Рефераты. Сущность и своеобразие педагогической профессии

8. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям М. Педаг. 1983г.-318с.

19. Сухомлинский В. А. Учитель - методист - наставник М. Просв. 1988г.-289с.

20. Фридман Л. М. Психологический справочник учителя. М. Просв. 1991г.-288с.

21. Ушинский К.Д. - Педагогика М: 1951г. 4с.

22. Харламов И. Ф. Педагогика - Мн. Университет 2000г.-560с.

23. Чернышёв А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. 1998г.-188с.

24. Чернышёв А.С. Психологический анализ поступков учителя М. Просв. 1991г.-126с.

25. Рыбакова Н. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе М. Просв. 1991г.-128с.

26. Чепиков В.Т. Педагогическая практика в начальных классах / серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов на Дону «Феникс», 2002 г. - 288 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

План работы методического объединения учителей начальных классов

1-е заседание СЕНТЯБРЬ

Содержание

Литература

Форма проведения

Ответственные

1.

Отчет о работе МО начальных классов за 2004-2005 учебный год

доклад

Руководитель МО

2.

Утверждение плана МО на новый 2005-2006 учебный год

отчет

Руководитель МО

3.

Утверждение учебных планов на 2005-2006 учебный год на основе базисного плана

Зам. директора по УВР

4.

Утверждение календарно-тематических планов по предметам

Зам. директора по УВР

5.

Правильность оформления школьной документации (журналы, журнал ГПД, личные дела, дневники учащихся)

рекомендации

Зам. директора по УВР

6.

Система контроля и оценивание деятельности учащихся- персональная ответственность за качество процесса обучения.

· Сущность контроля и оценка результатов обучения в начальной школе;

· Виды контроля и формы организации;

· Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников;

· Особенности контроля и оценка по предметам.

МП

МОПОРФ

№ 1561/14-15 от 19.11.98

«Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

«Начальная школа»

№ 1-04 с. 27 (русский язык и литературное чтение)

выступление

Руководитель МО

7.

Соблюдение и выполнение единого орфографического режима

Изучение нормативных документов

выступление

Орехова В.В.

8.

К проблеме преемственности обучения в начальной и средней школе. «Детский сад-школа»

«Начальная школа»

№ 2-04 с. 29

«Завуч начальной школы»

Выступление, рекомендации

Калантарова Е.В.,

Руководитель МО гуманитарного цикла Васильева Н.Т.

9.

Распределение тем по формированию, обобщению педагогического опыта

Руководитель МО

10.

Ознакомление учителей с Положением об аттестации учителей. Представление аттестующихся учителей

«Вестник образования» № 12-05 г.

Выступление, рекомендации

Заместитель директора по УВР

2-е заседание - НОЯБРЬ

Содержание

Литература

Форма проведения

Ответственные

1.

Теоретические обеспечение орфографической деятельности младших школьников

«Начальная школа»

№ 3-04 с. 103

доклад

Кукарекина Л.П.

2.

Почему не каждому дается грамота? Дети-билингвины.

«Начальная школа»

№ 4-05

с. 20, с. 30

Выступление

Тетеревятникова А.В.

3.

Основные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в воспитательно-образовательном пространстве общеобразовательного учреждения.

Физкультурно-познавательный компонент на уроках.

«Начальная школа»

№ 4-04 с. 3

№ 4-04, с.72

№ 7-04 с. 94

№ 6-05 с. 83

№ 9-04. с. 71 (математика)

Выступление, опыт работы

Тазуркаева Х.Н.

Шерстобитова О. В.

4.

Регионализация образования младших школьников.

«Начальная школа»

№ 7-04. с. 83

Выступление

Винникова Е.П.

5.

Нравственное развитие ребенка, Гражданское воспитание.

«Начальная школа»

№ 7-04 с. 83

№ 2-04 с. 39

Выступление

Чаликова Т.Н.

3-е заседание - ДЕКАБРЬ

Содержание

Литература

Форма проведения

Ответственные

1.

Комфорт младших школьников в образовательной деятельности

«Начальная школа»

№ 1-04 с. 6

Доклад

Чаликова Т.Н.

2.

Способность и одаренность в младшем школьном возрасте

«Начальная школа»

№ 6-04 с. 33

Доклад

Орехова В.В.

