Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Сравнительный анализ программы Занкова и традиционной программы
b>Ход урока
.
I. Орг. момент.Сегодня на уроке мы будем закреплять решение всех видов примеров на вычитание в пределах 10.Но урок пройдет в необычной форме: мы совершим путешествие в космос.Давайте начнем подготовку к путешествию. Космонавты обязательно надевают скафандры, и мы тоже должны надеть снаряжение.II. Для этого каждый из вас должен по очереди выбегать к столу, брать шлем, называть пример и давать правильный ответ. Если вы правильно решили пример, забираете шлем и бежите на место - снаряжение у вас есть.III. А сейчас нам нужно средство передвижения.На чем мы можем путешествовать? (Ответы детей).Мы можем путешествовать на самолете, на ракете, на летающей тарелке. А для того чтобы узнать, на чем мы полетим, давайте решим задачу, и после этого мы из трех ответов выберем правильный.ЗАДАЧА.С аэродрома взлетели в небо 5 самолетов, а потом еще 2. Сколько всего самолетов взлетело?Назовите условие.Назовите вопрос.Что означает число 5?Что означает число 2?Чтобы узнать, сколько всего самолетов взлетело, при помощи какого действия будем решать?5+2=7На наборном полотне при помощи цифр выставить решение.Назовите полностью ответ.Итак, на чем мы полетим?5 - самолет7 - ракета10 - тарелка.IV. Сейчас мы должны дать название нашей ракете. Давайте разгадаем ребус.Как называется наша ракета?ВОСТОКНа космическом корабле "Восток" Ю.А. Гагарин впервые облетел Землю.И мы сегодня отправляемся в полет.V. Приготовились, надели "скафандры". Начинаем отсчет.Считать будем с 2 до 10 и обратно, считая через 1.2, 4, 6, 8, 10, 10, 8, 6, 4, 2, 0.Пуск. (звучит музыка).VI. Мы в космосе.Давайте отдохнем.Физминутка.А сейчас мы с вами, дети,Улетаем на ракете,На носки поднимитесь,А потом - руки вниз.Раз, два, три, четыре -Вот летит ракета ввысь.(1,2 - стойка на носках, руки вверх, ладони образуют "купол ракеты", 3,4 - основная стойка).Первая планета на нашем пути "Марс" - ее называют Красной планетой, т.к она состоит из красного камня. Напоминает своим цветом огонь и кровь, получила название в честь древнеримского бога войны. Эта планета в 2 раза меньше Земли.Мы не можем к ней подлететь. Нас не пускают марсиане. Мы должны внимательно посмотреть и сказать, чем отличаются и чем похожи лица.VIII. Когда приезжают гости, то всегда приносят подарки. И мы марсианам подарим подарки, но не простые, а математические бусы. Чтобы подарить, прежде мы должны вставить пропущенные цифры.(Повторение состава чисел)10 - это сколько? 7 - это сколько?9 - это сколько? 6 - это сколько?8 - это сколько?Чтобы полететь на следующую планету и чтобы нам больше никто не мешал, берем с собой проводника. Это космонавт.Он предлагает полететь на планету "Юпитер" - Это самая большая планета Солнечной системы. Она названа в честь главного римского бога, царя богов. Она состоит из газов и жидкостей и не имеет твердых поверхностей.Что мы видим на пути?Игра на внимание.Тучка. Она у нас тоже не простая, а математическая. Посмотрите, рядом - звезды.Посчитайте, сколько всего звезд.Закрыли глаза. Что изменилось? (звезд 8). Как получилось?10-2=8Тучка закрыла еще 3 звезды. Сколько звезд? (5)10-5=5 и т.д.X. Чтобы отправиться на следующую планету, мы должны отгадать, как она называется.Возьмите слоговые таблицы.Вместо цифр поставьте букву или слог.12, 68, 14,13.Как называется планета?"Сатурн" назван в честь одного из древнеримских богов, покровителей земледелия. Планета, как и Юпитер, состоит из газов и жидкостей и не имеет твердых поверхностей. Она имеет огромное кольцо, чем и отличается от других планет. Это кольцо состоит из кусков льда и камня.XI. Космонавт приглашает нас дальше на планету "Уран". Планета получила свое название в честь древнейшего греческого божества, олицетворявшего небо. Она состоит из газов и на ней темно и холодно, она далеко от солнца.На этой планете мы будем работать в тетрадях.Запишите число.Решим задачу № 6 стр.37 (М.И. Моро. Математика 1 класс, часть 2)Часть ребят решают задачу при помощи краткой записи.Назовите условие.Назовите вопрос.Как узнать, сколько осталось?