Рефераты. Сюжетно-ролевая игра как средство успешной социальной адаптации воспитанников школы-интерната

p align="left">В настоящее время к игре обращаются как к части досуга, идеальной форме развлечения, средству коррекции социальных отклонений личности, реабилитации инвалидов. Социокультурное назначение игры- обеспечить усвоение детьми всех богатств культуры, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов детского коллектива. Помимо воспитательного аспекта, игре присущ и дидактический. В процессе игры человек обучается, приобретая навыки будущей профессии, знакомится с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Игра создает поле деятельности, в котором человек моделирует те или иные жизненные ситуации и вырабатывает свое отношение к ним. Игра- это своего рода эталон поведения, способ усвоения личностью социальных ролей, основа формирования этического человека. Данный вид деятельности является и отдыхом, и компенсацией недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Играющий человек силой своего воображения создает около себя условную действительность и в ней- наиболее благоприятные возможности для реализации своих стремлений, проявления способностей [29, 39-40].

Ведя речь об игре, следует обратить внимание на ее содержание, под которым понимается сюжет игры, ее правила и игровое действие, которое предназначено для достижения цели самой игры. Сюжет - сфера действительности, которую отражает человек в игре. Сюжеты игр разнообразны: профессиональные, бытовые, сказочные и др. Сюжеты игр видоизменяются в зависимости от конкретных условий жизни человека, от его кругозора, от той исторической эпохи, в которой он живет. Правила игры - это положения, в которых отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений. Это одно из важных организующих ее элементов. Они предопределяют последовательность действий, взаимоотношение партнеров. Игровое действие реализует сюжет игры и включает такие элементы как, неожиданность, загадку, соревнование, лаконичную фразу и т.д.

С точки зрения О.С. Газмана, игровая деятельность состоит из трех компонентов.

1. Игровое состояние, которое характеризует эмоциональное отношение субъекта к реальной действительности в определенный промежуток времени. Игра будет только в том случае если есть определенное эмоциональное состояние играющих. Если есть игровое действие, но нет состояния или есть общение, но вновь нет состояния, то не может быть полноценной игры.

2. Игровое общение. Игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует. Общение в игровой действительности специфично, так как в игре существует определенная игровая мобилизация личности на решения задачи взаимодействия со всеми участниками игры в соответствии с правилами. Поэтому, можно выделить такие мотивы игрового общения как ориентация на выполнение игровой цели, самореализация, получение удовольствия от общения.

3. Собственно игровая деятельность строится на анализе трех важных элементов деятельности: субъект (индивид, группа, коллектив); объект (характеризуется в зависимости от игры, цели, участников игрового взаимодействия); активность, которую направляет субъект на объект.

Схема 1.2

Классификация игр

Игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок и в конкретных условиях его существования овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности.

Игра формирует личность, подготавливая ее к различным видам деятельности. Игра, влияя на складывание определенных поведенческих навыков, отражает вероятностное будущее, она выступает как многостороннее и вариативное приспособление к этому будущему. Таким образом, перебирая игровые ходы - варианты, человек учится ориентации.

Таким образом, игровые технологии по своей природе располагает к участию в ней любого человека. Остановимся на основных особенностях игрового взаимодействия.

1. Условность игры позволяет игрокам быть причастными к грандиозным событиям. Игровое пространство и время может сжиматься и, наоборот, растягиваться. Игры позволяют получить целостное представление о реальности за счет условности, воспроизведения лишь существенных компонентов системы, сжатия временных и пространственных интервалов.

2. Игра это проба потенциальных возможностей личности, но в отличие от действительности без ущерба.

3. В игре исчезает конкретная личность и появляется роль, в которой могут проявиться скрытые до этого возможности человека.

4. В игре нет внешних отрицательных оценок, всегда есть риск, неопределенность, но никогда нет страха, т.е. в игре человек свободен.

5. Игра - мир с управляемой реальностью. Он строится, модифицируется в зависимости от желания и возможностей игроков. В игре играющий - хозяин мира. Хотя игровая действительность порой более суровая, чем реальная, так как в жизни сложные ситуации можно избежать, обойти, а в игре их решение является целью игрового взаимодействия.

6. Игру, в отличие от жизни можно начинать снова и снова, играть лучше - это своеобразная обратимость будущего.

Следовательно, игра - самая свободная, естественная форма проявления деятельности, в которой постигается окружающий мир, приобретается опыт взаимоотношения людей, реализуются творческие возможности.

Тем самым, игра - начало самостоятельной творческой жизни человека, средство самовыражения, проба сил. В игре развиваются терпимость, толерантность, взаимопонимание, независимость, активность, решительность, инициативность, воля, выносливость, точность, координация и т.д. Это реальность, выстроенная на действующих законах, принятых обществом нормах и ценностях.

