Рефераты. Телевидение как средство воспитания подростков

p align="left">Даже в детских игровых, развлекательных программах пропагандируется внезапное материальное обогащение. Почему-то всё меньше и меньше вспоминают о духовности. Например, в такой замечательной программе, как "Что? Где? Когда?" раньше, в качестве вознаграждения, давали хорошие книги, теперь это интеллектуальное казино, с мощнейшим культом денег.

Но не все на нашем телевидении так плохо и, конечно же, по телевидению можно увидеть и другие программы. Например, передачу «Умники и умницы». Хотелось бы верить, что ее смотрят тысячи ребят, любящих историю, и тоже могут найти ответы на сложнейшие вопросы, которые не всем взрослым под силу. Ведь это поистине очень интересная передача, с помощью которой можно узнать много нового, того, что в будущем действительно пригодится. На нашем телевидении сейчас очень много познавательных передач, но в каждой из них можно найти много «минусов». По-нашему, только две из таких программ, где нет «минусов» или, по крайней мере, их не сосчитать. Вторая такая программа - «Своя игра». Даже несмотря на то, что в нее играют взрослые посмотреть ее можно. Также не очень плохая передача на Первом канале «Кто хочет стать миллионером?». Вопросы и ответы в этих программах совсем не о том, что показывают по популярным молодежным каналам.

А игра «Поле чудес»? Когда она только появилась, она занимала одно из первых мест среди интеллектуальных игр. А сейчас эта игра настолько испортилась, точнее ее испортили сами зрители, которые в каждой передаче дарят г-ну Якубовичу алкогольные напитки и соленые огурцы на закуску. Теперь это дарение подарков в программе заняло первое место, а угадывание слова - на второе, порой игроки забывают вопрос, на который они должны отвечать.

Сейчас в России стало возможным просмотр такого канала как «Discovery». На этом канале рассказывается о том, что нас окружает, многие люди, никогда не смотревшие этот канал, считают, что там только рассказывается о природе и экологии. Но это не так, ведь здесь показывают интересные исторические события, рассматриваемые с неординарной точки зрения, а эта тема, зачастую очень интересна многим современным подросткам (молодым людям - о войне, об оружии и т.д.; девушкам - о королевах, балах и т.д.). Современным подросткам очень интересна тема НЛО, на телеканале «Discovery» почти каждый день рассказывают об этом удивительном явлении, а молодые люди в это время в очередной раз смотрят какое-нибудь MTV.

Если бы более 50% подростков в нашей стране смотрели телеканал «Культура», вряд ли бы у нас было так много неучей. Этот канал смотрят всего лишь примерно 15% подростков из всей страны. Этот канал действительно патриотичный, замечательные программы и фильмы показывают там. Очень обидно, что никто не может заставить посмотреть хотя бы раз этот замечательный канал наших подростков. Очень много опер и балетов показывают на «Культуре», а ведь мало кто из современных подростков знает кто написал, например, оперу «Евгений Онегин».

В 2004-2007 гг. в Смоленском государственном университете было проведено исследование по вопросу как использовать позитивный потенциал телевидения на воспитание ценностных отношений школьников. Исследование проводилось в три этапа. На первом выяснялись наиболее популярные у молодежи телевизионные передачи. На втором проводился их ценностный анализ. Третий этап состоял в определении уровня подготовленности будущих педагогов к использованию воспитательного потенциала телепродукции.

Исследование позволило выяснить, что в последние три года наибольшей популярностью у подростков используются такие телеканалы, как ТНТ, СТС, РЕН-ТВ, НТВ, Муз-ТВ. Из телевизионных передач наиболее популярными были: развлекательные (музыкальные и юмористические): «Танцы со звездами», «Ледниковый период», «Фабрика звезд», КВН, «Дом-2» и др. Далее по популярности следуют познавательные телепередачи: «Поле чудес», «Слабое звено», «Что? Где? Когда?». Около 60% голосов получили передачи о живой природе и путешествиях: «Вокруг света», «В поисках приключений». 40% школьников с удовольствием смотрят фильмы (в т. ч. боевики). Пользуются популярностью информационные и спортивные передачи. У нас в стране существуют три спортивных канала - 7TV, ЕвроСпорт и НТВ+футбол, но, к сожалению, не один из этих каналов не считается общедоступным. И, конечно, многие из них смотрят кинофильмы, причем предпочтение отдается зарубежным художественным фильмам перед отечественными (40% и 20% соответственно). Почти каждый третий из опрошенных смотрел телесериалы и мультфильмы. Примерно четвертая часть опрошенных предпочитала также время от времени смотреть игры, конкурсы, викторины.

На втором этапе исследования названные школьниками передачи были подвергнуты анализу с точки зрения их воспитательного потенциала, который содержит транслируемые образцы отношения к человеку, труду, природе, родине, профессии и его влияния на ценностную, интеллектуальную и волевую сферу зрителей.