Решение запишите в тетрадь.Взаимопроверка.Физминутка.Руки ставим все в разлет:(руки в стороны)Появился самолет.Мах крылом туда - сюда.Делай раз и делай два.XII. Отправимся с космонавтом дальше. На планету "Нептун". Эта планета названа в честь древнеримского бога моря. Она состоит из газов. Планета далеко от солнца, на ней темно и холодно.Туда мы полетим на летающих тарелках. Чтобы полететь, мы должны выложить летающую тарелку, решив круговые примеры (проверить).XIII. И последняя планета, где мы сегодня побываем - это "Плутон". Эта планета была обнаружена в 1930 году. Это самая маленькая и самая отдаленная планета. Она названа в честь греческого божества, владыки подземного мира.Но чтобы побывать на ней, космонавт предлагает еще одно испытание.У нас на столе лежат три полоски. Измерить длину самой длиной, средней и короткой.На сколько см. самая короткая меньше средней? - Как узнали?Космонавт прощается с нами, мы возвращаемся, а куда мы приземлимся, узнаем после того, как решим примеры.XIV. Возвращаться будем с помощью парашютов.Ребенок, который опускается на парашюте на ответ, снимает кружок, под ним и открывает букву. Решив последний пример, дети читают слово.ЗЕМЛЯ - это наша планета, она пока единственная, на которой есть вода и жизнь.XV. Итог урока.Куда мы приземлились?Что узнали нового на уроке?А кто нам помогал в путешествии?Проанализируем даны урок.Содержание урока отвечает заявленным целям и задачам. В процессе урока дети действительно закрепляют приемы вычитания, основанного на связи между вычитанием и сложением, научаются находить результат вычитания в опоре на знание состава чисел.Тем не менее, урок начинается сразу с примеров на вычитание (возможно, это такая форма проверки домашнего задания), а следовало бы повторить знание состава числа. Это позволило бы уровнять возможности учеников разного уровня развития. И только потом проверять домашнее задание (или повторять пройденный материал).При этом приемы вычитания проверяются в ускоренном темпе, что не способствует осмыслению мыслительных операций, а направлено, скорее всего, на механическое запоминание результатов вычитания (что, собственно, и согласуется с традиционной системой обучения - опора на запоминание).Навыки счета повторяются только ближе к середине урока, поэтому непонятно предназначение этого упражнения - такой "откат" к более простым математическим навыкам логически неоправдан.Заявленное в целях умение решать задачи на нахождение суммы и остатка формируется в процессе урока дидактически правильно. Действительно, все примеры на нахождение суммы и остатка и их подача дидактически выверены.Умение пользоваться линейкой в процессе урока никак не отражено.Хорошо продумано развитие внимания в процессе урока. Много упражнений на внимание, и сам темп урока заставляет учащихся постоянно быть "в тонусе". Упражнений на развитие памяти в содержании урока не обнаружила. "Пассажи" о названии планет и древнегреческих богах лишние в процессе урока. Они малоинформативны (а информация - главное, что может заинтересовать ребенка в этом возрасте), но могут отвлекать ребенка от отработки математических навыков. Подобные рассказы были бы полезны в качестве отдыха для ребенка в напряженном, очень быстром по темпу ритме урока. Такое переключение с одного вида деятельности (математика) на другой (познавательные процессы) были полезны детям, но для этого рассказ о планетах (или древнегреческих богах) должен быть более развернутым и содержать какую-то "изюминку" - например, краткий пересказ мифа о том или ином боге. Длительность урока не позволяет сделать этого во всех случаях, но возможно сделать это для одной планеты.Подобный рассказ явился бы и упражнением на развитие памяти, поскольку других упражнений в ходе урока не выявлено, несмотря на заявленность этого в целях урока (механическое запоминание - это не развитие памяти).То же самое относится и к развитию мышления: данных упражнений в данном уроке нет.Воспитательные цели - воспитание чувства дружбы, ответственности - присутствует, хотя и весьма поверхностно.Таким образом, данные урок соответствует дидактическим принципам традиционной системы обучения.
