Рефераты. Сущность педагогических идей С. Френе и актуальность их использования в теории и практике отечественного обучения и воспитания

p align="left">Несомненен, однако, позитивный характер основополагающего тезиса С. Френе, согласно которому необходимо так строить деятельность школы, чтобы всей ее организацией ученики воспитывались в духе взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности, личного достоинства. Значительный вклад в реализацию этих целей вносят, по мнению Френе, предлагаемые им методы обучения, специфическая организация учебного процесса.

Уместно сделать ссылку на мнение Селестена Френе об учебниках. Придуманные взрослым автором для детей, - писал знаменитый педагог, - они уже по определению неадаптированны к их нуждам. Не существует хороших учебников, а есть устаревшие, плохие. Их вред даст о себе знать через годы, когда уже поздно что-либо исправить. Процесс обучения успешен только в индивидуальном ритме через самостоятельную, совместную деятельность.

2.3.1 Освобождение текстов

Френе работал с детьми, которые были неграмотны, пассивны, не умели и не знали, как выразить себя. И поэтому будущий великий педагог начал с создания атмосферы в классе, чтобы развить в учениках способности к самовыражению. Например, он дал детям возможность свободно выражать письменно или устно свои мысли. Так появились первые «свободные тексты», в которых дети писали о чем хотели, когда хотели и где хотели.

Это были небольшие сочинения, в которых дети рассказывали о своих семьях, друзьях, планах на будущее, описывали впечатления, наблюдения, сделанные во время прогулок. При этом ребенок, написавший текст, был вправе читать его или нет, показывать учителю или не показывать вовсе. Френе также предложил читать всем желающим тексты каждый день и выбирать из них лучший. И даже не просто выбирать, а дополнять и дорабатывать его сообща.

Французский педагог указывал и на еще одно значение текстов. Оно заключалось в том, что «свободный текст» - это не столько учебное упражнение по родному языку, сколько важный социально-психологический тест, с помощью которого можно лучше понять взаимоотношения ребенка с окружающим миром, ведь составляя свободные тексты, а потом печатая их, ребенок ощущает себя творческой личностью, действует методом проб и ошибок и начинает осознавать причины своих успехов и неудач.
Потом возникла идея издавать эти тексты.

Для этого использовалась самодельная типография. Долгое время типографская машина была обязательным предметом в каждой школе, работающей по методу Селестена Френе. Он считал, что работа с печатным станком имеет большое учебное и воспитательное значение, так как при наборе текста приобретаются навыки ручного труда, развиваются внимание и зрительная память, и самое главное - повышается грамотность.

Перед публикацией того или иного текста дети и учитель собирались вместе, исправляли ошибки и создавали картотеку, куда заносились наиболее часто встречаемые ошибки. Постепенно Френе пришел к идее специальных карточек самокоррекции с упражнениями, по которым можно было заниматься каждому индивидуально в зависимости от своих грамматических пробелов.

Так появилась система учебных карточек не только по родному языку, но и по другим предметам. Каждая карточка содержала определенную часть учебного материала, либо конкретное задание: текст для грамматического упражнения, вопросы по географии, истории, арифметическую задачу и так далее, имела свой номер и систематизировалась в специальной картотеке.

На уроке ребенок с помощью учителя мог составить для себя определенный набор карточек для личных занятий. Таким образом, пока учитель уделяет внимание малышам, старшие могли самостоятельно заниматься по карточкам.

Так произошел отказ от одного на всех учебника и единого ритма занятий, позволявшего каждому ребенку развиваться в собственном ритме. Френе полагал, что единый для всех учебник исключает возможность индивидуального подхода к обучению, что ученики должны иметь в своем распоряжении материал, с помощью которого они могли бы самостоятельно приобретать новые знания.

При работе с карточками учащиеся приобретали навыки работы со словарями и справочниками, изучали материал в подходящем им темпе и уделяли больше внимания тем вопросам, которые их действительно интересуют.

2.3.2 Освобождение классов

Учебные классы, где преподавал Френе, были переполнены, дидактические приёмы обучения не оказывали нужного воздействия, а ученики не проявляли и доли интереса, который они испытывали во время прогулок. Френе стал покидать школу, чтобы заняться изучением окружающей природы. Эти наблюдения всегда вызывали живой интерес детей.

В классе по системе Френе отсутствуют уроки «от звонка до звонка», учебные программы. При этом система Френе предусматривала чёткое планирование учеников каждого класса. Для каждого класса составлялся месячный план работы, содержащий перечень тем по учебным предметам, которые необходимо изучить в соответствии с государственными программами для школ. Затем на его основе ученики с помощью учителя составляли индивидуальный недельный план, где указывалось, сколько «свободных текстов» он составит, какие карточки будет использовать и каким трудом (например, в саду или в столярной мастерской) заниматься.

При этом граница свободного проектирования ученика заканчивается в том месте, где начинается свобода других, где он вторгается в коллективную жизнь или мнение группы, класса.

Здесь наступает момент согласования своих действий. Например, ребенок может покрасить все стулья в классе в красный цвет, но должен предварительно обсудить этот вопрос со всеми на классном совете.

2.3.3 Жизнь без отметок

В целом, вся деятельность детей в классе Френе основана на получении личного опыта, пропущенного через себя знания. И основой является не лекционное обучение, а сравнение, анализ, дискуссия, поиск путей разрешения проблем вне известных тропинок. Дети в классе Френе не знают, что такое ошибка.