3.

Информатика в начальной школе

«Начальная школа»

№ 11-04 с. 92

МП от 26.04.04 «Об организации обучения информатике к 4 классе».

Выступление

Шерстобитова О.В.

4.

Воспитание культуры толерантности.

«Начальная школа»

№ 8-04 с. 76

Выступление

Летунова А.Н.

5.

Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками.

«Начальная школа»

№ 5-04 с. 69

№ 2-04 с. 55

Выступление

Калантарова Е.В.

6.

Итоги первого полугодия. Анализ административных контрольных работ

Выступление

Зам. директора по УВР

7.

Планирование недели начальных классов

Руководитель МО

8.

Подготовка к школьным олимпиадам

Руководитель МО

4-е заседание - МАРТ

Содержание

Литература

Форма проведения

Ответственные

1.

О литературном произведении и проблемах связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению.

Обучение полноценному чтению детской литературы.

«Начальная школа»

№ 4-05 с. 8

№ 6-05 с. 41, с. 38

Доклад

Винникова Е.П.

2.

Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике

«Начальная школа»

№ 4-04 с. 60

Выступление

Кукарекина Л.П.

3.

Современные формы организации совместной деятельности младших школьников.

«Начальная школа»

№ 1-04 с. 15,

№ 11-04 с. 49 (Игры)

Опыт

Тазуркаева Х.Н.

4.

Особенности обучения детей по программе «Гармония». Разнообразие традиционных систем обучения

Опыт. Выступление

Хуцинашвили Н.А.

5.

Изучение методических писем

Руководитель МО

6.

Тестирование о пройденным темам, разноуровневые контрольные работ. Анализ результатов контрольных срезов. Современные подходы к оценке качества знаний.

Заместитель директора по УВР

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Оценка профессиональной направленности личности учителя (Е.И. Рогов)

Инструкция: «В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи вам в большей или меньшей степени. При этом соответственно возможны два варианта ответов:

а) наверно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени;

б) неверно, описываемое свойство не типично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени.

Прочитав утверждение и выбрав один из вариантов ответов, следует отметить его на листе, зачеркнув нужную букву».

1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей (а, б).

2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью (а, б).

3. Трудные задания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека (а, б).

4. Должны люди больше, чем сейчас, придерживаться законов морали? (а, б).

5. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку (а, б).

6. Мой идеал рабочей обстановки - тихая комната с рабочим столом (а, б).

7. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом (а, б).

8. Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, сделавших большой вклад в мой предмет (а, б).

9. Окружающие считают, что на грубость я просто не способен (а, б).

10. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет (а, б).

11. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать (а, б).

12. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка (а, б).

13. Большинство моих друзей - люди, интересы которых имеют много общего с моей профессией (а, б).

14. Я подолгу анализирую свое поведение (а, б).

15. Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане (а, б).

16. В компании я представляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории (а, б).

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения (а, б).

18. Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю прочитать что-нибудь по моей дисциплине (а, б).

19. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают (а, б).

20. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих (а, б).

21. Мне нравится принимать гостей и развлекать их (а, б).

22. Я редко выступаю в разрез с мнением коллектива (а, б).

23. Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их личности качеств (а, б).

24. Я не могу быть равнодушным к проблемам других (а, б).

25. Я всегда охотно признаю свои ошибки (а, б).

26. Худшее наказание для меня - быть в одиночестве (а, б).

27. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого (а, б).

28. В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литература (а, б).

29. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать (а, б).

30. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу (а, б).

31. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю (а, б).

32. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности (а, б).

33. Наука - это то, что больше всего интересует меня в жизни (а, б).

34. Окружающие считают мою семью интеллигентной (а, б).

35. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять (а, б).

36. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди (а, б).

37. Если есть выбор, то предпочту организовать внеклассное мероприятие, чем рассказывать ученикам что-нибудь по предмету (а, б).

38. Основная задача учителя - передать ученику знания по предмету (а, б).

39. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики (а, б).

40. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами (а, б).

41. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть (а, б).

42. Думаю, мне понравилась бы ответственная работа, работа, связанная с административной деятельностью (а, б).

43. Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации (а, б).

44. Моя любезность часто не нравится другим людям (а, б).

45. Были случаи, когда я завидовал удаче других (а, б).

46. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом (а, б).

47. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям (а, б).

48. Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я, в первую очередь, набрал бы книг по моему предмету (а, б).

49. Я проявляю большой интерес к судьбе других (а, б).

50. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей (а, б).

Обработка

Для обработки результатов опроса необходимо использовать ключ ответов, который сравнивается с ответом испытуемого. Каждый ответ оценивается по двухбалльной шкале:

·
ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл;

· ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к 0.

Каждый личностный параметр оценивается через суммирование оценок по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. зона нормы находится в пределах 3-7 баллов.

Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, так как в этом случае, есть ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемые стремился исказить результаты, и они не подлежат дальнейшей интерпретации.

Код опросника

1. Общительность - 1б, 6б, 11б, 16б, 21а, 26а, 31а, 36а, 41а, 46а

2. Организованность - 2а, 7а, 17а, 22б, 27б, 32б, 37а, 42а, 47а

3. Направленность на предмет - 3а, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 38а, 43а, 48а

4. Интеллигентность - 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 29б, 34а, 39а, 44а, 49а

5. Мотивация одобрения - 5а, 10а, 15а, 20б, 25а, 30а, 35а, 40б, 45б, 50а

Каждое из направлений профессиональной направленности считается недостаточно развитым, если по данной шкале получено менее трех баллов, и ярко выраженным - при количестве баллов более семи. Для большей наглядности полученные результаты целесообразно выразить в виде круговой или столбцевой диаграммы. Выраженность одного фактора свидетельствует о мононаправленности личности учителя, а выраженность нескольких факторов может интерпретироваться как результат полинаправленности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Методика изучения самооценки профессиональной пригодности и способностей к педагогической деятельности

(Т.А. Ротанова, Л.И. Золотарева, Н.Ф. Шляхта)

Уровни сформированности самооценки профессиональной пригодности.

Высокий уровень сформированности (3 балла). Самооценка высокая (или средняя), относительно устойчивая. Испытуемый хорошо представляет, какие качества у него развиты недостаточно, занимается самовоспитанием.

Средний уровень сформированности (2 балла). Самооценка может быть средней или высокой. Испытуемый представляет, какие качества необходимо развивать, но не прилагает усилий к самосовершенствованию.

Низкий уровень сформированности (1 балл). Самооценка низкая, противоречивая, нет стремления к самосовершенствованию.

При изучении самооценки профессиональной пригодности предлагается набор качеств, из которых надо выбрать и записать в первом ряду те, которые характеризуют, по его мнению, положительные черты идеального учителя.

Во второй ряд следует выписать те черты, которыми его идеал обладать не должен. Их количество в каждом ряду ограничивается 1-15 качествами. Затем испытуемый должен выбрать из «положительного» и «отрицательного» множества те черты, которыми он, по его мнению, обладает и должен ориентироваться не на степень выраженности того или иного качества, а только на его присутствие.

При обработке данных для каждого множества подсчитывается количество тех черт, которые выбрал испытуемый, и делится на общее количество в соответствующем эталонном ряду. Если коэффициент по положительному множеству близок к единице, то он скорее всего переоценивает себя; если близок к нулю, то недооценивает. По отрицательному множеству - наоборот. Коэффициенты, близкие к 0,5, говорят о нормальной, средней самооценке.

Примерный набор качеств

Жизнерадостность

Чувство юмора

Склонность к самоанализу

Аккуратность

Беспечность

Грубость

Заботливость

Организованность

Организаторские способности

Искренность

Застенчивость

Завистливость

Настойчивость

Отзывчивость

Терпеливость

Злопамятность

Инициативность

Общительность

Нерешительность

Самостоятельность

Дисциплинированность

Решительность

Честность

Ответственность

Несдержанность

Обидчивость

Целеустремленность

Любовь к детям

Умение доступно объяснять

Доброта

Стремление оказывать помощь

Мстительность

Подозрительность

Понимание людей

Эрудированность

Увлеченность

Принципиальность

Справедливость

Замкнутость

Культура речи

Наблюдательность

Строгость

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.