Рефераты. Специфика профессиональной деятельности социального педагога в общеобразовательном учреждении

p align="left">По первоначальному замыслу социальный педагог должен был уметь обеспечивать социально-психологическую поддержку в процессе социализации детей, подростков и молодежи, оказывать помощь семье и другим воспитательным институтам, выполнять роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, личностью и коллективом. Он должен помогать подросткам в период социального и профессионального становления, защищать их права.

Для уточнения должностных обязанностей социального педагога, его знаний, профессиональных умений, определения ставок заработной платы была разработана квалификационная характеристика социального педагога, а также внесены соответствующие дополнения в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

Таким образом, в России юридически и практически были заложены основы принципиально новой профессии - социальный педагог. Ее появление было инициировано и курировалось Министерством образования, в ведение которого тогда находились только образовательные и другие детские учреждения, а также педагогические средние и высшие учебные заведения (прочие образовательные учреждения находились в ведении либо Государственного комитета по делам науки и высшей школы, либо различных отраслевых ведомств) [15].

В системе среднего и высшего профессионального педагогического образования была утверждена новая специальность «социальная педагогика», и практически сразу же началась подготовка специалистов нового профиля. А поскольку вновь созданную профессиональную сферу было необходимо как можно скорее обеспечить квалифицированными кадрами, то на начальном этапе такая подготовка велась в основном в форме переподготовки и повышения квалификации уже работающих в системе образования педагогов.

Официальное открытие нового социального института дало огромный импульс для теоретических и научно-практических исследований, как в сфере деятельности новых специалистов, так и по проблеме их подготовки. Это обусловило появление и интенсивное развитие новой научной отрасли - социальной педагогики, и ее основных направлений:

-социальная педагогика как сфера практической деятельности;

-социальная педагогика как наука, т.е. совокупность научных, теоретических знаний в этой области;

-социальная педагогика как образовательная отрасль, т.е. система подготовки профессиональных кадров данного профиля, а также отдельная учебная дисциплина [21].

Все эти составляющие неразрывно связаны между собой. Развитие практической сферы деятельности только тогда может быть целенаправленным и максимально эффективным, если опирается на научные разработки ученых и исследователей. Наука, в свою очередь, не может развиваться в отрыве от практики: именно в ней она черпает материал для теоретических исследований и обобщений. Образование также должно отражать, с одной стороны, сущность профессиональной деятельности, к которой готовится обучающийся, а с другой - научные воззрения и представления в этой области. Это необходимо потому, что в содержании учебной дисциплины, как правило, находят отражение только те факты и явления, которые научно обоснованы, доказаны или, по крайней мере, являются предметом научных дискуссий, обсуждаются и исследуются учеными. Тоже относится и к содержанию профессиональной подготовки по специальности (направлению) в целом, с той лишь разницей, что в ее основе лежат знания многих научных областей, а не одной базовой науки.

Такое развитие социальных профессий, в том числе и социальной педагогики, характерно практически для всех стран. Это во многом объясняется тем, что к началу XX века изыскания отдельных зарубежных ученых оформились в науку - социальную педагогику, в которой четко проявились два направления. Первое восходит к идеям И. Песталоцци - образовывать людей адекватно изменениям в обществе в надежде на их дальнейшее позитивное влияние на него; второе - к предложению А. Дистервега работать с уже обозначившимися проблемными группами. В последующей практике эти подходы нашли свое развитие: деятельность по преодолению личностных затруднений переросла в социальную работу, в то время как взгляды И. Песталоцци, развитые и дополненные П. Наторпом, стали концептуальной основой социальной педагогики.

Очерчивая поле социальной педагогики, П. Наторп говорил о существовании вечных принципов, которые нужно правильно переносить в настоящее время. Рассмотрим некоторые из них:

1. «Истинная социальная педагогика не может уклоняться от вопроса об основных законах общественной жизни»;

2. Усилия различных социальных структур « в своей единой общей связи должны быть направлены к одной и той же конечной цели, - воспитать в человеке человека, обратить дикое существо в разумное»;

3. «Ни один человек не может действительно помочь другому, вся природа и вся история громко говорят о том, что он должен помогать себе сам, и самое лучшее, что можно ему сделать, это научить его все делать самому»;

4. «Хотя общество и воспитывает, но только такое, которое действительно привязывает к себе отдельное лицо крепкими и тесными связями, а не то обширное разрозненное сообщество, которое в действительности уже перестало быть им, в котором один почти не касается другого и где почти уже нет места чувству солидарности» [44].

Благодаря этому, считает ученый «удастся справиться с грубыми силами нашей собственной души и восстановить в нас чистую человечность. Тогда вместе с этим пробудятся от дремоты, окрепнут и разовьются и непредвиденные духовные силы, которые позже смогут значительно скорее и легче справиться с внешними силами» [44, 185]. Рассмотренные принципы П. Наторпа, сыгравшие важную роль в обосновании социальной педагогики, сохраняют актуальность и в наши дни.

