможность взаимодействовать с семьёй и в ближайшем будущем дать установку на развитие творческих способностей детей в музыкальной деятельности в семье.
Уровень теоретической подготовленности родителей в вопросе создания условий детского музыкального творчества не достаточно высок, и как результат этого - недостаточное создание этих условий в большинстве семей.
В некоторых семьях практикуется посещение театров, концертов, но большинство ограничивается слушанием музыкальных произведений, которые, исходя из ответов родителей, являются чаще всего современной музыкой или детскими песнями и произведениями. Дети дома практически не знакомятся с классическими музыкальными произведениями, что значительно обедняет их музыкальные впечатления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6