Наиболее эффективная форма работы по восстановлению контактов со школой и семьей - организация педагогической и психологической помощи и поддержки ребенку или семье (консультирование, индивидуальный подход к обучению и воспитанию ребенка, родительский всеобуч правового характера и т.п.). Совместная деятельность педагогов, родителей и детей является успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Направления работы образовательного учреждения по профилактике безнадзорности многоплановы.
Работа с семьей включает в себя диагностику детско-родительских отношений, типа семьи, оказание различных видов помощи и поддержки семье, постоянный контакт школы с семьей.
С ребенком проводится диагностика и изучение личностных особенностей личности, создание «ситуации успеха», педагогическая помощь и поддержка, щадящий режим обучения.
Так же необходима работа с педагогическим коллективом образовательного учреждения и заниматься повышением педагогической культуры родителей.
Профилактика безнадзорности будет эффективна, если создавать условия для успешности ребенка в учебной деятельности и эмоционально позитивную систему отношений со сверстниками, родителями, учителями Мустаева Ф.А. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. - М., 2003..
Также несовершеннолетний должен быть психологически и социально защищен (знать свои права и обязанности, их соблюдение всеми участниками учебно-воспитательного процесса, психологическое и социальное равенство всех детей в стенах одного образовательного учреждения, исключение дискриминации по любому признаку).
Для предупреждения безнадзорности в школе необходима целенаправленная работа с родителями как групповая, та и индивидуальная. К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями, рекомендации и консультации по вопросам воспитания и обучения ребенка, посещение семьи, которое позволяет лучше узнать условия, в которых живет ребенок; а иногда предпринять определенные меры для их улучшения.
Социальный педагог всегда остается на стороне ребенка, стремится не приспособить безнадзорного к окружающей среде, а помочь ему самому приспособиться к ней с минимальными потерями.
Работу социального педагога с безнадзорными и беспризорными детьми можно разделить на два направления - это профилактическое и коррекционно-реабилитационное.
Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности с этими детьми включает в себя Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток, 2002.
:
- работу по организации благоприятной среды воспитания и общения;
- своевременную коррекцию семейных отношений;
- поиск форм занятости детей в свободное время;
- формы опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи;
- постановка детей на социально-педагогический учет;
- патронирование отдельных детей.
Коррекционно-реабилитационное направление предполагает скорую социально-педагогическую помощь, такую как:
- постановку ребенка на учет;
- экспресс-диагностика состояния несовершеннолетнего;
- диагностика личностных особенностей и социальной ситуации развития ребенка;
- решение вопроса о месте, куда будет направлен несовершеннолетний;
- информирование семьи (или государственного учреждения) о месте пребывания ребенка;
- состояние несовершеннолетнего и программа дальнейшей работы с ним;
- организация необходимых контактов со специалистами для оказания психологической, медицинской, правовой помощи несовершеннолетнему;
- разработка и реализация программы по адаптации ребенка к социально здоровой среде, восстановлению или компенсации утраченных социальных связей, позитивных форм активности в игре, познании, труде.
Следует остановиться на методах работы школьного социального педагога по профилактике безнадзорности несовершеннолетних:
1. Метод убеждения - педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.
2. Метод наблюдения - дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.
3. Метод беседы - важно, чтобы социальный педагог готовился к беседе. Ему в этом может помочь анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.
4. Опрос - это исследовательский метод, позволяющий выявлять психологические особенности людей на основе их ответов на предложенные устные и письменные вопросы.
5. Метод социометрии - при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.
6. Метод анкетирования - метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых.
7. Метод тестирования - это исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. (тесты развития, тесты общей результативности, психометрические, графические и др.).
8. Метод оценивания - исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных лиц, мнения которых, дополняя друг друга, позволяют объективно охарактеризовать изучаемые явления.
9. Метод экспертной оценки - основан на анкетировании или интервьюировании, с помощью которых социальный педагог может выявить информацию, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности.
8. Метод консультирования - это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных норм жизнедеятельности и общения.
9. Тренинг - это форма специально организованного общения, в ходе которой решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказание психологической помощи поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.
10. Игра - один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. Игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.
11. Экскурсии - это форма организации обучения, позволяющая проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.
Таким образом, социальный педагог может использовать разнообразные методы работы в рамках профессиональной деятельности, так как они развивают у детей личность и воспитывают ее. Кроме этого социальному педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности и уровень воспитанности подростков. Так как на основе психологической характеристики подростка социальный педагог использует определенные методы работы с ним.
Для эффективности процесса социально-педагогического взаимодействия социального педагога с беспризорными и безнадзорными подростками, необходимо привлекать: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
3. Описание опыта работы социального педагога МОУ СОШ №__ по профилактике безнадзорности несовершеннолетних
Во время прохождения практики проводилось исследование в средней общеобразовательной школе № __ _______ района города ___.
Настоящая работа предполагает знакомство с деятельностью социального педагога.
Социальный педагог в данной общеобразовательной школе -Сафиуллина Лиана Анасовна, стаж работы в данной области - 6 лет, в данной школе работает 5 лет.
Целью исследования являлось выявить специфику деятельности социального педагога общеобразовательной школы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.
В настоящее время в МОУ СОШ №__ _______ района г. ____ всего детей, обучающиеся в школе - 584 учащихся, мальчиков 315 человек, девочек 269 человек. (см. приложение 1.)
Многодетных семей - 17 человек
Дети - инвалиды - 10 человек
Семьи - беженцы - 0 человек
Малообеспеченные семьи - 84
Неблагополучные семьи - 15
Неполные семьи - 148
Семьи, родители которых являются безработными - 16
Находящиеся под опекой и дети - сироты - 12 человек
Находящиеся под опекой и дети - сироты по микрорайону - 8 человек, из них 2 человека обучаются в нашей школе.
Родители, уклоняющиеся от воспитания ребенка - 5 человек
Состоящие на внутришкольном учете - 22 человека
Состоящие на учете в ОДН - 5 человек
Обучающиеся на дому - 4 человека
Неблагополучных семей, состоящие на внутришкольном учете - 10
Неблагополучные семьи, состоящие на учете в ОДН- 5
В данное время в СОШ №___ выявлено 3 учащихся систематически пропускающие уроки без уважительной причины:
Кожин Александр - ученик 6 Г класса
Раянов Раян ученик - 6 Г класса
Фагамуллина Радмила - ученица 7 Б класса
С этими детьми и семьями ведется отдельная работа, систематически подаются списки в РОНО, прокуратуру. А так же ходатайства в ОДН и РУВД.
Социальный педагог совместно с классными руководителями проводят индивидуальные беседы и посещения на дому, вызывают на совет профилактики. По решению Совета профилактики 18 учеников были поставлены на внутришкольный учёт. С ними проводят профилактическую, воспитательную работу классными руководителями, социальным педагогом, психологом. Из этих 18 учащихся двое были поставлены на учёт в связи с их приводом сотрудниками милиции в ОДН Советского РОВД за распитие пива и за курение в общественных местах. Со всеми учащимися, состоящими на внутришкольном учёте, социальным педагогом ведётся индивидуальная профилактическая работа: заведены листы наблюдения, где фиксируются сведения о них, ведётся учёт индивидуальных профилактических мероприятий с ними с их родителями.
У значительного числа учащихся улучшилось поведение, не стало пропусков уроков без уважительной причины, они стали лучше учиться. 7 учеников сняты с внутришкольного учёта на заседании Совета профилактики, так как они исправили своё поведение, осознали свои ошибки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5