Традиционный принцип орфографии выступает не только в тех случаях, когда фонема не может быть поставлена в сильную позицию, но и тогда, когда существует чередование фонем в сильной позиции одной и той же морфемы. Например, зарево -- зори -- в безударном положении здесь тоже гиперфонема: з/о\а/ря. Выбор а или о в словах заря, зоревать определяется традицией. Гласные в корне клон-/ клан- могут быть ударными: клонится, кланяться Выбор буквы о для безударных случаев основан на традиции: склонить, наклонение.
Традиционные написания могут соответствовать этимологии слова Так, в словах собака, товар, сапог сохраняется древнейшее, этимологически верное написание Слова завтрак, калач также пишутся в соответствии с традиционным принципом.
Орфография русского языка сложна. В своде "Правила русской - орфографии и пунктуации" свыше 420 правил, кроме того, правописание нескольких тысяч слов не подчиняется ни одному из них.
Реальная грамотность населения и культура речи в обществе в решающей степени зависят от того. как поставлено обучение русскому языку в общеобразовательных учреждениях всех типов и видов, начиная с начальной школы.
1.2.Понятие об орфограмме. Типы орфограмм.
Для удобства работы по правописанию необходимо выделить практическую, конкретную единицу. Основной орфографической единицей служит орфограмма.
Основной орфографической единицей, принятой в современ-ной методике, является орфограмма.
Орфограмма -- это написание, которое не устанавливается на слух.
Есть несколько определений орфограммы. Обобщая их, выде-ляют следующие признаки орфограммы.
-- написание, требующее проверки (буква, сочетание букв, мор-фема, позиция между словами, стык морфем, место разделения сло-ва при переносе);
-- наличие не менее двух возможных вариантов написания, лишь один из которых правильный.
Состав русских орфограмм следующий:
1) орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами:
а) на месте слабых позиций звуков,
б) отдельные случаи обозначения звуков в сильных позициях;
2) орфограммы, не связанные с обозначением звукового со-става морфем:
а) прописная буква,
б) слитно-раздельные написания,
в) перенос,
г) сокращения слов.
Следует различать теоретические и практические орфограм-мы. Теоретической считается такая орфограмма, которая может при-вести к ошибке, но на самом деле никогда не приводит к ней (бегут -- бегуд).
Для проверки каждой орфограммы пишущий обращается к пра-вилу, так как осознает наличие орфограммы в слове. В этом слу-чае говорят, что имеет место орфографическое действие. В орфог-рафическом действии выделяются две ступени:
1) постановка орфографической задачи (выделение орфограммы);
2) решение орфографической задачи (выбор письменного зна-ка в соответствии с правилом).
При этом речь идет именно об орфографическом действии, на-правленном на достижение сознаваемой цели. Для совершения ор-фографического действия необходимо определенное пространство, называемое орфографическим полем. В пределах этого простран-ства осуществляется орфографическое действие, т.е. проверка ор-фограммы. Например:
1) для проверки буквы у в слове чужой достаточно сочетания чу, т.е. минимальное орфографическое поле -- две буквы чу, кото-рые являются традиционным написанием;
2) при проверке безударного гласного в корне слова весна ми-нимальное пространство, необходимое для проверки (орфографи-ческое поле), -- это корень -весн- в слове весна и проверочном вёсны;
3) при проверке безударного гласного в личном окончании гла-гола тает в предложении Быстро тает снег необходимое поле для проверки -- словосочетание снег тает, которое позволяет опреде-лить лицо и число глагола и, опираясь на спряжение, установить окончание;
4) при проверке заглавной буквы в слове орёл необходимым орфографическим полем является все предложение Мы едем на эк-скурсию в Орёл, так как без этого непонятно, о чем идет речь.
При обучении правописанию большое значение имеют опозна-вательные признаки орфограмм, для каждого вида -- свои.
Общими опознавательными признаками орфограмм являются:
1) расхождение между звуком и буквой, между произношени-ем и написанием;
2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочета-ния), их запоминание и постоянное внимание к ним;
3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.