К сожалению, отношение к другому человеку как к средству достижения личной цели, в том числе как к средству развлечения, сегодня широко представлено на телевидении. Достаточно посмотреть «Дом-2» (ТНТ), «Испытание верности» (ТНТ), «Правила съема» (ТНТ). Опасность этих примеров в том, что в представлении у подростков утверждается принципиальная возможность отношения к человеку как к средству достижения цели, что неизбежно перенесется ими на отношения с другими - в школьном классе, военной казарме, семье. В последние годы на телевидении появился целый ряд коммерческих телепроектов, которые культивируют отношения, не согласующиеся с нормами морали, несут в себе негативный воспитательный потенциал. Яркие примеры подобных «находок» таботников телевидения - проекты «Бешеные деньги», «Веселые баксы», «Бремя денег» и др.

Юноши и девушки далеко не всегда выбирают передачи с высоким ценностным потенциалом. Телепродукция ведущих каналов («Первый канал»), («Культура»), («Россия») предоставляет возможность всем желающим стать зрителем глубоких и несущих в себе высокие ценности телепередач: («Встань и иди»), («Линия жизни»), («Отечество и судьбы»), («Очевидное - невероятное») и др. При соответствующей работе педагога они могли бы стать действенным средством воспитания ценностных отношений личности.

2.2 Социологический опрос в Промышленновской общеобразовательной школе № 3

Мое исследование посвящено влиянию телевидения на психологию подростков, на их поведение после просмотра той или иной передачи. Мы приходим домой, во время еды, во время плохого настроения, мы почти всегда смотрим телевизор, а ведь сейчас для этого созданы все условия. Участниками исследования стали учащиеся 10-11-х классов. Всем им была предоставлена разработанная анкета. В анкете содержалось десять основных вопросов, но мы рассмотрим только четыре основных:

1. Какие передачи вам наиболее интересны (Музыкальные, спортивные, образовательные и т.д.)? Ваша любимая передача?

2. Совмещаете ли вы телевидение с другими видами умственной деятельности, таким как учеба, чтение или написание письма?

3. Для вас телевидение заменило много других увлечений и способов отдыха, от которых вы получали удовольствие в детстве (например, чтение книг)?

4. Как вы думаете, какой канал на телевидении сейчас наиболее интересен молодежи в возрасте 12-18 лет?

В анкетировании приняли участие 42 ученика 10-11 классов. В результате анкетирования были получены следующие данные: современной молодежи наиболее интересны музыкальные программы (21 человеку). В основном интерес у молодежи вызывают различные хит-парады (такие как «Русская десятка», «20-ка самых-самых» и др.); развлекательные программы выбрали 14 человек, участвующих в анкетировании, лидирующие место здесь занимают КВН и скандальный телепроект «Дом-2»; третье место, к сожалению, занимают спортивные, образовательные и информационные программы (5 человек), это такие программы как «Итоги», «Умники и умницы» и «Гении и злодеи». 29 человек совмещают просмотр телевидения с другими видами умственной деятельности, в основном это подготовка к занятиям или чтение книг. В процессе анкетирования выяснилось, что несколько подростков (19 человек) телевидению все-таки предпочитают чтение книг, то есть то, что их увлекало в детстве. Самым популярным каналом молодежь считает канал МTV (20 человек), 11 человек считают, что самый часто просматриваемый канал - это МУЗ-ТВ, телеканал СТС смотрят 5 учащихся, за то, что здесь нет никаких информационных выпусков всяких «взрослых» передач, 6 человек назвали другие каналы (Первый канал, НТВ).

В результате проведенной работы были сделаны следующие выводы:

1. Большинство программ, телепроектов, реалити-шоу, все-таки неблагоприятно влияют на психологию подростков, на их поведение после просмотра некоторых программ.

2. Программ отрицательно влияющих на нашу молодежь гораздо больше, чем программ, положительно влияющих на психологию подростков, а также и на их умственные способности.

3. Допускаемое время просмотра телевизора составляет 2 часа и не более (хотя большинство подростков смотрят телевизор около 2-4 часов).

Хотелось бы рекомендовать тинэйджерам проводить у телевизора столько времени, сколько этого рекомендует здравоохранение.

Согласно проведенному исследованию рекомендуется больше смотреть такие программы, как «Умники и умницы», «Своя игра», интеллектуальное телеказино «Что? Где? Когда?», а также просмотр таких каналов, как «Культура» и Discovery. Поменьше времени тратить на просмотр таких программ, как «Дом-2», различных передач, где проявляется агрессия, насилие и нетрадиционный секс.

