І. Музыка в процессе преподавания литературы вводится:
как иллюстрированный материал, который имеет конкретную связь с темой;
с целью раскрытия общеэстетических категорий языком искусства, усиления эстетической значимости отдельных явлений;
как подготовительный фактор - создаёт эмоционально-образное настроение на соответствующий «тон» восприятия.
II. Литература на уроках музыки используется как:
подготовительный фактор - вступительная беседа для создания соответствующего эмоционального настроения;
вербальная интерпретация музыкальных произведений (раскрытие содержания музыкального произведения);
использование отрывков прозы и поэзии с целью закрепления или конкретизации художественных образов музыкального произведения [6, 4].
Как видно, литература и музыка имеют широкие возможности объединения и дают простор методическому творчеству учителя. Наполнение уроков музыкой, разнообразие форм работы нетрадиционными методами обогащают мировосприятие детей и привлекают к выполнению конкретного учебного задания.
Так, работа над выразительным чтением требует прежде всего вдохновения, которое несомненно связано с эмоциональностью и стремлением к самовыражению. Учитель должен создать такие условия, в которых литературное произведение откроет свои тайны перед учеником и станет ему близким. Выразительное чтение также связано с интонацией и динамикой, терминами, что имеют музыкальные аналоги. Поэтому интегрированный урок. Выразительное чтение - музыкальный рассказ - будет наилучшим способом закрепления темы (Приложение).
Проанализировав программы «Чтение» и «Музыка» (1 - 4 классы) можно сделать вывод, что эти дисциплины имеют много общих тем и возможностей для объединения уроков (Приложение А).
Изучая методику подготовки современного урока языка и развития речи можно сделать вывод о том, что перспективнее будет являться организация познавательной деятельности учащихся, когда общей темой объединяются уроки родного языка с другими учебными предметами (чтением, природоведением, музыкой и др.).
Данный методический подход даёт возможность учителю спланировать систему уроков, в которой рационально объединяются разные их виды:
- вступительные с использованием межпредметных связей и интегрированных видов деятельности;
- уроки, на которых не применяется интеграция обучения, но готовят к последующим - обобщающим;
- итоговые уроки с широким применением интегрированных видов деятельности, присущих тем дисциплинам, что изучаются как самостоятельные предметы.
Тематическое единство дидактического материала создаёт мотив деятельности, даёт возможность объединить процесс познания родного языка с духовной жизнью ребёнка. Благодаря такой организации познания каждому ученику программируется путь от действий, общих с учителем, одноклассниками, - к самостоятельным; от деятельности подражания через конструктивную - к творческой.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект интегрированного урока чтение-письмо
Тема Звуки [х], [х']. Буквы Х х.
Письмо строчной буквы х.
Цели: познакомить учащихся со звуками [х], [х'] и буквами Хх, читать слова с этими буквами; учить писать строчную букву х, показать варианты соединений её с другими буквами в словах; совершенствовать технику чтения; развивать речь учащихся; воспитывать бережное отношение к хлебу.
Оборудование: предметные картинки, таблица. Город букв, рушник с хлебом.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Работа над загадкой
Отгадать легко и просто:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Эмоциональный настрой урока.
Учитель читает отрывок из стихотворения С.Погореловского, держа в руках рушник с хлебом.
Вот он -
хлебушко душистый,
тёплый, золотистый.
В каждый дом,
на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём - здоровье наше, сила,
В нём - чудесное тепло:
Сколько рук его растило,
охраняло,
берегло!
В нём - земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!
Беседа
О чём загадка и стихотворение?
Почему так важен хлеб в нашей жизни?
Произнесите слово хлеб.
Назовите первый звук. Учили мы его?
Сообщение темы и задач урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся со звуком [x], исследуем его. Узнаем какой буквой он обозначается, научимся писать эту букву, соединять её с другими буквами, поговорим о хлебе, услышим мудрые слова о нём, которые запишем в свои тетради.
Первичное восприятие и осознание нового материала.
Составление звуковой модели слова хлеб.
Характеристика звуков.
Назовите первый звук. Какой он? Докажите, что согласный.
Как узнать, если ли у него пара по твёрдости - мягкости?
Я называю слова. Если услышите звук [x'], хлопайте в ладоши
Хомяк, халва, потеха, хек, хитрость, хвоя, химик, хлопушка, хирург.
Услышали слова со звуком [x']? Назовите их. Сделайте вывод.