Обычно принято считать, что главный признак орфограммы -- это несовпадение буквы и звука, написания и произношения. Но этот признак «срабатывает» лишь в тех случаях, когда учащиеся слы-шат слово и одновременно видят его буквенное изображение (при списывании, при анализе написанного). В процессе письма под дик-товку данный признак «не срабатывает», т.е. младший школьник не может по всех случаях обнаружить несовпадения звука и буквы.
Второй опознавательный признак орфограммы -- это сами звуки (звукосочетания, место звуков в словах, букны, буквосочетания), дающие наибольшее количество несовпадений, «опасные» звуки (буквы):
а) гласные о--а, и--е;
б) пары звонких и глухих согласных б--п, г--к, в--ф и т.д.;
в) сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу;
г) сочетания стн, сн, здн, зн (непроизносимые согласные);
д) сочетания нч, нщ;
е) согласные буквы б, г, в, д, з, ж на конце слова, которые могут обозначать глухие согласные звуки [п],[к],[ф],[т],[с],[ш];
ж) буквы я, е, ю, ё, обозначающие два звука.
В памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосоче-таний (букв и буквосочетаний), которые могут представлять собой орфограммы и привести к ошибке. Такие «опасные» сочетания за-поминаются учащимися уже в период обучения грамоте.
Третий опознавательный признак орфограмм -- это морфемы в словах, сочетания морфем. Обнаруживая в слове морфему, учащийся целенаправленно ищет орфограмму, ибо уже знает, какие орфог-раммы могут встретиться в приставке, какие -- в корне, какие -- в окончании или на стыке морфем. Так, школьник знает из практики, что в приставке под- вообще ничего проверять не нужно, достаточно
только убедиться, что это приставка (например, в словах подставка, подвёз), так как приставки пад- или пот- в русском языке нет.
На основе опознавательных признаков орфограмм у учащихся формируются алгоритмы орфографических действий. Работа над первой группой опознавательных признаков орфограмм-- это фонетический уровень орфографической подготовки, направленной на развитие языкового чутья, речевого слуха.
Работа над второй группой опознавательных признаков в большей степени направлена на запоминание. В процессе этой работы у детей развивается внимание, своего рода бдительность в отноше-нии орфограмм.
Работая над третьей группой опознавательных признаков орфограмм, учащиеся подготавливаются к использованию граммати-ческой основы в проверке орфограмм, т.е. в решении орфографи-ческих задач.
Описанные три группы опознавательных признаков можно счи-тать общими для большинства орфограмм. Но кроме общих опоз-навательных признаков каждый тип орфограмм имеет еще и част-ные признаки, присущие только одному типу, иногда -- группе сходных орфограмм.
Приведем характеристики важнейших орфограмм, изучаемых в начальной школе.
№ п/п
Название орфограммы
Опознавательные признаки (общие и частные)
1
Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)
а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове
2
Звонкие и глухие согласные
а) парные согласные б--п, г--к, в--ф, д--т, з--с, ж--ш; б) место в слове (в корне, в абсолют-ном конце слова или перед согласным)
3
Непроизносимые со-гласные
а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове
4
Разделительный ь
наличие звука Ц] после мягкого со-гласного, наличие гласных я, е, ю, ё
5
Разделительный ъ
а) наличие звука Ц] после согласного, на-личие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [)]); б) место орфограммы: на стыке при-ставки, оканчивающейся на согласный, и корня
6
Раздельное написание предлогов, слитное на-писание приставок
а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или при-ставкой; б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению
7
Заглавная буква в именах собственных
а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя
8
Заглавная буква в на-чале предложения
а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово
9
Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу
наличие в слове сочетаний
10
ь на конце имен суще-ствительных после шипящих
а) наличие на конце слова всегда мяг-ких шипящих ч и щ или всегда твер-дых ш и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский
11
Безударные окончания имен существительных
а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е--и; в) часть речи: имя существительное
12
Правописание оконча-ний имен прилагатель-ных -ого, -его
а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное
13
Правописание безудар-ных личных оконча-ний глаголов
а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний ут -- ют, ат--ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или буду-щее
Для успешного освоения способа проверки орфограммы опре-деленного типа надо знать:
1) природу данного орфографического явления, т.е. принцип, которому оно подчиняется;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17