Здесь бывают лишь недоразумения, которые являются ценностью, поскольку разобравшись в них вместе со всеми, можно в дальнейшем их не допускать. Здесь задается и обсуждается любой вопрос, а затем все вместе ищут на него ответ. Поиски ведутся не только в книгах, аудиовизуальных или компьютерных средствах, но и в личном общении с владельцем информации.

При этом у детей взращивается уверенность, что никто сегодня - ни учитель, ни директор, ни академик - не знает всего.
Также как общие учебные планы, в школе по системе Френе отсутствуют и оценки. Педагог называл систему оценок "одной из самых отрицательных сторон школы" и был убежден, что они не служат критерием интеллектуального уровня ребенка и не отражают подлинного качества знаний, а лишь толкают детей к обману, показным усилиям и нездоровой соревновательности.

Соответственно, в отсутствии привычных оценок в классах по модели Селестена Френе поощряются не конкурентность и соревновательность, а разнообразные формы кооперации. Хотя френетисты и понимают, что это идет вразрез с общей социальной и возрастной тенденцией, они все равно отстаивают приоритет сотрудничества. Согласно идеям французского педагога, дети должны твердо знать, что ничего в этом мире в одиночку сделать нельзя.

2.3.4 Воспитание на экспорт

Нельзя сказать, что педагогика Селестена Френе получила большую известность и распространение в мировом масштабе. Если сравнивать ее с педагогикой Марии Монтесори или Рудольфа Штайнера, то школ, работающих по принципам Френе, гораздо меньше.

Главная причина заключается в том, что педагогика Френе в принципе не может быть превращена в технологию. Например, классом Френе управляют не придуманные кем-то правила, а принятые самими детьми и изменяемые в случае необходимости нормы общежития. Эти нормы за года в год, для каждого отдельно взятого класса формируются заново.

Придумывая свои правила, дети исходят из прецедента. Допустим, бежит ребенок по коридору и кричит. Его останавливают его же одноклассники, начинают разбираться, почему и зачем он кричал, и спустя какое-то время выводят правило: в каких случаях можно, а в каких - нельзя кричать.

Соответственно, система Френе не включает привычных российским педагогам методистов, не предусматривает рекомендаций и разработок по проведению тех или иных мероприятий в рамках класса, поскольку как только появляется нечто подобное, она перестает быть сама собой.

Для ее масштабного развития необходимо создание профессиональных сообществ педагогов-исследователей особого склада, учителей-исследователей. Даже на родине педагога количество преподавателей, работающих по его методике, никогда не превышало 5 %. Сегодня же во Франции насчитывается всего 1-2 % учителей, применяющих на своих уроках принципы Селестена Френе.

Что же касается других стран мира, то как рассказала Алла Шейнина, классы по системе Френе особенно распространены во фламандской части Бельгии, в франкофонной части Италии, а также в Польше, Голландии и Швейцарии. Значительное число классов Френе насчитывается в испанской провинции Каталония и в Португалии. Наиболее активными сторонниками принципов Френе являются швейцарцы.

В европейских государствах достаточно часто осуществляются обмены между классами Френе, а два года назад в Японии даже прошла международная встреча преподавателей, работающих по этой системе.

Выводы по главе II

И все-таки, все склонны называть Френе революционером. Некоторые скромнее в оценке его заслуг. Он не так тонок, как Мария Монтессори. Не столь философичен, как Штайнер Рудольф Штейнер, Штайнер (нем. Rudolf Steiner, 27 февраля 1861 в местечке Кральевица, Хорватия (тогда -- Австрийская империя) -- 30 марта 1925, Дорнах, близ Базеля, Швейцария) -- австрийский философ-мистик, писатель, эзотерик, создатель духовной науки, известной как антропософия.. Селестен Френе всего лишь ответил на вопрос, как организовать начальную школу в стенах одной-единственной сельской однокомплектной школы. Как им, то есть семилеткам, нежнейшему человеческому материалу, начинать с нуля. И как педагогам, с ним работать.

Авторитаризм Авторитаримзм (от лат. auctoritas -- власть, влияние) -- характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан бонапартизма, поддерживавший устои государства на протяжении эпохи, в начале нынешнего столетия начал казаться скучным. Новые идеи - пленительно пестрые, гордо называемые то либеральными, то коммунистическими, связанные ключевым словом свобода, - витали в воздухе. Свобода в живописи. В литературе. В педагогике. В любви - в самом целомудренном, почти христианском значении: любовь вместо всего остального. Вместо понукания, жестокости, неравенства.

Новая модель общества, пронизанного любовью. В нем - все с нуля. В том числе и школа. И она тоже называется свободной. Центральный тезис концепции свободной школы Селестена Френе оказался простым на словах: для воплощения в жизнь прогрессивной педагогики недостаточно изменить организационные формы учебного процесса. Необходимо создать новые материальные средства обучения и воспитания.

Сельский педагог Селестен Френе привел школьников в светлые классы, не разделенные на кафедру мэтра и пенечки для несмышленых воспитанников. Нет идеального класса Френе. Вообще нет класса, а есть детско-взрослая сообщность. Нет назидательной дисциплины, но дисциплинирует само ощущение собственной и коллективной безопасности.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.