Рефераты. Сравнительный анализ программ по русскому языку В.В. Бабайцевой и Т.А. Ладыженской

p align="left">6 класс.

На повторение - 16 часов. Разделы: Лексика и фразеология.- 10 часов. Словообразование. Орфография. - 24 ч. Морфология. Орфография. - 91 ч. Здесь части речи рассматриваются более конкретно. Так, на имя существительное выделено 18 часов, на прилагательное - 18ч., на глагол - 24 ч. Изучаются новые части речи. Это имя числительное (12 ч.) и местоимение (19 ч.). Развитие связной речи - 28 ч.

7 класс.

На повторение - 24 ч. Разделы: Морфология. Орфография. - 114 ч. Такое количество часов объясняется введением новых самостоятельных частей речи и рассмотрением служебных частей речи. Самостоятельные части речи: причастие - 25 ч., деепричастие - 10 ч., наречие - 28 ч., категория состояния - 4 ч.; служебные части речи: предлог -11 ч., союз - 16 ч., частица - 18 ч., междометие, звукоподражательные слова - 4 ч. Развитие связной речи - 28 ч.

8 класс.

На повторение - 11 ч. Разделы: Весь курс посвящен изучению синтаксиса и пунктуации. На это отведено 74 часа. Из них на изучение словосочетания - 2 ч., простое предложение и его виды - 26 ч., однородные члены предложения - 12 ч., обращения, вводные слова и междометия - 9 ч., обособленные члены предложения - 18 ч., прямая и косвенная речь - 6 ч. Развитие связной речи - 17 ч.

9 класс

Повторение проходит только в начале года и выделено на него 5 ч. А в конце года идет раздел «Систематизация изученного по фонетике, лексике…» (4 ч.)Изучается один большой раздел «Сложное предложение» (40 ч.). в него входит изучение союзных сложных предложений (6 ч.), сложносочиненных предложений (3 ч.), сложноподчиненных предложений (19 ч.), бессоюзных сложных предложений (6 ч.), сложных предложений с различными видами связей (5 ч.). И 3 часа отведено на тему «Общие сведения о языке». Развитие связной речи - 15 ч.

Анализ:

Сходства программ:

Различия программ:

линейный принцип распределения тем

программа Т.А. Ладыженской оснащена списком средств обучения по русскому языку и списком справочной литературы по русскому языку для учащихся.

выделены часы для развития связной речи

в программе Т.А. Ладыженской имеется список требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9 класса.

достаточно внимания уделяется повторению

в программе В.В. Бабайцевой. повторение осуществляется только в конце года, а у Т. А. Ладыженской и в конце, и в начале.

в обеих программах 5-7 кл. изучают морфологию, а в 8-9 синтаксис и пунктуацию

в программе В.В. Бабайцевой в качестве особой группы выделены слова категории состояния, а причастия и деепричастия рассматриваются как самостоятельные части речи.

в обеих программах в конце 5-9 кл. существует систематизация и обобщение материала.

в программе В.В. Бабайцевой идет нетрадиционная последовательность изучения некоторых грамматических тем.

3. Анализ учебного комплекса под редакцией В.В. Бабайцевой

Он состоит из 3-х частей, каждая из которых содержит определённый материал, подлежащий усвоению.

Учебник для выполняет следующие функции:

1) Информационную, т.е. в учебнике предоставлены все необходимые сведения и дополнительная информация, которые составляют обязательную базу знаний для учащихся.

2) Систематизирующую, т.е. вся информация, предоставленная в учебнике, являет собой систему, где компоненты взаимосвязаны. Это облегчает усваивание учащимися новых знаний.

3) Формационную, т.е. систематизированная информация упрощает процесс овладения навыками и умениями для учащихся.

4) Воспитательную, т.е. учащиеся стремятся к самоорганизации и самовоспитанию, учебник прививает им любовь к родной стране, к родной речи.

Структура учебника:

I часть - «Теория». В ней последовательно излагаются основы науки о языке, орфографические и пунктуационные правила. Она описывает систему языка, его строение, в раскрытии основных языковых закономерностей. Каждая тема раскрывается с помощью учебного текста, в котором с помощью шрифтовых и графических выделений отмечено главное. Описание фактов языка иллюстрируется примерами, сведения о языке конкретизируются, систематизируются, обобщаются с помощью таблиц и схем. Материал учебника дифференцируется по степени важности и трудности: условными знаками отмечено то, что необходимо усвоить, и то, на что необходимо обратить особое внимание. Кроме основной есть и дополнительная информация об изучаемых фактах и явлениях (отрывки из научно-популярных произведений о русском языке, характеристика норм русского языка и т.д.)

II часть - «Практика».

