Рефераты. Сущность и содержание интегрированного подхода к обучению учащихся начальных классов

p align="left">В основе принципа интеграции лежит синтезирование искусствоведческих предметов вокруг общих для всех дисциплин категорий (темп, ритм, динамика, импровизация и пр.). Поэтому начинать такую работу следует с детального анализа программ отдельных дисциплин с целью выделения общих тем и составления плана интегрированных уроков. Но прежде чем перейти к анализу программ по музыке, чтению, выясним объединение музыки и литературы в общем. Анализ позволил выявить следующее:

І. Музыка в процессе преподавания литературы вводится:

как иллюстрированный материал, который имеет конкретную связь с темой;

с целью раскрытия общеэстетических категорий языком искусства, усиления эстетической значимости отдельных явлений;

как подготовительный фактор - создаёт эмоционально-образное настроение на соответствующий «тон» восприятия.

II. Литература на уроках музыки используется как:

подготовительный фактор - вступительная беседа для создания соответствующего эмоционального настроения;

вербальная интерпретация музыкальных произведений (раскрытие содержания музыкального произведения);

использование отрывков прозы и поэзии с целью закрепления или конкретизации художественных образов музыкального произведения [6, 4].

Как видно, литература и музыка имеют широкие возможности объединения и дают простор методическому творчеству учителя. Наполнение уроков музыкой, разнообразие форм работы нетрадиционными методами обогащают мировосприятие детей и привлекают к выполнению конкретного учебного задания.

Так, работа над выразительным чтением требует прежде всего вдохновения, которое несомненно связано с эмоциональностью и стремлением к самовыражению. Учитель должен создать такие условия, в которых литературное произведение откроет свои тайны перед учеником и станет ему близким. Выразительное чтение также связано с интонацией и динамикой, терминами, что имеют музыкальные аналоги. Поэтому интегрированный урок. Выразительное чтение - музыкальный рассказ - будет наилучшим способом закрепления темы (Приложение).

Проанализировав программы «Чтение» и «Музыка» (1 - 4 классы) можно сделать вывод, что эти дисциплины имеют много общих тем и возможностей для объединения уроков (Приложение А).

Изучая методику подготовки современного урока языка и развития речи можно сделать вывод о том, что перспективнее будет являться организация познавательной деятельности учащихся, когда общей темой объединяются уроки родного языка с другими учебными предметами (чтением, природоведением, музыкой и др.).

Данный методический подход даёт возможность учителю спланировать систему уроков, в которой рационально объединяются разные их виды:

- вступительные с использованием межпредметных связей и интегрированных видов деятельности;

- уроки, на которых не применяется интеграция обучения, но готовят к последующим - обобщающим;

- итоговые уроки с широким применением интегрированных видов деятельности, присущих тем дисциплинам, что изучаются как самостоятельные предметы.

Тематическое единство дидактического материала создаёт мотив деятельности, даёт возможность объединить процесс познания родного языка с духовной жизнью ребёнка. Благодаря такой организации познания каждому ученику программируется путь от действий, общих с учителем, одноклассниками, - к самостоятельным; от деятельности подражания через конструктивную - к творческой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проведенного теоретического и практического исследования проблемы интеграции содержания образования в начальной школе, одной из форм реализации которой является проведение интегрированных уроков, можно сделать вывод о том, что данная проблема довольно актуальная и разносторонняя, изучение которой на практике дает возможность подойти по новому к построению учебного процесса, к конструированию содержания обучения.

Данная работа носит теоретический характер. Обобщая опыт зарубежной и отечественной школы она дает полный анализ проблемы интеграции в общем и интегрированным урокам как форме ее проявления. Знание теоретических основ поможет на практике творчески подойти к реализации данной темы.

Таким образом, необходимо отметить, что интегрированное обучение требует создания особых условий для особого ребенка. K ним относятся:

раннее выявление отклонений в развитии и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни;

ответственный отбор детей, которым может быть рекомендовано интегрированное обучение, подбор его форм с учетом их возраста, особенностей интеллектуального и личностного развития, перспективы овладения цензовой программой, характером социального окружения, возможностей оказания эффективной коррекционной помощи, участия родителей в воспитании т.п.;

создание вариативных моделей интегрированного обучения (комбинированная, частичная и временная интеграция в условиях специальных дошкольных групп и классов при массовых учреждениях, полная интеграция в условиях воспитания ребенка в массовом детском саду или школе);

наличие адекватной коррекционной помощи каждому ребенку с отклонением в развитии, находящемуся в условиях полной или комбинированной интеграции;

систематический контроль за развитием ребенка и эффективностью его интегрированного обучения;

обеспечение необходимых аппаратурно-технических условий успешного обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых детей.