В России процесс развития социальной сферы имеет свои характерные особенности. Но как показывает мировой опыт, при всем национально-историческом и социально-организационном своеобразии социальной сферы конкретного государства в ее развитии обнаруживаются общие черты и закономерности, к числу которых можно отнести общие этапы ее становления:

1) на определенной стадии развития государства из благотворительной деятельности, направленной на оказание разного рода помощи нуждающимся и социально уязвленным членам общества, выделяются и официально закрепляются особые социальные профессии, т.е. появляются люди, профессионально, а не на благотворительных началах, занимающиеся такого рода деятельностью;

2) по мере развития профессиональной социальной сферы появляется необходимость подготовки работающих в ней людей к их профессиональной деятельности, что обусловливает появление особой ветви профессионального образования, которая развивается в непосредственной связи с развитием профессиональной сферы и усложнением стоящих перед ней социальных задач;

3) потребность в научном осмыслении накопленного опыта профессиональной социальной деятельности и подготовка специалистов социального профиля, а также в создании научной базы их совершенствования реализуется в развитии соответствующей научной отрасли.

Большинство стран прошли этот путь поступательно и эволюционно, когда каждое качественное изменение подготавливалось всем предыдущим развитием социальной сферы. Этот же путь намечался и в дореволюционной России, причем социальная сфера развивалась очень интенсивно. Но Октябрьская революция 1917 года прервала ее естественное поступательное развитие в нашей стране, в других же государствах это развитие не прекращалось. Поэтому к 80-м годам XX века социальные профессии заняли свое прочное место в профессиональной структуре общества во всех экономически развитых стран, их развитие вышло на качественно новый этап, а их значимость для развития государства стала неоспоримой.

В России только на рубеже 80-90-х гг. XX века, в русле общих демократических преобразований, была осознана общественная потребность в социальной педагогике, в особых специалистах социальной сферы, они были введены «революционным путем» - «сверху». В этой ситуации социальная педагогика была вынуждена развиваться с «чистого листа», по всем направлениям - и как сфера профессиональной деятельности, и как область образования, и как наука. При этом практика не могла опереться на научные знания, так как науки фактически еще не было, а в распоряжении науки пока были только теоретические источники, поскольку сфера практической деятельности только начала формироваться. Все составляющие социальной педагогики стали развиваться в отрыве друг от друга, поэтому развитие приобрело, достаточно противоречивый характер, который к тому же усугублялся общей кризисной социально-экономической обстановкой в стране [21].

В сфере образования, перед которой была поставлена задача подготовки профессиональных кадров нового профиля, отсутствовали образовательные программы новой специальности, а также единые требования к их разработке. В этих условиях организация такой подготовки во многом основывалась на субъективных представлениях конкретных работников образовательного учреждения о том, чему необходимо обучать будущего социального педагога и к чему его нужно готовить в будущей профессиональной деятельности.

В области практической деятельности ситуация тоже была не простая: нормативно закрепленная должность социального педагога в школах и введенная по всей стране, оказалась незанятой. Отчасти это объясняется финансовыми трудностями, охватившими в этот период страну в целом и систему образования в частности, которые не позволили вводить новых работников в штат образовательного учреждения. В значительной степени это связано и с тем, что школьные педагоги, как и работники вузов, также плохо понимали, чем этот специалист должен заниматься, каково его место в педагогическом коллективе образовательного учреждения. Да и руководители образовательных учреждений, определяя круг должностных обязанностей социального педагога, часто исходили из потребностей своего учреждения. Поэтому распространилась практика «латания дыр». Надо собрать деньги на питание, подготовить справку об устройстве выпускников или об охвате учащихся кружками, секциями, провести общешкольное собрание, праздники - все это поручалось социальному педагогу, и он постепенно становился должностью «на подхвате», без собственной стратегии и тактики профессиональной деятельности, без индивидуального профессионального стиля и почерка. В результате специалисты с квалификацией «социальный педагог», которых начали выпускать по ускоренным программам переподготовки некоторые педагогические средние и высшие учебные заведения практически оказались невостребованными.

Глубочайший социально-экономический кризис, охвативший в нашей стране (в конце 80-х - первой половине 1990-х годов) практически все сферы общества - экономику, культуру, образование, семейно-бытовую сферу, катастрофически ухудшил условия жизни и воспитания детей. Это привело к тому, что за очень короткое время в детской среде невероятных размеров достигли такие социально опасные явления, как «социальное сиротство», беспризорность, безнадзорность, наркомания, алкоголизм, рост правонарушений и преступлений, увеличилось числа детей с проблемами здоровья и развития и др.

Решать эти проблемы, которые нарастали как снежный ком, нужно было безотлагательно. Это стало заботой не только сферы образования, но и государства, поскольку в 1990 году Верховным Советом СССР была ратифицирована Конвенция ООН по правам ребенка. Этот важнейший международный правовой документ обязывал Россию обеспечивать и защищать права детей, оказывать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству. Стала развиваться система социальных служб, которые устанавливали государственные гарантии социальной защиты детей и семьи, и были закреплены в Основном Законе государства - Конституции Российской Федерации, принятой в 1998 году.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.