Задания практической части позволяют научить школьников применять знания о языке в практической деятельности, формировать у них необходимые умения. Упражнения способствуют формированию учащихся определённых умений на основе репродуктивной деятельности, т.е. на основе выполнения заданий по образцу, данному в правиле, в определении, в тексте задания к упражнению. Задачи позволяют открыть ученику самостоятельно новое и интересное в языке: явление, закономерность, факт. Решая задачу, ученик ищет способы её решения, опираясь на изученный материал, приходит к новым для себя выводам и обобщениям, анализируя факты языка и речи. Всё это активирует его познавательную деятельность, которая носит продуктивный характер.

Пример задачи из практической части учебника 5 кл.

«Прочитайте текст. Ученику надо найти орфограмму- согласную в слове. Проследить, как он рассуждает», «Посмотрите запись на полях. Что в ней отражено?» Задачи обозначены в учебнике особым значком, в составе которого есть «?» знак. Для восстановления в памяти учащегося изученного вводится «опорные материалы». Также практическая часть содержит перечень орфограмм и пунктограмм, изученных в соответствующем классе, справочные материалы (Толковый словарь; словари «Пиши правильно», «Произноси правильно».)

III часть - «Русская речь» - обеспечивает работу по развитию связной речи учащихся. Эту часть составляют 2 пособия для учащихся 5-7 классов и 8-9 классов. Они содержат теоретические сведения об изучаемых речеведческих понятиях (речь устная и письменная; средства связи предложений в тексте) и речевых жанрах (рецензия на книгу, психологический портрет, портретный очерк, памятки), ответы на наиболее трудные вопросы. Наличие специальных пособий по развитию речи обеспечивает углубленную и разностороннюю работу со школьниками, следовательно на формирование у них речевых умений.

Способы подачи теории.

Примеры для наблюдений и вопросы для их анализа, а затем вывод теоретических сведений.

Например, в § 18 «Правописание наречий на -о, -е» , «Не в наречиях на -о, -е» перед правилом дано упражнение 296 (стр. 109). «Рассмотрите таблицу и решите: правило написания не с наречиями то же, что для имен существительных и прилагательных, или правила разные?». Далее следует само правило. Это развивает умение анализировать языковой материал и помогает систематизировать знания. Теоретические сведения сообщаются в статье, и материал может излагаться от общего к частному и наоборот.

Например, §20 «Не и ни в отрицательных наречиях» начинается с основного текста, т.е. с подачи нового материала. «Не и ни в отрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно: негде - нигде, некогда - никогда. Под ударением пишется не, в безударном положении - ни: несколько - нисколько». Это помогает усвоению материала.

Примеры подачи нового материала.

В учебнике для подачи нового материала часто используются:

1. анализ схем и таблиц.

2. репродуктивная деятельность, т.е. на основе выполнения заданий по образцу, данному в правиле, в определении, в тексте задания к упражнению.

Упражнения способствуют формированию учащихся определённых умений на основе репродуктивной деятельности, т.е. на основе выполнения заданий по образцу, данному в правиле, в определении, в тексте задания к упражнению. Задачи позволяют открыть ученику самостоятельно новое и интересное в языке: явление, закономерность, факт. Решая задачу, ученик ищет способы её решения, опираясь на изученный материал, приходит к новым для себя выводам и обобщениям, анализируя факты языка и речи. Всё это активирует его познавательную деятельность, которая носит продуктивный характер.

Пример задачи из практической части учебника 5 кл.

«Прочитайте текст. Ученику надо найти орфограмму- согласную в слове. Проследить, как он рассуждает», «Посмотрите запись на полях. Что в ней отражено?» Задачи обозначены в учебнике особым значком, в составе которого есть «?» знак. Для восстановления в памяти учащегося изученного вводится «опорные материалы». Также практическая часть содержит перечень орфограмм и пунктограмм, изученных в соответствующем классе, справочные материалы (Толковый словарь; словари «Пиши правильно», «Произноси правильно».)

4. Структурные элементы урока

а) К определённой теме сформулировать 3 цели к уроку + образовательная цель классу (как будете сообщать классу)

Урок русского языка в 6-м классе:

Тип урока - урок изучения нового материала.

Тема урока: «Соединительная - о и - е в сложных словах».

Цели:

1) Образовательная цель: учащиеся должны уметь использовать сложные слова, понимать образование сложных слов и выделение корней; какие чаще гласные используются для соединения сложных слов; какие гласные пишутся после твердого и после мягкого согласного; образование сложных слов без соединительной гласной.

2) Развивающая цель: умение формировать навыки и умения определять сложные слова. Развивать речь, логическое мышление учащихся, навык работы с книгой;

3) Воспитательная цель: формировать интерес к русскому языку, внимание к слову.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.

Организационный момент.

1. Приветствие

2. Посадка

3. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня мы приступаем к изучению новой темы «Соединительные о и е в сложных словах». Мы будем учиться наблюдать правописание сложных слов. Как сложные слова образуются из основ исходных слов и из целых слов. Какие гласные пишутся после твердого и после мягкого согласного. Как правильно выделять корни и соединительную гласную в сложных словах.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.