На мой взгляд необходимо запретить показ программы «Дом-2». Также необходимо запретить показ различных фильмов в эфире центральных каналов, которые содержат сцены насилия, хотя бы отвести таким фильмам и программам отдельное, «недетское» время. В неделю интеллектуальные программы и шоу идут всего лишь один раз, в то время как негативные программы показывают почти каждый день; над этим необходимо задуматься взрослым, которые следят за этим (работникам телевидения).

Анкета.

1. Сколько часов в день вы смотрите телевизор?

2. Вы изучаете программу телевидения в газетах и выбираете передачи, которые вам интересны?

3. Какие передачи вам наиболее интересны (музыкальные, спортивные, образовательные и т.д.)? Напишите вашу любимую передачу.

4. Вы часто забываете про уроки, когда хотите посмотреть телевизор?

5. Вы совмещаете телевидение с другими видами умственной деятельности, таким как учеба, чтение или написание письма?

6. В вашей семье бывают частые ссоры из-за того, какую передачу выбрать и сколько времени проводить у телевизора? Кто чаще всего начинает эти ссоры?

7. Для вас телевидение заменило много других увлечений и способов отдыха, от которых вы получали удовольствие в детстве (например, чтение книг)?

8. Как вы думаете, какой канал на телевидение сейчас наиболее интересен молодежи в возрасте 12-18 лет?

9. Как ваши родители относятся к вашей любимой передаче?

10. Как относитесь к рекламе? Напишите вашу любимую рекламу и рекламу, которая вас раздражает?

Заключение

Человек 21 века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации проникли во все сферы жизни. Медиа стали основным средством производства современной культуры, а не только передаточным механизмом.

Наиболее сильный эффект телевидения, кроме его собственно содержательной стороны, -- это сам факт его существования, его всегда доступное, главенствующее ставшее привычным присутствие в каждом доме, его способность свести сотни миллионов граждан до уровня пассивных зрителей в течение большей части их жизни. Телевидение сводит до минимума личностные взаимодействия внутри семьи и сообщества. Через телевидение внедряются ценности и модели поведения, санкционируемые или несанкционируемые обществом, взаимное влияние структур видеокультуры и доминирующих ценностей молодежной среды.

Влияние телевидения на воспитание детей и подростков нельзя оценить однозначно. С одной стороны, их коммерциализация приводит к преобладанию на телеэкранах и страницах периодики насилия, секса, рекламы. С другой стороны, появление новых типов помогает молодежи как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Таким образом, телевидение продолжает играть значительную роль в жизни подростка, причем функции, которые оно выполняет, многообразны: это и новости, и интересная информация, и образование, и отдых, и разнообразные развлечения.

Информационное поле нового типа быстрее всего повлияло на молодежь как на наиболее мобильную в культурном отношении группу, попавшую к тому же в ситуацию тотального разрыва с ценностями предшествующего поколения. Молодежь, лишенная традиционно сложившихся на протяжении поколений ориентиров, оказалась подверженной самым разнородным влияниям системы ценностей Запада, которая находится в состоянии идеологического кризиса.

Широко известны данные о насыщенности СМИ актами агрессии, насилия, жестокости. Жестокие сцены, встречающиеся в кинофильмах, нередко влекут за собой рост преступности. Просмотр передач, содержащих сцены насилия, приводит, как это ни печально, к усилению проявлений жестокости в поведении нормальных детей абсолютно всех возрастов, от дошкольников до тинэйджеров.

В наше время завершает существование и развитие один тип человека и складываются условия для образования иного типа, с другой психикой и телесностью, духовностью и системой эстетических ценностей. Сейчас говорят о "втором коперниканском перевороте”, связанном с проникновением "новых технологий” во все сферы общественной жизни и об опасности ее дегуманизации. В этих условиях задачи воспитания молодежи непосредственно связаны с условиями формирования человека грядущей культуры и цивилизации.

При всей свободе рыночных механизмов, во многом определяющих развитие СМИ, важная роль принадлежит и государственному контролю, который должен сдерживать неумеренную коммерциализацию медиа. Современная молодежь, которой предстоит жить в эпоху новых технологий, -- это не только потребители, делающие выбор среди предметов потребления, но и участники политического, социального и культурного сообщества, в котором формирование мнения и ценностных структур непосредственно зависит от СМИ. Чтобы не превратить человека в придаток техники, необходимо развивать творческую индивидуальность молодого человека. Поэтому необходима четкая позиция со стороны правительства как в отношении контроля над средствами массовой информации и коммуникации, так и в отношении оптимального использования их потенциала для воспитания полноценного молодого поколения, способного достойно встретить вызов будущего.

Список литературы

1. Азбука нравственного воспитания /Под ред. А.И. Каирова, О.С. Богдановой. - М.: Просвещение, 1979. - 318 с.

2. Алешина, И. Постиндустриальное общество и международные коммуникации / И.Алешина // Международное сотрудничество, 2000, №1.