Заключение
Каждая из рассмотренных выше систем образования имеет свои плюсы и свои минусы.Систему развивающего обучения по Л.В. Занкову можно назвать системой раннего интенсифицированного всестороннего развития личности.Классификационная характеристикаПо уровню применения: общепедагогическая. По основному фактору развития: социогенная + психогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая. По ориентации на личностные структуры: СУД + СЭН + ЗУН + СУМ + СДП.По характеру содержания: обучающе-воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая.По типу управления: система малых групп.По организационным формам: классно-урочная, академическая + клубная, групповая + индивидуальная.По подходу к ребенку: личностно ориентированная.По преобладающему методу: развивающая.По направлению модернизации: альтернативная.По категории обучающихся: массовая.Целевые ориентации:* Высокое общее развитие личности.* Создание основыДля всестороннего гармонического развития (гармонизация содержания).Система обучения по Л.В. Занкову направлена, прежде всего, на личностный рост ребенка, его творческое и эмоциональное развитие. Обучение по этой системе, скорее заполняет пробелы в развитии детей в дошкольном периоде, чем решает задачу наполнения знанием ребенка, начало приобщения его к миру взрослых.Являясь перспективной в плане общего развития детей, выявления их творческих способностей и талантов, дальнейшего их развития, эта система может быть использована как основа для дополнительного образования, внеклассной работы, кружков и специфических курсов.Поэтому не можем согласиться с тем, что данная образовательная система является массовой по категории обучающихся. Применение же ее в качестве альтернативной традиционной системе возможно с ограничениями.Термин "традиционное обучение" подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;основной единицей занятий является урок;урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы.Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной системы.
Классификационные параметры ТО
.
По уровню применения: общепедагогическая.По философской основе: педагогика принуждения.По основному фактору развития: социогенная - с допущениями биогенного фактора.По концепция усвоения: ассоциативно-рефлекторная с опорой на суггестию (образец, пример).По ориентации на личностные структуры - информационная, ЗУН.По характеру содержания: светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая.По типу управления: традиционное классическое + ТСО.По организационным формам: классно-урочная, академическая.По подходу к ребенку: авторитарная.По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная.По категории обучаемых: массовая.В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились - исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в составе нравственного воспитания, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней.Массовая школа с традиционной технологией остается "школой знаний", сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.
Концептуальные положения
.
Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я.А. Коменским:* научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);* природосообразности (обучение определяется развитием, не форсируется);* последовательности и систематичности (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему);* доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН);* прочности (повторение - мать учения);* сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);* принцип наглядности (привлечение различных органов чувств к восприятию);* принцип связи теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится применению знаний);* учета возрастных и индивидуальных особенностей.*
Обучение
-
это процесс передачи знаний, умений и навыков, социального опыта от старших поколений - подрастающему. В состав этого целостного процесса включаются цели, содержание, методы и средства.К положительным моментам традиционной системы обучения следует отнести:Систематический характер обученияУпорядоченная, логически правильная подача учебного материалаОрганизационная четкостьПостоянное эмоциональное воздействие личности учителяОптимальные затраты ресурсов при массовом обученииК отрицательным моментам традиционной системы обучения следует отнести:Шаблонное построение, однообразиеНерациональное распределение времени урокаНа уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние заданияУчащиеся изолируются от общения друг с другомОтсутствие самостоятельностиПассивность или видимость активности учащихсяСлабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день)Слабая обратная связь. Усредненный подходОтсутствие индивидуального обученияДанные недостатки могут быть нивелированы тщательной и грамотной разработкой учебников и творческим подходом учителей к процессу обучения.
Литература
1. Горячев Б.В. Управление лекционно-семинарской и зачетной системой в школе. - М, 1994.2. Дреер А. Преподавание в средней школе США. - М., 1983.3. Ильина ТА. Педагогика. - М., 1984.4. Константинов НА. и др. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982.5. Концепция общего среднего образования. - М., 1988.6. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М.: Прометей, 1992.7. Махмутов М.И. Современный урок. - М., 1985.8. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1983.9. Педагогика / Под ред. С.П. Баранова, Т.В. Воликовой, В.А. Сластенина. - М., 1976.10. Педагогика / Под ред. Б.П. Есипова. - М., 1967.11. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Роспедагентство, 1996.12. Педагогика / Под ред.Г.И. Щукиной, Е.Я. Голанта, К.Д. Радиной. - М., 1966.13. Педагогика школы / Под ред. И.Т. Огородникова. - М., 1978.14. Педагогика школы / Под ред. Г.И. Щукиной. - М., 1977.15. Педагогическая энциклопедия. - М., 1965.16. Педагогический словарь: В 2-х т. - М., 1960.17. Сидорюлн А.М. Парад предрассудков. - М.: Знание, 1992.18. Теоретические основы содержания общего среднего образования // Под ред.В. В. Краевского, И.Я. Лернера. - М., 1983.19. Чередов ИМ. Формы учебной работы в средней школе. М.: Просвещение, 1988.
Страницы:
1
,
2
,
3
,
4
,
5
, 6
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.