Игровые формы работы в учебном процессе могут нести на себе ряд функций:

? ? Образовательная;

? Развлекательная;

? Релаксационная;

? Игротерапевтическую;

? Развивающая;

? Воспитательная;

? Социализирующая;

? Коммуникативная;

? Диагностическая;

? Коррекционная

Сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра по классификации относится к творческим играм, то есть при данном виде игровой деятельности у ребенка имеется огромный арсенал творческих возможностей, полная свобода выбора действий, который может решить исход игры. Существуют также и виды данного типа игровой деятельности: диалогические, режиссерские, театрализованные. Все они имеют свою специфику.

Содержанием игры становятся отношения между людьми, поэтому ход игры необходимо направить так, чтобы дети могли создавать модели этих отношений. В игре много действий, которые передают ролевые отношения ребенка к другим участникам игры. Роль в игре не только называется, присутствует развернутая ролевая речь, обращенная к другим участникам игры. При этом ребенок обращается от имени игрового персонажа. Таким образом, через речь раскрывается сущность ролевых отношений. Действия в игре свернутые, короткие, одно действие сменяется другим, образуя динамичный длинный сюжет. и самое главное, общественные сюжеты занимают в игре основное место.

 Применяя в работе с детьми-сиротами данный вид игровых технологий, педагоги тем самым способствуют не только привитию детям социльного опыта, но и их социальной адаптации в школе-интернате, а в дальнейшем результаты этой педагогической деятельности станут базисом для дальнейшей успешной социальной интеграции ребенка-сироты в социуме. Благодаря    сюжетно-ролевой игре у детей-сирот развиваются представления о социальном устройстве и взаимоотношениях взрослых. www.childpsy.ru/index.php/item/3210

Вариация их использования

В интересах темы нашего курсового проекта следует выделить те, характерные особенности именно сюжетно-ролевой игры, которые свойственны при ее использовании для детей младшего школьного возраста:

1. Свобода. Игра - это вид деятельности, который никогда не может строиться на принуждении, обязательности. Ребенок поступает согласно своей воле, целям, а не по внешнему принуждению или ограничению.

2. Творчество. Игра требует не повторение уже известного, а выбора из множества вариантов наиболее удачного, оптимального. Это характеризует творческую деятельность, которая сопровождается познавательным интересом и является стимулятором активности личности. Творчество способствует самовыражению, дает возможность ребенку показать свою самоценность и индивидуальность. Игра- условие проявления ребенком креативности, свободы, безопасности.

3. Деятельность. Игра для младших школьников является специфическим видов деятельности. Цель ее не в результате, а в самом процессе. Этот вид деятельности регулируется двумя целями: цель в объекте, связанная с преобразованием окружающего мира, и цель в субъекте, связанная с преобразованием самого субъекта деятельности. Любые виды игры моделирую проблемные жизненные ситуации; создают условия для взаимодействия и взаимопомощи; открывают простор для фантазии, импровизации; способствуют более эффективному проявлению тех положительных качеств, которые не находят применения в повседневной жизни. Именно в сюжетной игре скрыт большой потенциал возможностей для обучения ребенка, оставшегося без попечения родителей, элементарным бытовым навыкам, которые являются крайней необходимостью для нормальной жизнедеятельности в обществе. Основная задача педагогов -сформировать у детей навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встает проблема освоение навыков самообслуживания, которая является первым этапом социально-бытовой адаптации. Основными формами воспитания у детей навыков самообслуживания являются: индивидуальная работа и организованные сюжетные игры, ведь наилучшее усвоение любого материала происходит у детей в процессе игры. Одним из условий освоения социальной адаптации является овладение всеми навыками самообслуживания, а именно:

I. Гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела.

Учить детей самостоятельно засучивать рукава, мыть лицо и руки, правильно пользоваться мылом. При кашле отворачиваться, прикрывать рот носовым платком; соблюдать опрятность, устранять самим или с помощью взрослых непорядок в одежде.

II. Навыки культуры еды.

Формировать навыки аккуратности еды у детей. Приучать детей садиться за стол в опрятном виде, принимать правильное положение за столом и сохранять его. Приучать правильно, пользоваться столовыми приборами; пищу брать понемножку, бесшумно, по мере необходимости пользоваться салфеткой.

III. Навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования.

Побуждать детей к самостоятельности в процессе одевания и умывания, а также раздевании. Воспитывать опрятность у детей. Учить замечать непорядки в одежде (расстегнулась пуговица, завернулся воротничок и т.п.) и самостоятельно его устранять или обращаться за помощью к взрослым.

IV. Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке.

Привлекать детей к элементарному хоз-бытовому труду: раскладывать ложки и т.п.; раскладывать оборудование или материалы к занятиям и убирать их; убирать игрушки после игр, принимать участие в починке коробок из-под игр, в ремонте книг, игрушек. Вместе с педагогом выносить на участок игрушки; убирать на участке палочки, камушки, листья. /www.socium.freenet.kz/program.html

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.