3. Берковиц, Л. Агрессия / Л. Берковиц - СПб.: «Прайм-Еврознак», 2001г.- 361с.

4. Булгаков, А.А. Наши неуправляемые подростки / А.А. Булгаков. - М., 2003г.- 384с.

5. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М.Орлова. - М.: Издательство Педагогическое общество России, 2003г.- 512с.

6. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко. - М.: АСТ, 2004. - 480с.

7. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. / Жан Бодрийяр. - М.: Республика; Культурная революция, 2006. - 159с.

8. Бордийяр, Ж. Символический обмен и смерть. / Жан Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2000.

9. Бореев, В.Ю., Коваленко, А.В. Культура и массовая коммуникация / В.Ю. Борев, А.В.Коваленко. - М.: Наука, 1986. - 302 с.

10. Борецкий, Р.А. Осторожно, телевидение! / Р.А. Борецкий - М.: Издательство ИКАР, 2002 - 224с.

11. Бурдье, П. О телевидении и журналистике. / Пьер Бурдье. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002.

12. Вартанов, А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках. / А.С. Вартанов. - М.: КДУ, Высшая школа, 2003.

13. Вартанова, Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. [Текст] / Е.Л. Вартанова. - М.: Аспект Пресс, 2003.

14. Васильева, Л.А. Делаем новости. / Л.А.Васильева. - М.: Аспект Пресс, 2002.

15. Винер, Н. Творец и будущее. / Н.Винер. - М.: ООО Изд-во АСТ, 2003. - 182с.

16. Влияние современного телевидения на подростков / Х Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского - Режим доступа: http://2003.vernadsky.info/works/qb/index.html

17. Возрастная психология и педагогика /Под редакцией М. В. Гомезо, М. В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М.: Просвещение, 1984

18. Возрастная и педагогическая психология /Под редакцией А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 2004. - 346с.

19. Воробьев, Г.Г. Молодежь в информационном обществе. / Г.Г.Воробьев. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 255 с.

20. Голядкин, Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. / Н.А.Голядкин. - М.: Аспект Пресс, 2004.

21. Засурский, Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации / Я.Н. Засурский // Информационное общество, 1999, вып.1. С. 36-40.

22. Зелинский, С.А. Психотехнологии гипнотического манипулирования сознанием / С.А. Зелинский. - Режим доступа: http://psyfaktor.orq/lib/zelinski2_00.htm

23. Ковалева, И.А. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / И.А.Ковалева //Социологические исследования.- 2003.-№ 1.

24. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С.Кон. - Москва, 1975

25. Лакан, Ж. Телевидение. / Жан Лакан. - М.: ИТДК «Гнозис», Издательство «Логос», 2000.

26. Луков, В.А. Особенности молодежных субкультур в России / В.А.Луков // Социологические исследования, 2002. - № 10.

27. Матвеева, Л.В. Психология телевизионной коммуникации. / Л.В. Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В.Мочалова. - М.: РИП-холдинг, 2002. - 132с.

28. Очерки по истории Российского телевидения - М.: Вокресенье, 1999. - 344с.

29. Пацлаф, Р. Застывший взгляд. Физиологическое воздействие телевидения на детей / Р.Пацлаф. - Режим доступа: http://www.qumer.info/bibliotek_buks/Psihol/Pac/index.php

30. Поберезникова, Е.В. Телевидение взаимодействия: Интерактивное поле общения. / Е.В. Поберезникова. - М.: Аспект Пресс, 2004.

31. Почепцов, Г.Г. Теория и практика коммуникации. / Г.Г. Почепцов. - М., 1998.

32. Практикум по возрастной и педагогической психологии /Под редакцией проф. А.И. Щербакова. - М.: Просвещение, 1982

33. Проблемы медиапсихологии. - М.: «РИП-холдинг», 2002. - 146с.

34. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990. - С. 21.

35. Рашкофф, Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. / Д.Рашкофф. - М.: Ультра. Культура, 2003. - 166с.

36. Саппак, В. Телевидение и мы. Четыре беседы. [Текст] / В.Саппак. - М.: «Искусство», 1988. - С. 16.

37. Сивулка, Дж. Мыло, секс и сигареты. / Дж. Сивулка. - СПб: Питер, 2002. - 341с.

38. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

39. Трубицына, Л.В. Средства массовой информации и психологическая травма / Л.В. Трубицина; Сост. Е.Е. Пронина // Проблемы медиапсихологии. - М.: РИП Холдинг, 2002 г . - 352 с.

40. Федоров, А.В. Влияние телеэкранного насилия на детскую аудиторию в США / А.В.Федоров //США-Канада: Экономика, политика, культура. - 2004. - N 1. - С.77-93.

41. Юровский, А. Телевидение -- поиски и решения. / А. Юровский. - М.: Искусство, 1983.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.