Рефераты. Становление музыкального образования в ХХ веке

p align="left">Для оценки эффективности надо выделить психолого-педагогическую сущность этих двух процессов и оптимальное их соответствие:

- психолого-педагогическая поддержка свободного выбора интересов ребенка, его жизненного и профессионального самоопределения;

- подчиненность педагогического воздействия (тактика обучения) субъектно-субъектным, партнерским отношениям педагога и ребенка.

Музыкальная педагогика - область и сама по себе достаточно широкая, включающая в себя преподавание игры на инструменте, истории и теории музыки и всего того, что входит в программы музыкального обучения и воспитания. Важно, чтобы специфика педагогической деятельности в учреждениях музыкального образования детей была связана не только прагматичным предметно-ремесленным обучением (научением), овладением информацией и мастерством, а с развитием потенциальных возможностей ребенка, с процессом становления и совершенствования ребенка как субъекта собственного развития. Эти процессы не могут сводиться только к выражению результата в статистической форме (концерты, конкурсы, дипломы и пр.) Основной принцип, на котором сможет строиться программа сохранения и развития ДМШ (детской музыкальной школы), - это создание условий, способствующих творческому росту учащихся.

Проблема индивидуализации методов обучения требует сегодня от педагога музыкальной школы более фундаментальных знаний в области психологии, анатомии и физиологии, эстетики. Занятия с учеником - это каждый раз новая творческая задача. Ее успешное решение немыслимо без развитого педагогического мышления, опирающегося на достижения современной науки. Поиск путей улучшения эффективности учебного процесса необходимо вести и в направлении преодоления таких недостатков обучения в музыкальных школах, как отсутствие целенаправленного художественного воспитания, недостаточное развитие исполнительского слуха, ритма, музыкальной памяти, инициативы и творческого воображения у большинства учащихся.

Профессиональная музыкальная педагогика должна создавать условия для плодотворной деятельности ученика, и в этом содержание и достоинство истинного профессионализма. Настало время, когда вопрос о качестве работы педагога, эффективность его музыкально-воспитательной деятельности становятся первостепенными. В связи с этим особое значение приобретает улучшение подготовки педагогов ДМШ, которое зависит от переакцентировки учебного процесса в музыкальном училище на оснащение будущих преподавателей педагогическими знаниями и навыками. В рамках действующих учебных планов и программ необходимо уделять гораздо больше внимания изучению психологии, педагогики, методики, а также педагогической практике. В настоящее время, как известно, музыкальные училища и консерватории готовят своих воспитанников преимущественно к исполнительской деятельности. Педагогическое образование молодых музыкантов пока еще не сложилось в четкую, всесторонне продуманную систему. Поэтому ориентиры педагогического поиска находятся сегодня в области выработки мобильных педагогических технологий. В этом смысле возрастает значимость взаимосвязи творческих принципов и дидактики, отрабатываемой в системе общего образования.

Процесс интеграции с системой образования, на наш взгляд, следует понимать, прежде всего, как конструктивный путь решения этих проблем в культуре. На уровне нашего региона нам видится плодотворной перспектива взаимодействия учебно-методического и информационного центра работников культуры и искусства Ростовской области (как ведущей методической структуры) с педагогическим университетом и Институтом развития образования.

1.3 Специфика музыкального образования

“Научение” музыке еще не означает ничего принципиально значительного. Непонятно, нужно ли всех обучать музыке, то есть сольным игре и пению. Но наблюдать ее и, наблюдая, привыкать делать выводы и обобщать - умение воспринимать. Воспринимать музыку - дело трудное. К нему необходимо подготовить внимание. Рассматривая вопрос о специфике музыкального образования, следует ограничить фазу научного изучения и фазу эстетического отбора до скромной фазы наблюдения за воспринимаемым явлением.

Восприятие и наблюдение музыки могут привести к художественной оценке и к повышению уровня вкуса. Но важны, не столь оценка и вкус. Опираясь только на них, трудно оправдать место и значение музыки, определить границы ее использования. И художественная оценка, и вкус должны вырабатываться в процессе наблюдения, но они не должны обращаться в преднамеренный замысел, в предвятую цель, на которой строится программа. Если музыка - жизненно насущное и здоровое явление, то не надо начинать восприятие его и наблюдение за ним с эстетических предпосылок. Закат солнца - красивое зрелище, но не в нем одном (то есть не в красоте зрелища) дело. Есть в созерцании заката более существенная сторона, чем простое любование. Это - наблюдение, обогащающее жизненный опыт и повышающее степень жизневосприятия и жизнерадостности. Точно так же и музыку, взятую как созерцаемое явление, можно и должно попытаться вывести за пределы гипнотического погружения в нее ради эмоционального внушения, исходящего от нее. Такое пассивное погружение - вредно, т.к. не актуально и не динамично.

Музыка - искусство слухо-моторных впечатлений. Через метрико-архитектонический метод распределения звучащего материала она лишь отчасти сближается со зрительными восприятиями и представлениями. Значит, наблюдение музыки, прежде всего, ведет к обострению слуховых впечатлений и обогащению нашего жизненного опыта, знания о мире через слух.