Проведение взвешенной скоординированной политики в области образования, обеспечивающей в равной мере дальнейшее развитие как системы специального обучения, так и интеграционных процессов, позволит не на словах, а наделе обеспечить право родителей на выбор образовательного маршрута особого ребенка. Подлинная интеграция в образовании может состояться лишь в том случае, если специалисты, работающие в системе общего и специального обучения, сами смогут прекратить противостояние и объединиться. Это нужно нам, взрослым, но еще больше в этом нуждаются дети.

ЛИТЕРАТУРА

1. http://school.msk.ort.ru/ Малофеев, Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и переспективы

2. Зверев, И.Д. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика, 1981. - 160 с.

3. Зорина, Л.Я. Интегрированные предметы естественнонаучного цикла / Современная дидактика: теория - практике / Под научной редакцией И.Я Лернера, И.К. Журавлёва. - М.: ИТП и МИО РАО. 1993. - с. 125 - 140.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО Л.И. Пискунова. - 2-е изд. испр. и дополн. - М.: ТИ Сфера, 2001. - 512 с.

5. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. - М.: 1982.

6. Малькова, З.А., Вульфгон, Б.Л. Современная школа и педагогика в капиталистических странах: Учебное пособие для пединститутов. - М.: Просвещение, 1975. - 268 с.

7. Голубь, В.Т. Работа по развитию речи школьников на уроках природоведения // Начальная школа. - 1998. - № 7. - С. 34 - 38.

8. Иванова, И.Н. Реализация идеи интеграции науки в системе базового образования // Начальная школа. - 1993. - № 2. - С. 51 - 53.

9. Попова, А.И. Элементы интегрирования на уроках чтения // Начальная школа. - 1990. - № 9. - С. 17 - 21.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект интегрированного урока чтение-письмо

Тема Звуки [х], [х']. Буквы Х х.

Письмо строчной буквы х.

Цели: познакомить учащихся со звуками [х], [х'] и буквами Хх, читать слова с этими буквами; учить писать строчную букву х, показать варианты соединений её с другими буквами в словах; совершенствовать технику чтения; развивать речь учащихся; воспитывать бережное отношение к хлебу.

Оборудование: предметные картинки, таблица. Город букв, рушник с хлебом.

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний.

Работа над загадкой

Отгадать легко и просто:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Эмоциональный настрой урока.

Учитель читает отрывок из стихотворения С.Погореловского, держа в руках рушник с хлебом.

Вот он -

хлебушко душистый,

Вот он -

тёплый, золотистый.

В каждый дом,

на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём - здоровье наше, сила,

В нём - чудесное тепло:

Сколько рук его растило,

охраняло,

берегло!

В нём - земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём!

Беседа

О чём загадка и стихотворение?

Почему так важен хлеб в нашей жизни?

Произнесите слово хлеб.

Назовите первый звук. Учили мы его?

Сообщение темы и задач урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся со звуком [x], исследуем его. Узнаем какой буквой он обозначается, научимся писать эту букву, соединять её с другими буквами, поговорим о хлебе, услышим мудрые слова о нём, которые запишем в свои тетради.

Первичное восприятие и осознание нового материала.

Составление звуковой модели слова хлеб.

Характеристика звуков.

Назовите первый звук. Какой он? Докажите, что согласный.

Как узнать, если ли у него пара по твёрдости - мягкости?

Я называю слова. Если услышите звук [x'], хлопайте в ладоши

Хомяк, халва, потеха, хек, хитрость, хвоя, химик, хлопушка, хирург.

Услышали слова со звуком [x']? Назовите их. Сделайте вывод.

Что вы сможете сказать о звонкости - глухости этих звуков?

Что ещё можете дополнить к характеристике?( непарный).

Знакомство с буквами Хх.

На что похожа буква х?