Что вы сможете сказать о звонкости - глухости этих звуков?
Что ещё можете дополнить к характеристике?( непарный).
Знакомство с буквами Хх.
На что похожа буква х?
Х - на ножницы похожа,
Но в работе, а не лёжа.
Хочешь - пореш,
Хочешь - шьёшь,
Хочешь - сам себя стрижёшь.
Физминутка.
Дождик, дождик, поливай -
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти -
Дай гороху подрасти.
Будет славный урожай.
(Изображая дождик, дети стоят вытянув руки вперёд и встряхивая кистями. Каравай хлеба учащиеся показывают, как бы обхватывая его руками, подрастающие всходы - поднимая руки вверх и подтягиваясь. На последнюю строчку дети разводят руки в стороны.)
Работа по таблице. Город букв.
- Где место для нашей буквы Х в городе? Почему?
Письмо строчной буквы х Сс.26.
а) Графический анализ буквы.
Рассмотрите строчную букву х. Из каких элементов она состоит? Как они соединены друг с другом?
Сравните печатную и рукописную буквы х и х. О какой из них говорится в стихотворении?
Бублик разломился Зинка
И сложила половинки
Спинка к спинке.
Учитель может, декламируя стихотворение, разломать бублик и изобразить из него букву х.
Отгадайте загадку:
На соломинке дом,
Сто ребятишек в нём.
( Колосок )
Давайте нарисуем свои полоски, но не простые. Их зёрнышки у нас получаются из букв х.
Сначала нарисуем стебель. Затем на нём - буквы х, сверху маленькие, а к низу всё больше. Теперь дорисуем из букв зерна и раскрасим колос.
б) Объяснение написания буквы.
Буква х состоит из двух полуовалов - левого и правого.
Сначала пишем левый полуовал, потом - правый. Нужно писать так, чтобы на середине буквы линия левого полуовала накладывалась на линию правого полуовала.
Пишется буква х под счёт и - раз - и, и - два - и.
в) письмо буквы.
Рассмотрите задание на первой строке. Это подготовительное упражнение. Прежде чем писать строчную букву х, потренируйтесь в изображении левых и правых полуовалов отдельно.
После тренировочных упражнений учащиеся пишут строчную букву х под счёт учителя.
Закрепление и осмысление знаний учащихся.
Работа с учеником, с.98 - 99.
А) Чтение слогов и слов, хором, индивидуально.
Б) Работа с рисунками.
Рассмотрите рисунки. Как вы думаете, какое отношение они имеют к хлебу?
Запись слов с буквой х.
Показ на доске написания слова хлеб, уточняются способы соединения букв.
Перед написанием слова хорошо, отрабатывается отдельно соединение левого полуовала с правым в воздухе.
Словарная работа.
Прочитайте слова на доске.
Рожь, пшеница
Обозначает ли мягкий знак мягкость звука [ж], а буква е - мягкость звука [ш]? Почему?
Это хлебные культуры. Из зёрен ржи выпекают чёрный хлеб, а из зёрен пшеницы - белый.
Чтение слов с доски.
с/к/ло - ни - ла тя - жё - лу - ю х/ле - бо - ро/б
со - г/ре - ва - ло о - бе - ре - га - ли
Развитие речи учащихся.
А) Чтение текста учителем.
Рожь склонила тяжёлую голову: Спасибо вам, солнышко и дождик! Солнышко согревало меня! Дождик поливал меня! Спасибо тебе, земля, ты была моим домом! Спасибо рукам человека. Они посеяли моё зерно в землю, они оберегали мои всходы, они убирали мои зёрна с полей. Спасибо, тебе, хлебороб!.
Б) беседа по содержанию текста.
Кого благодарит рожь?
Чем помогло ржи солнышко?
Как помог дождик?
Чем рожь благодарна земле?
Кому рожь адресовала особую благодарность? За что?
Запись пословиц о хлебе.
А) Списывание пословицы по образцу в тетради.
Б) Списывание пословицы с доски.
Прочитайте пословицу, записанную на доске. С каким чувством нужно произнести эти слова?
Учащиеся выразительно произносят пословицу, а затем списывают её. Уточняются смысл пословицы.
Кто пахать не ленится,
У того и хлеб родится.
Итог урока.
О Чём мы говорили на уроке?
Что выучили нового?
Что было на уроке интересного? Сложного?
Страницы: 1, 2, 3