Напряжение слухового внимания при восприятии-наблюдении музыки дает возможность схватывания среди непрерывно протекающего музыкального движения. Схватывания связи друг с другом и взаимодействия всех обусловливающих процесс звучания элементов. Вырабатывается насущное качество восприятия, насущное именно при современной переоценке всего существующего. Восприятия - в плане соотносительности и сопряженности организующих звучащую материю элементов.

Музыка движется. Единственное средство не упустить целого за мигами звучаний и понять процес развертывания звуков - это постигать соотношения каждого данного звучащего момента с предыдущим и последующим моментами.Целью и задачей музыкальной педагогики в общеобразовательных школах - если только факт обогащения нашего сознания и повышения уровня жизненной интенсивности через слуховые восприятия, организованные в музыке, не вызывает в сущности никаких сомнений - является развитие свуковых навыков путем разумно поставленного наблюдения музыкальных явлений. Сперва в их число музыкальной природе, потом в связи с содержанием звуковых образов и, наконец, в пределах изъяснения музыкальной символики, выразительной и изобразительной.

Какими приемами добиться приобретения необходимейших для понимания музыки современной эпохи навыков - дело метода. При организации преподавания музыки в общеобразовательной школе ни в каком случае не следует избегать проблемы музыкальной эволюции, понимаемой как развитие своеобразного эмоционального языка, т.к. эта проблема связывает музыку с важнейшими социальными проблемами. Никогда не следует отказываться от утверждения интеллектуального начала в музыкальном творчестве и восприятии. Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и дифференцируем воспринимаемый материал, проводим отбор, оцениваем, мыслим.

Какие методы ни были найдены, завоевать достойное место музыки в школьном воспитании и образовании могут только сами педагоги, если выработают в себе в достаточной мере четкое сознание того, что музыке трудно научить путем формальных уроков и к тому же научить всех. Надо стремиться вызвать к ней интерес путем организованного наблюдения и не запугивать “непосвященных” схоластической премудростью.

Глава II. Развитие музыкального образования на Дону

2.1 Зарождение музыкального образования на Дону

К началу ХХ в. в Российской Империи сформировалась многоуровневая система учебных заведений различных видов собственности, в которой за женскими учебными заведениями признавалось право на существование, но по сравнению с мужскими им отводилась второстепенная роль.

Процесс реформирования сферы женского образования осуществлялся медленными темпами. До 60-х годов XIX века обучение девочек носило эпизодический характер, основанный исключительно на частной инициативе. В 1856 году обучавшиеся девочки составляли всего 8,2 % учащихся начальных школ. Начавшаяся в 1864 году реформа начального образования активизировала процесс распространения грамотности, в том числе и среди девочек. В 1880 году во всех 22 770 начальных школах России обучалось 239 997 девочек, что составляло 20,7% от числа учащихся. За 40 лет с начала реформы, к 1905 году, в начальных школах всех ведомств девочки составляли всего 27% учащихся. Результатом такой политики стала гендерная асимметрия в сфере образования: грамотность женщин более чем в пять раз уступала грамотности мужчин. В целом доля неграмотных составляла среди женщин 83,4%.

Процессы становления и развития женского образования, происходившие в столицах, оказывали влияние и на провинциальные города, приобретая там определённую специфику.

Среди городов, игравших важную роль в экономике и культуре донского региона в изучаемый период, необходимо отметить следующие: Ростов-на-Дону (1749 г.) и Нахичевань-на-Дону (1779 г.), Новочеркасск (1805 г.) и Таганрог (1698 г.). Образовательное пространство каждого из городов ОВД имело как специфические черты формирования и развития, так и типичные, характерные для провинциальных городов.

В начале XIX в. начался процесс формирования системы образования, и в этот период именно Новочеркасск как столица ОВД занимал лидирующее положение. Специфика донской столицы заключалась в преобладании казачьего элемента, имевшего свой неповторимый уклад жизни, патриархальные традиции. Первые учебные заведения, как мужские, так и женские, появились именно в Новочеркасске и были ориентированы на нужды, прежде всего, казачества. Они соответствовали потребностям осуществления воинской службы и хозяйственного развития ОВД, учреждались, финансировались и управлялись войсковыми властями.

Рассматривая сферу женского образования, необходимо заметить, что одним из важных его направлений было художественное и музыкальное образование.

Музыкальное обучение получило широкое распространение среди городских жителей. “Являясь элементом воспитания, оно становится необходимым в частных пансионатах и других учебных заведениях. Интерес к музыке настолько возрос, что каждый открывающий пансион специально подчёркивал наличие в его программе музыкальных занятий”. Обучение музыке велось и частными преподавателями, которые не ставили профессиональных задач, в основном ограничиваясь разучиванием салонных пьес, романсов, ноктюрнов, танцевальных мелодий. В местной прессе довольно часто помещались объявления о приглашении учителей, знающих музыку, и наоборот - преподаватели желавшие давать уроки музыки: “Вновь прибывший из Одессы учитель музыки даёт уроки на фортепиано”; “Опытная учительница желает давать уроки музыки и немецкого языка; может и в дом поступить”.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.