Х - на ножницы похожа,

Но в работе, а не лёжа.

Хочешь - пореш,

Хочешь - шьёшь,

Хочешь - сам себя стрижёшь.

Физминутка.

Дождик, дождик, поливай -

Будет хлеба каравай.

Дождик, дождик, припусти -

Дай гороху подрасти.

Дождик, дождик, поливай -

Будет славный урожай.

(Изображая дождик, дети стоят вытянув руки вперёд и встряхивая кистями. Каравай хлеба учащиеся показывают, как бы обхватывая его руками, подрастающие всходы - поднимая руки вверх и подтягиваясь. На последнюю строчку дети разводят руки в стороны.)

Работа по таблице. Город букв.

- Где место для нашей буквы Х в городе? Почему?

Письмо строчной буквы х Сс.26.

а) Графический анализ буквы.

Рассмотрите строчную букву х. Из каких элементов она состоит? Как они соединены друг с другом?

Сравните печатную и рукописную буквы х и х. О какой из них говорится в стихотворении?

Бублик разломился Зинка

И сложила половинки

Спинка к спинке.

Учитель может, декламируя стихотворение, разломать бублик и изобразить из него букву х.

Отгадайте загадку:

На соломинке дом,

Сто ребятишек в нём.

( Колосок )

Давайте нарисуем свои полоски, но не простые. Их зёрнышки у нас получаются из букв х.

Сначала нарисуем стебель. Затем на нём - буквы х, сверху маленькие, а к низу всё больше. Теперь дорисуем из букв зерна и раскрасим колос.

б) Объяснение написания буквы.

Буква х состоит из двух полуовалов - левого и правого.

Сначала пишем левый полуовал, потом - правый. Нужно писать так, чтобы на середине буквы линия левого полуовала накладывалась на линию правого полуовала.

Пишется буква х под счёт и - раз - и, и - два - и.

в) письмо буквы.

Рассмотрите задание на первой строке. Это подготовительное упражнение. Прежде чем писать строчную букву х, потренируйтесь в изображении левых и правых полуовалов отдельно.

После тренировочных упражнений учащиеся пишут строчную букву х под счёт учителя.

Закрепление и осмысление знаний учащихся.

Работа с учеником, с.98 - 99.

А) Чтение слогов и слов, хором, индивидуально.

Б) Работа с рисунками.

Рассмотрите рисунки. Как вы думаете, какое отношение они имеют к хлебу?

Запись слов с буквой х.

Показ на доске написания слова хлеб, уточняются способы соединения букв.

Перед написанием слова хорошо, отрабатывается отдельно соединение левого полуовала с правым в воздухе.

Словарная работа.

Прочитайте слова на доске.

Рожь, пшеница

Обозначает ли мягкий знак мягкость звука [ж], а буква е - мягкость звука [ш]? Почему?

Это хлебные культуры. Из зёрен ржи выпекают чёрный хлеб, а из зёрен пшеницы - белый.

Чтение слов с доски.

с/к/ло - ни - ла тя - жё - лу - ю х/ле - бо - ро/б

со - г/ре - ва - ло о - бе - ре - га - ли

Развитие речи учащихся.

А) Чтение текста учителем.

Рожь склонила тяжёлую голову: Спасибо вам, солнышко и дождик! Солнышко согревало меня! Дождик поливал меня! Спасибо тебе, земля, ты была моим домом! Спасибо рукам человека. Они посеяли моё зерно в землю, они оберегали мои всходы, они убирали мои зёрна с полей. Спасибо, тебе, хлебороб!.

Б) беседа по содержанию текста.

Кого благодарит рожь?

Чем помогло ржи солнышко?

Как помог дождик?

Чем рожь благодарна земле?

Кому рожь адресовала особую благодарность? За что?

Запись пословиц о хлебе.

А) Списывание пословицы по образцу в тетради.

Б) Списывание пословицы с доски.

Прочитайте пословицу, записанную на доске. С каким чувством нужно произнести эти слова?

Учащиеся выразительно произносят пословицу, а затем списывают её. Уточняются смысл пословицы.

Кто пахать не ленится,

У того и хлеб родится.

Итог урока.

О Чём мы говорили на уроке?

Что выучили нового?

Что было на уроке интересного? Сложного?

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.